Бронепоезда РККА до и во время Великой Отечественной войны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепоезда Красной Армии
Флаг СССР и Рабоче-крестьянской Красной Армии в 1922-1946 годахФлаг СССР и Рабоче-крестьянской Красной Армии в 1922-1946 годах
Годы существования 19221945 годы
Страна СССР
Подчинение Командующим броневыми силамиАБТВБТиМВ РККА
Входит в Рабоче-крестьянскую Красную Армию Союз Советских Социалистических Республик
Тип Бронепоездные части
Функция Ведение боевых действий в полосе железных дорог
Часть БронесилАБТВБТиМВ КА
Дислокация СССР Союз Советских Социалистических Республик
Участие в Конфликт на КВЖД, Советско-финская война (1939—1940), Вторая мировая война (19391945), Великая Отечественная война (1941—1945)

Бронепоезда РККА до и во время Великой Отечественной войны — бронепоезда Красной Армии с 1922 года — окончания Гражданской войны до 1945 года — окончания Великой Отечественной.

Межвоенное время

После Гражданской войны до 1941 года

МБВ Кировского завода № 2, состояние на 1.1940 с Л-11

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА 122[1] или 123 бронепоезда (февраль 1922 года — года окончания Гражданской войны в России, не считая бронепоездов на складах)[2][3].

С 1924 года в РККА бронепоезда сводились в дивизионы по три бронепоезда. В дивизионе бронепоездов был один тяжёлый и два лёгких бронепоезда. К сентябрю 1924 года имелось 105 бронепаровозов и 326 бронеплощадок на 105 бронепоездов.[4]

31 декабря 1924 года приказом революционного военного совета (реввоенсовета [РВС]) СССР № 1563/253 установлена новая нумерация броневых частей в связи с проведённой реорганизацией Вооружённых Сил СССР[5].

В 1925 году, 17 сентября, утверждён «Временный боевой устав броневых сил РККА, служба на полевых броневых поездах».

7. Дивизион бронепоездов есть высшее постоянное тактическое соединение двух или нескольких бронепоездов.
В состав дивизиона обязательно включается 1 бронепоезд тяжёлого типа.
Дробление дивизиона допускается лишь тогда, когда необходимо обслужить несколько отдельных направлений при недостатке бронепоездов в распоряжении командования.
Группа бронепоездов есть временное тактическое соединение нескольких отдельных бронепоездов или дивизионов (как правило не более 6 бронепоездов), образуемое на различные сроки и в различном составе из всех типов бронепоездов, включая и ББ.
Бронепоезда сводятся в группы исключительно для выполнения боевых задач на определённом участке железной дороги.

Группа бронепоездов при развитой сети железных дорог является мощным броневым кулаком в руках командования на наиболее ответственном участке фронта.

Проект боевого устава броневых сил РККА.
Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов[6].

В августе 1927 года в докладе начальника Главного управления РККА В. Н. Левичева председателю РВС СССР К. Е. Ворошилову о вновь разработанных штатах военного времени строевых частей Сухопутных и Военно-воздушных сил предложено для танковых и броневых частей:

… 2) Бронепоезда. Организация в общем осталась прежняя, изменилось лишь несколько вооружение тяжёлых бронепоездов, а именно: для тяжёлых бронепоездов вместо смешанного вооружения бронеплощадок (42' и 3" пушки) введен один тип орудий — 42' пушки.
3) Созданы отдельные железнодорожные артиллер(ийские) батареи (прежние тяжёлые бронепоезда особого назначения), причём на вооружение их дано или по одной 10" пушке, или по две 120-мм пушки.
4) Вновь разработаны штаты тяжёлых 2-х батарейных артиллерийских железнодорожных дивизионов (четыре 8" пушки или четыре 6" пушки Канэ). Эти дивизионы будут применяться как для борьбы на сухопутном фронте, так и, главным образом, для подвижной обороны берегов; последнее является у нас первым шагом в этом направлении, в то время как за границей (Франция, Америка) подвижные установки являются основным средством для обороны берегов. В будущем намечается дальнейшее развитие подвижных железнодорожных установок для береговой обороны, что в значительной степени усилит нашу береговую оборону. Численность дивизиона: 6" — 342 чел., 8" — 366 чел(овек).

К 1928 году количество бронепоездов как подразделений сокращено до 34[7].

В начале 1930 года в частях и на складах находилось 42 бронепаровоза, 76 лёгких и 14 тяжёлых бронеплощадок — всего на 42 бронепоезда[8]

РККА в межвоенный период не отказалась от дальнейшего развития бронепоездов. В межвоенное время в СССР продолжали строиться как бронепоезда, так и отдельные бронеплощадки, мотоброневагоны и бронедрезины новых типов.

К осени 1940 года автобронетанковые войска РККА, согласно приказу народного комиссара СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате организационных преобразований имели 9 отдельных дивизионов бронепоездов по 3 бронепоезда, отдельный батальон бронедрезин и 17 отдельных бронепоездов[9].

Бронепоезда НКВД

Второй опытный мотоброневагон модели Д-2, экспериментальный завод НКПС, февраль 1931 года

Уже летом 1928 года инспекция бронесил РККА[10] по приказу наркома обороны Ворошилова передало в НКВД первый бронепоезд, получивший новое наименование — «Феликс Дзержинский». Сформированные в конце тридцатых годов дивизии НКВД по охране железных дорог имели по одному бронепоезду в каждом полку. Помимо бронепоездов постройки времён гражданской войны, на их вооружении имелись и новейшие мотоброневагоны (31 Д-2 и по 1 Д-3 и Д-6 по 3 в бронепоездах-ротах мотоброневагонов (бепо-МБВ) с бронепаровозом[11]), производство которых было развёрнуто на нескольких заводах. Чекистские бронепоезда носили нумерацию полков НКВД, в которые они входили. В Советско-финской войне 1939-40 годов на Карельском перешейке участвовало из войск НКВД по охране железнодорожных сооружений три бронепоезда-роты мотоброневагонов, каждая рота имела три мотоброневагона типа Д-2 и бронепаровоз: всего 6 орудий, 12 пулемётов Максим, 6 пулемётов ДТ и 3 спаренных зенитно-пулемётных установки. На станции Рауту базировалась рота мотоброневагонов 51-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. В неё входили два мотоброневагона, действовавшие в интересах 7-й и 13-й армий. Защита коммуникаций возлагалась и на мотоброневагоны 4-й бригады войск НКВД по охране особо важных сооружений. Они использовались для патрулирования железных дорог и их защиты от потенциальных финских диверсантов.[12]

Количество бронепоездов НКВД в 1939—1940 годах возросло за счёт трофеев. Поход в Польшу в 1939 году привёл к появлению в войсках по охране железных дорог бронепоездов НКВД № 77 (бывший польский «Первый маршал» [Piłsudczyk[en]]), № 75 (бывший польский «Смелый» [Śmiały[en]]), № 58 (бывший «Бартош Гловацкий» [Bartosz Głowacki[en]]). Некоторые из них вскоре ещё раз поменяли «гражданство», когда оказались у немцев. Катастрофа 1941 года не обошла стороной и бронепоезда.[13]

В предвоенные годы для охраны железнодорожных коммуникаций в приграничных районах сформированы несколько дивизий НКВД по охране железных дорог. В каждую дивизию входили три-четыре полка, в каждом и 1-3 бронепоезда и/или 1-3 бронепоезда-роты мотоброневагонов. Номер бронепоезда соответствовал номеру полка. Дислоцировались они в районах:

К июню 1941 года в дивизиях НКВД по охране железнодорожных сооружений около 12 бепо-МБВ, в которых по штату долно было быть 36 МБВ, вероятно, поэтому некоторые авторы пишут, что в НКВД перед началом Великой Отечественной войны было 36 мотоброневагонов[15].

Типы (модели) бронепоездов

На вооружении автобронетанковых войск РККА к 22 июня 1941 года состояли следующие типы (модели) бронепоездов:

Советские бронепоезда в Великой Отечественной войне

Мотоброневагон Кировского завода действовавший на Ленинградском фронте

Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставались на вооружении. После начала войны был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи противовоздушной обороны. Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла[17].

На советско-германском фронте бронепоезда использовали обе воюющие стороны.

На 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (включая 53 бронепаровоза и 106 артиллерийских бронеплощадок), 9 бронедрезин и несколько моторных броневагонов, а также около 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железнодорожному пути.[18] По другим данным[19][20] в РККА 34 лёгких и 13 тяжёлых бронепоездов, из них в составе Дальневосточного фронта (ДВФ) и Забайкальского военного округа (ЗабВО) 12 лёгких и 5 тяжёлых бронепоездов, плюс кадр для сформирования ещё 10 бронепоездов[21]. Бронеплощадок противовоздушной обороны (типа СПУ-БП) было всего 28, из них в ДВФ и ЗабВО — 15. Кроме КА броневыми поездами располагали и войска НКВД по охране железнодорожных сооружений и оперативные войска НКВД, у них на 22 июня 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 33 моторных броневых вагона и 7 броневых автомобилей на железнодорожном ходу.

Бронирование паровоза на заводе Январского восстания в Одессе, 8-9.1941

Из-за эвакуации единственного довоенного производителя бронепоездов — брянского завода «Красный Профинтерн» — пришлось начинать строительство бронепоездов на паровозо- и вагоноремонтных заводах и в железнодорожных депо. Типовые чертежи бронеплощадок и паровозов (упрощённый вариант того, что делали в Брянске до войны) разослали по заводам под названием «НКПС-42». Но этим чертежам следовали не все. Где-то местные ресурсы не позволяли следовать образцу, и бронепоезд «лепили из того что было». Где-то, наоборот, считали, что могут построить лучше — характерный пример — бронепоезд № 1 «За Сталина!» построенный Коломенским заводом. Самая его отличительная черта — специальный бронепаровоз, перестроенный из маневрового паровоза серии «» с учётом специфики работы бронепоезда. Все прочие бронепоезда в Великую Отечественную (как и большинство поездов в Гражданскую) использовали стандартные бронепаровозы серий Ов или Од. Руководил перестройкой известный инженер Лебедянский. Две бронеплощадки имели низкий силуэт (в отличие от всех довоенных) и вооружались каждая двумя башнями от танка Т-34пушкой Ф-34 с баллистикой дивизионного орудия). Броня платформ 45 мм, как на Т-34. Было ещё три зенитные бронеплощадки — две с 37-мм пушками и одна с 12.7-мм пулемётом ДШК. Вдвойне обидно, что такой мощный бронепоезд погиб в первом же бою, столкнувшись 11 октября 1941 под Гжатском с немцами.[22]

Бронепоезд Железняков («Зелёный призрак») в Севастополе 1942 год
Бронирование вагона в Московском депо, октябрь 1941
Зенитчики бронепоезда ведут огонь по самолётам противника из строенного 7,62-мм авиационного пулемёта ПВ-1, Западный фронт, ноябрь 1941

Наверное, одним из самых знаменитых из советских бронепоездов стал «Железняков», защищавший Севастополь. Вооружённый пятью 76-мм корабельными универсальными артустановками, 2 82-мм миномётами, двумя 12,7-мм зенитными пулемётами ДШК и 14 7,62-мм Максимами и укомплектованный моряками Черноморского флота, «Железняков» совершил более 140 боевых выходов. Немцы звали его «Зелёным призраком». Даже финал его не как у всех — бронепоезд засыпало при обвале тоннеля в конце обороны Севастополя в 1942 году. Времена изменились, и попытки выйти в ближний бой, как в Гражданскую, чаще всего кончались плачевно: танки и противотанковая артиллерия не оставляли шансов громоздким «крепостям». А вот в качестве подвижных батарей бронепоезда были эффективны до самого конца войны. И ещё одна роль, зачастую вынужденная — прикрытие отхода. Сплошь и рядом железная дорога оказывалась перерезанной, и единственное, что оставалось бронепоезду — подороже продать жизнь в последнем бою.[22][23].

В 1941 году потеряно 42 бронепоезда: 21 — значившиеся в списках Главного автобронетанкового управления, 21 — прочие (флотские, местной постройки, трофейные прибалтийские); потери поездов НКВД не выявлены. В 1942 году потеряно 45 бронепоездов (42 армейских и 3 флотских, включая «Железняков»). В 1943 году потеряны всего 2 бронепоезда. Оба из одного дивизиона (60-го), практически одновременно — 7 июля, в бою с авиацией у станции Прохоровка — примерно там, где через 5 дней состоится знаменитое танковое сражение. За 1944—1945 годы потерь в бронепоездах не было.[24]

В октябре 1941 года наркомат обороны приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда. Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов (из них 65 типа ОБ-3).[22]

На основании боевого опыта (и по образу бронепоезда «За Сталина») строили бронеплощадки для «Ильи Муромца» и «Козьмы Минина» 31-го особого отдельного Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона броневых поездов. Это наверное самый известный дивизион бронепоездов в РККА. Каждый поезд состоял из бронепаровоза, двух орудийных бронеплощадок с двумя башнями от Т-34 и двух зенитно-миномётных бронеплощадок — на каждой две зенитки (На «Минине» по 2 25-мм, на «Муромце» в 1942 году по две 76-мм пушки Лендера) и пусковая установка М-8-24 «Катюша», плюс четыре контрольные платформы. Интересно, что в 1942 году хотели организовать массовый выпуск бронеплощадок с «Катюшами», но после испытаний от этой идеи отказались — конструкция вышла неудачной, слишком велико рассеивание. Почему это не мешало поездам 31-го дивизиона? На «Минине» и «Муромце» одиночные установки М-8-24 стояли на четырехосных бронеплатформах весом не менее 40 тонн. А построенные по постановлению ГКО N 924 реактивные платформы были двухосными, весом от силы 15 тонн — причём на них по две М-8-36 или одна пусковая установка М-13-16. Формально у «катюши» отдачи нет, но в процессе залпа установка раскачивается — и тем сильнее, чем меньше масса системы. Но боевой опыт показал, что немассированный залп «Катюш» (менее чем дивизионом) малоэффективен, поэтому одна-две установки на поезд особой пользы не принесут. В истории 31-го дивизиона есть только один случай, и то не подтверждённый, когда «катюшу» использовали в бронепоездной дуэли. А мороки с «секретным оружием» огребали. Возможно, поэтому бронепоездов с «катюшами» было только восемь.[25]

Тот же опыт войны показал, что двухбашенные броневагоны непрактичны: во-первых излишне тяжелы (что создаёт перегрузку пути и затрудняет подъём площадки в случае схода с рельсов), во-вторых при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. Сначала в 1942 году предложили взамен площадку типа ОБ-3 — двухосную и с одной башней — фактически половину довоенного вагона (рассчитанную на полукустарное производство в железнодорожных мастерских[26]. В 1943 создали бронеплощадку БП-43 с башней — более компактную и соответственно лучше забронированную. Штатный бронепоезд теперь состоял из паровоза, четырёх площадок ОБ-3 или БП-43 и зенитной площадки «ПВО-4» с двумя огневыми точками — это могли быть 25-мм или 37-мм пушки либо 12,7-мм пулемёты ДШК.[27]

Если обычные бронепоезда показали свою уязвимость в ходе войны, то с началом наступательного этапа войны проявилась высокая потребность в бронепоездах ПВО как мобильном средстве прикрытия с воздуха станций и железнодорожных коммуникаций в прифронтовой полосе: их построено около 100 единиц[20][18]. Каждый из нескольких зенитных платформ, которые или действовали совместно, или «россыпью» прицепляли к эшелонам с важным грузом. Они входили в войска ПВО. К концу войны обеспечение ПВО поездов и станций стало чуть ли не главной задачей бронепоездов. Тем более что немцы, отходя, разрушали пути, и догнать их поездам было затруднительно.[28]

Ниже фотографии двухосной бронеплатформы № 911—045 (тара 22 т), изготовленной на базе платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г. Во время Великой Отечественной войны бронеплатформы, оснащённые зенитными пушкой/ами и/или пулемётом/ами, использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации.

Двухосная ПЛ № 911—045, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Варшавский вокзал (Санкт-Петербург)

В годы Великой Отечественной войны действовало около 200 советских бронепоездов[29].

На конец войны в РККА 140 бронепоездов[30].

Некоторые из них награждены орденами или почётными наименованиями, но гвардейским не стал ни один[31][32][33].

В 1944—1945 годах и в послевоенные годы бронепоезда внутренних войск НКВД-МВД использовались для операций по борьбе с УПА и им подобными антисоветскими партизанами[32][34].

Награждённые формирования бронепоездов

Дивизионы бронепоездов, особо отличившиеся во время Великой Отечественной войны, награждены[35]:

Почётным наименованием

  • 8-й Ясловский отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор / подполковник Б. Я. Рогачевский);
  • 31-й Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского особый отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор В. М. Морозов);
  • 36-й Ардонский отдельный дивизион броневых поездов имени М. Гаджиева (командир — майор В. Д. Кондратьев);
  • 37-й Шепетовский отдельный дивизион броневых поездов (командир — подполковник А. И. Зайченко);
  • 44-й Клайпедский отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор И. М. Александров);
  • 46-й Ясловский отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор А. Р. Степанчук);
  • 49-й Шепетовский отдельный дивизион броневых поездов (командир — капитан Д. М. Шевченко);
  • 58-й Изяславский отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор И. С. Мариджанов);
  • 59-й Пражский отдельный дивизион броневых поездов (командир — капитан П. И. Степанов);
  • 62-й Новосокольнический особый отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор В. П. Мерзлов).

Орденом Красного Знамени

  • 1-й Отдельный Краснознамённый дивизион бронепоездов (командир — майор / подполковник И. Х. Овецкий, с 1.1945 — майор Н. С. Казакевич);
  • Краснознамённый броневой поезд войск НКВД № 46 (командир — майор Г. Ф. Фирсов);
  • Краснознамённый броневой поезд войск НКВД № 56 (командир — капитан П. К. Ищенко);
  • Краснознамённый броневой поезд войск НКВД № 73 (командир — капитан Ф. Д. Малышев).

Орденом Александра Невского

  • 31-й Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского особый отдельный дивизион броневых поездов (командир — майор В. М. Морозов)[36].[33]

Известные бронепоезда РККА Великой Отечественной

Фотогалерея

Бронепоезда РККА в искусстве

См. также Бронепоезда Касной Армии Гражданской войны

В кинематографе

  • «В 6 часов вечера после войны», 1944, Мосфильм, реж. Иван Пырьев и Г. Казанский — в заключительной части фильма его герои Варя (Марина Ладынина) и лейтенант Кудряшов (Евгений Самойлов) встречаются зимой на железнодорожном разъезде, Варя — командир зенитно-пулемётного расчёта на контрольной площадке литерного эшелона, Кудряшов — командир бронепоезда «МОСКВА»…
  • «Крепость на колёсах», 1960 — о героической команде бронепоезда № 56, совершившей легендарный подвиг в первые дни Великой Отечественной войны на Украине.
  • «Последний бронепоезд», 2006, телесериал, Россия−Белоруссия, реж. Зиновий Ройзман — на помощь советским войсковым частям, попавшим в окружение в Белоруссии, был отправлен мощный бронепоезд. Но бронепоезд был захвачен немецкими десантниками, и горсточка бойцов идёт на смертельный риск, чтобы отбить бронепоезд и вернуть последнюю надежду на спасение красноармейцев и тысяч мирных жителей.

Мемориальные доски и памятники бронепоездам РККА

  • Полноразмерная модель бронепоезда «Московский метрополитен» на базе паровоза Эр796-43, установлена на вокзале Старого Оскола (2023)
  • Мемориальная доска бронепоезду Сибиряк-Барабинец, установлена на здании вокзала станции Барабинск
  • Мемориальная доска бронепоездам Пермский Рабочий, Александр Невский, Александр Суворов, Григорий Котовский, Николай Щорс установлена на здании вокзала станции Пермь II
  • Мемориальная доска в память бойцов 38-го и 62-го дивизионов бронепоездов спецформирований НКПС, установлена на станции Мармыжи Московской железной дороги, Курская область.
  • Мемориальная доска в память о бойцах бронепоезда № 53, установлена на станции Подсолнечная Октябрьской железной дороги (г. Солнечногорск, Московская область)

См. также

Примечания

  1. С. Ромадин. Броневая гвардия революции. Моделист-конструктор № 3 1990 С.25.
  2. Коломиец, 2004, с. 4.
  3. Коломиец, 2010, с. 6.
  4. Коломиец, 2010, с. 6 и 81.
  5. Коломиец, 2004, с. 6.
  6. Проект боевого устава броневых сил РККА, Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов — Госвоениздат, 1931. Дата обращения: 8 февраля 2018. Архивировано 11 января 2010 года.
  7. Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. — М. : Воениздат, 1976. — С. 601.
  8. Коломиец, 2004, с. 5.
  9. Коломиец, 2010, с. 88 и 89.
  10. Обзор создания и развития бронетанковых и механизированных войск СССР. Дата обращения: 9 сентября 2018. Архивировано 28 ноября 2016 года.
  11. Коломиец М. В. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. 2007. с.24-34
  12. Дроговоз, 2002, с. 231.
  13. Дроговоз, 2002, с. 232.
  14. Дроговоз, 2002, с. 233—234.
  15. Дроговоз, 2002, с. 234.
  16. Коломиец, 2004, с. 16—50 и 59-61.
  17. Коломиец, 2004, с. 14—61.
  18. 18,0 18,1 Демидюк Е. В. Зенитные бронепоезда ПВО в Великой Отечественной войне. // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 10. — С.21-24.
  19. Коломиец, 2004, с. 60.
  20. 20,0 20,1 Глава 4. Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог
  21. Коломиец, 2004, с. 14 и 60.
  22. 22,0 22,1 22,2 Коломиец, 2007.
  23. Зарубин Д. Е. Гибель 39-го отдельного дивизиона бронепоездов по Старым Осколом. // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 12. — С.29—31.
  24. Коломиец, 2010, с. 243.
  25. Коломиец, 2010, с. 137—148.
  26. М. Коломиец. «Третий» вступает в бой. «Моделист-конструктор» № 8 1995
  27. Коломиец, 2010, с. 90—141.
  28. Коломиец, 2010, с. 149—179.
  29. Коломиец, 2010, с. 196, 228, 229.
  30. Коломиец, 2010, с. 230.
  31. сайт «Память народа» — из «Наградного листа» на ком-ра 1-го отдельного Краснознаменного дивизиона бронепоездов — майора Овецкого Иосифа Хайкелевича стр. 140 «… За хорошо поставленную дисциплину и организованность, за боевые заслуги перед Родиной в борьбе с германским фашизмом дивизион т. Овецкого представлен к званию — ГВАРДЕЙСКИЙ — …». Приказ по 10-й армии № 1068 от 1.10.1942 Военный совет Западного фронта.
  32. 32,0 32,1 Дроговоз, 2002, с. 313.
  33. 33,0 33,1 Коломиец, 2010, с. 248.
  34. На огневых рубежах (Из опыта боевых действий бронепоездов внутренних войск). — М., 1986.
  35. Коломиец, 2010, с. 247—248.
  36. Указ ПВС СССР от 31.10.1944 г.

Литература

  • Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог — СПб. : Остров, 2005. — 212 с. — ISBN 5-94500-001-9 [малотиражная книга]
  • Дроговоз И.Г. Крепости на колёсах. История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с. — ISBN 985-13-0744-0.
  • Ефимьев А. В., Манжосов А. Н.,Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941−1945 / Ред. Е. Ю. Лемехова; Отв. за выпуск А. Н. Глонти.. — М.: Транспорт, 1992. — 248 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-277-01631-7. (в пер.)
  • Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941−1945 / Под ред. Н. С. Конарева. — М. : Транспорт, 1987. — 591 с.
  • Каторин Ю. Ф. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю. Ф. Каторин, Н. Л. Волковский. — М. : АСТ; СПб. : Полигон, 2007. — 590c. — (Арсенал) — о бронепоездах страницы 430−533 (вероятно, было несколько изданий книги)
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Красной Армии 1930−1941 гг. — М.: Яуза, 2004. [малотиражная книга]
  • Коломиец М. В. Фронтовая иллюстрация 5-2005. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны, «Стратегия КМ».
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: Часть 1. — М.: Яуза, 2007.
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Великой Отечественной "Сухопутные броненосцы" Красной Армии. — М.: Яуза, 2010.
  • Поцелуев В.А. Броненосцы железных дорог. — М.: Молодая гвардия, 1982.
  • Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. — М. : Транспорт, 1993. — 200 с. — ISBN 5-277-01050-5.

Ссылки