Бос, Корнелис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Корнелис Бос
Гротеск с омаром и фантастическими существами. Анонимный итальянский художник по гравюре Корнелиса Боса. После 1540Гротеск с омаром и фантастическими существами. Анонимный итальянский художник по гравюре Корнелиса Боса. После 1540

Корнелис Бос (нидерл. Cornelis Bos, около 1510, Хертогенбос — 7 мая 1555, Гронинген) — нидерландский рисовальщик-орнаменталист, гравёр, издатель и торговец печатными изданиями, создатель своеобразного жанра и стиля орнаментальной гравюры — нидерландского гротеска. Работал в технике резцовой гравюры. Свои работы подписывал инициалами: «СВ».

Родился в городе Хертогенбос, в Нидерландах (провинция Северный Брабант), но зарегистрирован гражданином Антверпена, там же состоял членом Гильдии Святого Луки.

С 1540 года жил и работал в Антверпене. Гравировал по рисункам Мартена Ван Хеемскерка. В 1548—1550 годах, вероятно, был в Италии, о чём косвенно свидетельствуют его гравюры по оригиналам Агостино Венециано и Маркантонио Раймонди. Гравюры по другим итальянским оригиналам были столь многочисленны и точны в деталях, что их использовали при издании в переводе на голландский язык трактатов по архитектуре Витрувия и Себастьяно Серлио, опубликованных знаменитым нидерландским художником-гравёром и издателем Питером Куком ван Альстом. В 1530 году в Антверпене опубликована с надписями на французском языке «Книга мореска» (Livre de moresques), образцов мавританского орнамента[1].

Бос иллюстрировал научные трактаты, в частности книгу по анатомии (1542). Летом 1544 года Корнелис Бос был вынужден бежать из Антверпена из-за участия в религиозной секте донатистов. Вероятно, скрывался в Париже. Затем, в 1546—1548 годах работал в Нюрнберге, где опубликовал более ста гравированных рисунков с мотивами гротеска и ленточного орнамента: рольверка и бандельверка. Эти композиции сравнивают с работами малых нюрнбержцев и кляйнмайстеров, в частности с гравюрами Виргиля Солиса. Однако К. Бос создал собственный вариант гротеска (хотя иногда помечал свои композиции: «гротеск в стиле Ватиканских лоджий»). Композиции Боса изображают фантастические повозки или корабли с вплетёнными в них фигурами странных людей, нимф, козлоногих сатиров, сфинксов, химер, птиц и экзотических животных: слонов и носорогов. Считается, что подобные странности восходят к нидерландскому фольклору и народным праздничным шествиям, которые ежегодно устраивали в Антверпене[2]. В таких композициях, что типично для искусства Северной Европы того времени, соединились элементы искусства итальянского Возрождения, маньеризма и фламандского барокко.

В 1548 году К. Бос переехал в Гронинген, где и скончался в 1555 году. К. Бос был дважды женат и у него было семеро детей (в двух браках)[3].

Галерея

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Орнаментальная гравюра XVI века в собрании Эрмитажа: Каталог выставки. Вступительная статья и составитель каталога А. Л. Ракова. — Л.: Искусство, 1981. — С. 13,44, 45
  3. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 316