Ваджра
Ваджра (санскр. वज्र) по-тибетски дорчже[1] (тиб. རྡོ་རྗེ།) — ритуальное и мифологическое оружие в индуизме, тибетском буддизме[2] и джайнизме[3]. Было создано божественным ремесленником Тваштаром из костей мудреца Дадхичи для Индры[4].

Имея важное религиозное и культурное значение, символ ваджры распространился вместе с индуизмом, а затем с буддизмом во многие части Азии. Ваджра встречается в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Индонезии, Китае, Корее, Японии, Монголии и России.
Индуизм
В индийской мифологии ваджра является оружием Индры в его борьбе с асурами[2][4]. Источники расходятся в происхождении ваджры. В некоторых из них она была выкована для Индры Тваштаром, по «Ригведе» её сделал певец Ушана. В «Махабхарате» говорится, что ваджра сделана из скелета мудреца-отшельника Дадхичи[5].
Это мощное оружие, соединяющее в себе свойства меча, булавы и копья. Бывает бронзовой (аяса) или золотой. В Ведах ваджру иногда называют острой, но основное её свойство, которое встречается во множестве сравнений в индийском эпосе, — сокрушительная мощь удара. Позднее начинают подчёркивать также её прочность, неуничтожимость[4]. У ваджры четыре или сто углов, тысяча зубцов; иногда она имеет форму диска, иногда — крестообразна[5]. Изображения ваджры в виде симметричного двустороннего скипетра, напоминающего перуны Зевса, появляются относительно поздно[4].
Ваджра выступает и как символ плодородия. Как указывает В. Н. Топоров, она возможно связана с дождём, а также могла быть образом бычьего фаллоса[5].
Буддизм

Занимает центральное место в символике ваджраяны, направления в буддизме, получившего название от ваджры[5]. Ваджра символизирует мгновенное, молниеносное «просветление», однако в Тибете и Монголии акцент в символизме ваджры делается на неуничтожимом Законе (дхарме)[3].
Слово имеет несколько значений на санскрите: «молния» и «алмаз»[2] , используется в буддийских священных текстах и в названиях сутр. Ваджра символизирует силу и твёрдость духа, а также вечность и нерушимость (например, обета).
Выглядит как особым образом оформленный оформленный скипетр[5]. Имеет четыре зубца на каждом конце, которые изгибаются вокруг центрального пятого, образуя форму бутона лотоса. Реже встречается ваджра с девятью зубцами. Изготавливается из латуни или бронзы[2].
Является атрибутом многих будд, бодхисатв и идамов, обычно вместе с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец ваджры. Символизирует, помимо прочего, мужское начало, путь, искусные средства, сострадание, тогда как колокольчик, называемый гхантой, обозначает женское начало, плод, мудрость[5]. Ваджра и гхатна часто используются в ритуалах в паре. При этом ваджру держат в правой руке, а колокольчик — в левой[2].
Имеет символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.
Джайнизм
В джайнизме ваджра является символом тиртханкары Дхарманатхи.
Сёги
Фигура «ваджра» имеется в мака дай дай сёги и некоторых других крупных вариантах сёги.
Примечания
- ↑ Sarat Chandra Das (1902), A Tibetan-English dictionary with Sanskrit synonyms, Bengal Secretariat Book Depôt
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 vajra (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Андросов Валерий Павлович. Ваджра . Большая российская энциклопедия.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Васильков Я.В. Ваджра // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 106—107. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Топоров В. Н., Мялль Л. Э. Ваджра // Мифы народов мира: энциклопедия. Электронное издание / Главный редактор С. А. Токарев. — М., 2008. — С. 172.