Бронепоезда типа ОБ-3

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепоезда типа ОБ-3
Один из бронепоездов типа ОБ-3 «Истребитель немецких захватчиков» (без трёх бронеплощадок)Один из бронепоездов типа ОБ-3 «Истребитель немецких захватчиков» (без трёх бронеплощадок)
Принадлежность  СССР
Подчинение Рабоче-крестьянская Красная Армия
Эксплуатация апрель 19421946 годы
Участие в Великая Отечественная война
Технические данные
Силовая установка Бронепаровоз типа О с 1 зенитным пулемётом ДШК
Мощность 600 л.с.
Бронирование 12—50 мм
Количество броневагонов четыре артиллерийских и зенитный
Вооружение
Лёгкое вооружение 20 7,62-мм пулемётов ДТ и/или Максима и/или 7,92-мм Браунинг
Артиллерийское вооружение 4 76-мм образцов 1902, 1927, 1927/32, 76-мм 1915 годов, 76-мм Л-10 или 75-мм пушки
Зенитное вооружение 2 37-мм и/или 25-мм пушки или 2 ДШК или 1 пушка и 1 ДШК

Бронепоезда типа ОБ-3 — советские бронепоезда (бепо[сн 1]) времён Великой Отечественной войны. Самые массовые советские бронепоезда Великой Отечественной войны — в 19411942 годах построено 65 бронепоездов.

История

На 22 июня 1941 года Красная армия имела 47 бронепоездов — 34 лёгких и 13 тяжёлых. Кроме Красной армии бронепоезда имели и войска НКВД по охране железнодорожных сооружений и оперативные войска НКВД, у них на 22 июня 1941 года 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки и 33 мотоброневагона[1][2].

В 1941 году потеряно 42 бронепоезда: 21 — значившиеся в списках Главного автобронетанкового управления, 21 — прочие (флотские, местной постройки, трофейные прибалтийские); потери поездов НКВД не выявлены[3].

29 октября 1941 года наркомат обороны СССР директивой № 22сс, подписанной наркомом обороны И. В. Сталиным, приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда. Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов, из них 65 типа ОБ-3[4].

Бронепаровоз типа НКПС-42 — такие и в бронепоездах ОБ-3

Опыт войны показал, что двухбашенные броневагоны непрактичны: во-первых излишне тяжелы (что создаёт перегрузку пути и затрудняет подъём площадки в случае схода с рельсов), во вторых при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. В конце 1941 года предложили взамен бронеплощадку типа ОБ-3 (облегчённая — третий вариант) — двухосную и с одной башней — фактически половину довоенного броневагона (рассчитанную на полукустарное производство в железнодорожных мастерских[5][2].

Бронепаровоз бронепоезда ОБ-3

Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно в 36 паровозных депо и на 10 паровозо- и вагоноремонтных заводах[6]. Нужные для их строительства подвижной состав и материалы, за исключением брони и вооружения, брали на местах. Броня поставлялась с ближайших металлургических и танковых заводов. На большинстве бронепоездов типа ОБ-3 бронезащита из незакалённой стали, а где строительство вели рядом с заводами, могущими провести закалку, или получали некондиционную броню с производства танков, бронезащиту сделали из закалённой стали или брони[5].

Всего было построено 65 бронепоездов[4], в том числе 10 в 1941 году («Ковровский большевик», «Южноуральский железнодорожник» и другие), в январе 1942 года — 12 («Василий Чапаев», «Вперед, на запад!» (Оренбургский паровозоремонтный завод), «Кзыл Татарстан» и другие), в феврале — 17 («Железнодорожник Кузбасса», «За Родину!», «Истребитель немецких захватчиков», «Победа», «Свердловский железнодорожник», «Сибиряк-Барабинец», «Советская Сибирь», «Сталинский Урал», «Челябинский железнодорожник» и другие) и в марте — 26 («Комсомол Чувашии», «Лунинец», «Металлург Кузбасса», «Москвич», «Североказахстанец», «Сибиряк», «Сталинец» и другие)[5].

Устройство

25-мм зенитная пушка 72-К. На бронепоездах без повозки


37-мм зенитная пушка 61-К. На бронепоездах без повозки

Бронепоезд ОБ-3 состоял из четырёх двухосных бронеплощадок и бронепаровоза, который располагался в середине состава, 2-4 контрольных платформ спереди и сзади для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и так далее) и для защиты от минно-взрывных заграждений[5].

Для вооружения бронепоездов типа ОБ-3 Главное артиллерийское управление РККА в тот тяжёлый — первый период Великой Отечественной войны выделило только пушки морально устаревающих отечественных или иностранных систем: 76-миллиметровые образцов 1902, 1927, 1927/32 годов, 76-мм зенитные Лендера, 76-мм танковые Л-10, 75-мм французские и трофейные польские. Пулемёты были выделены трёх типов: 7,62-мм ДТ или Максим или 7,92-миллиметровые польские Браунинги образца 1930 года[5].

Для внешней связи устанавливали радиостанцию71-ТК-1, 71-ТК-З или английскую №-9. Для связи между вагонами и паровозом весь состав оборудовался телефоном и переговорными трубами корабельного типа. Электроэнергия для освещения вырабатывалась турбогенератором, установленным на паровозе, а для отопления состава в холодное время имелась система труб с подачей пара от котла. Бронепаровоз — НКПС-42; артиллерийские площадки — 4 ОБ-3; зенитная бронеплощадка ПВО-4 или с двумя 37-мм зенитными автоматическими пушками 61-К или 25-мм зенитными автоматическими пушками 72-К, или с двумя крупнокалиберными 12,7-мм зенитными пулемётами ДШК, или с одной 37-мм или 25-мм пушкой и одним ДШК (кроме того один ДШК ставили на тендере бронепаровоза в зенитной башне, защищённой с боков бронёй)[5].

Боевое применение

Повреждённый у Мармыжей бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» 38-го дивизиона бронепоездов. Фотография роты пропаганды Вермахта (Propagandakompanie der Wehrmacht). Июнь 1942 года[7][сн 2]
Повреждённый у Воронежа советский бронепоезд. На бронеплощадке труп погибшего члена экипажа. Фотография роты пропаганды Вермахта (Propagandakompanie der Wehrmacht). Июнь 1942 года[8][сн 3]

Особенно активно использовались ОБ-3 во время боев летом 1942 года на южном фланге советско-германского фронта и на Северном Кавказе летом-осенью 1942 года. В 1942 году экипажи советских бронепоездов и типа ОБ-3 показали немало примеров самопожертвования. 28 июня 1942 года западнее Воронежа в бою с немецкими авиацией и танками погибли оба бронепоезда 38-го отдельного дивизиона бронепоездов — № 1 «Челябинский железнодорожник» и № 2 «Южноуральский железнодорожник»[9]. 30 и 31 октября северо-западнее Орджоникидзе в боях с немецкими танками погибли оба бронепоезда 36-го отдельного дивизиона бронепоездов — № 717 «Оренбургский железнодорожник» и № 731 «Вперёд, на запад!». Всего за 1942 год было потеряно около 20 бронепоездов типа ОБ-3. Большинство бронепоездов было потеряно от немецкой авиации. Поэтому, начиная с 1941 года, постоянно усиливали зенитное вооружение бронепоездов (всех типов, не только типа ОБ-3). В 1942 году завод «Стальмост» изготовил 65 зенитных бронеплощадок типа ПВО-4 с двумя 37-мм зенитными автоматическими пушками 61-К или 25-мм зенитными автоматическими пушками 72-К, или с двумя 12,7-мм зенитными пулемётами ДШК, или с одной 37-мм или 25-мм пушкой и одним ДШК (кроме того один ДШК на тендере бронепаровоза в зенитной башне), экипажи бронепоездов снимали 12,7-мм пулемёты УБ и 20-мм пушки ШВАК со сбитых самолётов, и устанавливали их и трофейные немецкие 20-мм зенитные пушки на контрольных платформах с защитой из шпал и рельс. В 1943 году завод «Стальмост» изготовил 12 зенитных бронеплощадок ПВО-4 и 24 — в июле—ноябре 1944 года[10].

В 1943—1945 годах бронепоезда ОБ-3 использовались главным образом как средство контрбатарейной борьбы, для артиллерийской поддержки войск и для ПВО[5].

Примечания

  1. Коломиец, 2004, с. 60.
  2. 2,0 2,1 Глава 4. Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог
  3. Коломиец, 2010, с. 243.
  4. 4,0 4,1 Коломиец, 2010, с. 196.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 М. Коломиец. «Третий» вступает в бой. «Моделист-конструктор» № 8 1995
  6. Коломиец, 2010, с. 132.
  7. Коломиец, 2010, с. 90.
  8. Коломиец, 2010, с. 89.
  9. с. 79 Бронепоезда в бою «Стальные крепости Красной Армии». М. Коломиец. 2010
  10. Коломиец, 2010, с. 160—164.

Сноски

  1. Сокращение утвердилось ещё со времён Гражданской войны в России, как лучше предающееся по телефону при шумах — выстрелах, взрывах и так далее
  2. В борту ближайшей бронеплощадки за открытой дверцей вертикальная амбразура 7,92-мм польского пулемёта Браунинг, также видно, что относительное положение паровоза и последних вагонов не строго по одной линии — то есть пути деформированы взрывами авиабомб, а возможно вагоны сошли с рельсов
  3. Снизу видны «разорванные как бумага» стальные листы толщиной 10 мм защиты ходовой части, деформации и многочисленные осколочные пробоины от немецких осколочно-фугасных авиабомб в тех же 10-мм стальных листах (для сравнения — толщина металлических дверей квартир обычно 1,5-4 мм — в 2,5-7 раз меньше). Также в борту ближайшей бронеплощадки пробоина в верхнем наклонном листе толщиной 12-16 мм

Литература

  • Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог — СПб. : Остров, 2005. — 212 с. — ISBN 5-94500-001-9 [малотиражная книга]
  • Дроговоз И.Г. Крепости на колёсах. История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с. — ISBN 985-13-0744-0.
  • Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941−1945. — М.: Транспорт, 1992. — 248 с. — ISBN 5-277-01631-7.
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Красной Армии 1930−1941 гг. — М.: Яуза, 2004. — 75 с.
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Великой Отечественной "Сухопутные броненосцы" Красной Армии. — М.: Яуза, 2010. — 306 с. — ISBN 978-5-699-40943-3.
  • Поцелуев В.А. Броненосцы железных дорог. — М.: Молодая гвардия, 1982.

Ссылки