Люси и её партнёр
Кес ван Донген | |
Люси и её партнёр. 1911 год | |
фр. Lucie et son danseur | |
Холст, масло. 130 × 96,5 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-9087 |
«Люси и её партнёр» (фр. Lucie et son danseur, «Танцовщица и негр») — картина французско-нидерландского художника-фовиста Кеса ван Донгена из собрания Государственного Эрмитажа.
На тёмно-красном фоне изображена сидящая женщина в розовой блузе и светло-зелёной юбке, на её плечи наброшен цветастая шаль с геометрическим орнаментом, в руках закрытая книга с красной обложкой. За спиной женщины стоит негр в сером костюме с красным галстуком, он держит в руке апельсин. Слева внизу подпись художника: Van Dongen. На обороте этикетка галереи Бернхейм-Жён с указанием даты создания 1911. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 130 × 96,5 см[1].
Картина написана в 1911 году и является портретом танцовщицы кабаре по прозвищу Мулатка Люси и её партнёра по выступлениям Жиннаду Таиру по прозвищу Чарли. По сути, это один из ранних опытов ван Донгеном по созданию парадного портрета, здесь «Ван Донген, по видимости, уступает желанию своих моделей выглядеть более достойно». Годом ранее художник исполнил раздельные портреты своих персонажей, причём Люси позировала обнажённой (оба портрета находятся в частных коллекциях)[1]. Отмечается стилистическая близость к другим работам ван Донгена 1910—1911 годов, когда «художник показывает и человека, как он есть, и маску его общественного поведения»[2].
В декабре 1911 года картина впервые была продемонстрирована публике на выставке ван Донгена в галерее Бернхейм-Жён[фр.]. Около это времени её приобрёл М. О. Цетлин, находившийся в это время в эмиграции в Париже. После Февральской революции он вернулся в Москву, однако в следующем году был вынужден бежать сначала в Одессу, откуда через Италию вновь оказался во Франции. Картина осталась в Москве и оказалась в собрании Порывкиной, которая в 1939 году продала картину Государственному музею нового западного искусства (ГМНЗИ). После расформирования ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[2], в инвентарные описи музея включена под № ГЭ-9087. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 430[3].
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века следующими словами характеризовал картину:
Мир актёров кабаре и кафе-шантанов — главная область его фовизма, и её блистательно представляют «Танцовщица», «Антония ла Кокинера» и «Люси и её партнёр». Ван Донген шёл значительно дальше Форена и Тулуз-Лотрека и в смелости живописных решений, и в воссоздании психологической атмосферы этого далеко не фешенебельного мира, где неразлучны искусство и порок, богема и проституция, блеск и опасность. <…> В картине «Люси и её партнёр», где живопись тяготеет к плоскостности, художник набрасывает на плечи женщины пёструю шаль, тем самым выдвигая её несколько вперёд. Этот дробный ритм вносит беспокойство, связанное с затаённостью и напряжённостью размышлений странной пары. Раскраска шали почти вульгарная, если рассматривать её отдельно, и всё же органично вплетённая в общую живопись холста, красивую, но, кажется, и вызывающую, — разве мало говорит она об этой представительнице актёрского дна, которую знают только по имени…[4].
Примечания
Литература
- Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.