Антония ла Кокинера
![]() | |
Кес ван Донген | |
Антония ла Кокинера. 1906—1907 годы | |
фр. Antonia la Coquinera | |
Холст, масло. 100 × 81 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-8994 |
Антония ла Кокинера (фр. Antonia la Coquinera) — картина французско-нидерландского художника-фовиста Кеса ван Донгена из собрания Государственного Эрмитажа.
На переднем плане изображена танцующая девушка в светло-розовом платье, фоном служит красная стена, обрамлённая двумя синими занавесами. Слева у стены на табурете сидит аккомпанирующий танцовщице гитарист. Слева внизу подпись художника: Van Dongen. На подрамнике авторское название картины: Antonia la Coquinera. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 100 × 81 см. [1]
В 1906 году ван Донген познакомился с Пикассо и стал его соседом по «Плавучей прачечной». Вероятно тогда же он увидел картину Пикассо «Проворный кролик» (холст, масло; 99,1 × 100,3 см; ныне — Метрополитен-музей, инв. № 1992.391)[2] — считается, что фигура гитариста у ван Донгена восходит к аналогичной фигуре на картине Пикассо[3].
В 1905—1906 годах ван Донген написал целую серию изображений танцовщиц кабаре, причём картины были в основном эротической направленности — полуобнажённые танцовщицы исполняли танец живота или канкан. В отличие от преобладающих в то время эротических мотивов, Антония ла Кокинера исполняет гораздо более пристойный танец — фламенко. «Кокинера» — слово андалусийского происхождения, означает сборщицу или продавщицу ракушек; это дружески-насмешливое прозвище, данное девушке испанцами, живущими на Монмартре, указывает на социальное и географическое происхождение танцовщицы[3].
Не смотря на то, что художник в 1910 году совершил поездку в Испанию и написал там известную танцовщицу фламенко Хуану Варгас по прозвищу ла Макаррона[исп.] с очень близкими к «Антонии…» фигурами самой танцовщицы и двух гитаристов, считается что сама «Антония…» написана в 1906—1907 годах и демонстрирует несомненную стилистическую близость к другим работам ван Донгена именно этого периода, а «Хуана…» является её позднейшим перепевом[3].
Картина была выставлена на продажу в галерее Даниеля Анри Канвейлера, где около 1910 года её приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин[4]. В начале 1911 года картина прибыла в Москву и была выставлена в щукинском особняке, где её смогли увидеть российские специалисты. Б. Н. Терновец писал: «Перспектива, открывающаяся в анфиладе передних комнат по Пречистенке, упирается, с одной стороны, в пламенную и сияющую „Танцовщицу“ Ван-Донгена, с другой — в „Девочку на шаре“ Пикассо; эти сильные, эффектные и контрастные произведения всё время как бы пронизывают своими лучами посетителя, поддерживая его возбудимость и напряжённость и бессознательно привлекая его внимание к двум существенным проблемам французского искусства: проблеме цвета и построения»[5].
После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). После расформирования ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[1], в инвентарные описи музея включена под № ГЭ-8994. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 430[6].
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века следующими словами оценивал творчество ван Донгена:
Мир актёров кабаре и кафе-шантанов — главная область его фовизма, и её блистательно представляют «Танцовщица», «Антония ла Кокинера» и «Люси и её партнёр». Ван Донген шёл значительно дальше Форена и Тулуз-Лотрека и в смелости живописных решений и в воссоздании психологической атмосферы этого далеко не фешенебельного мира, где неразлучны искусство и порок, богема и проституция, блеск и опасность. Экстравагантный и пряный Монмартр ночной жизни, весёлой и пугающей одновременно, поразил его вскоре после того, как он <…> появился в Париже. Чувственность облика героинь Ван Донгена словно передаётся самой живописи. Краски здесь яркие, какие-то наэлектризованные, формы броские, планы крупные. Во всём господствует афишность, подмеченная ещё Аполлинером[7].
Столетием ранее подобную мысль высказывал и составитель первого каталога Щукинской галереи П. П. Перцов:
Как тип переходный между художником и иллюстратором, должен быть упомянут ярко-красочный и задорно-плакатный Ван-Донген, близко-родственный Тулуз-Лотреку («Дама в чёрной шляпе», «Антония la Coquinera» и мало характерная «Весна»). В этих резких немногих чертах и кричащих красках дана точно схема современной женской «завоевательной» красоты, создавшейся в условных рамках столичности[8].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Барская, Костеневич, 1991, с. 127.
- ↑ Metropolitan Museum of Art. — Pablo Picasso. At the Lapin Agile
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Костеневич, т. 2, 2008, с. 61.
- ↑ Семёнова, 2019, с. 271.
- ↑ Терновец, 1977, с. 126.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Донген, Теодорус Мари ван (прозванный Кес ван Донген). «Антония ла Кокинера».
- ↑ Костеневич, т. 1, 2008, с. 388, 390.
- ↑ Перцов, 1921, с. 86.
Литература
- Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
- Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
- Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.
- Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи / Сост., вступ. статья, тексты к разделам и коммент. Л. С. Алёшиной и Н. В. Яворской. — М.: Советский художник, 1977. — 360 с.