Мореска (орнамент)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К. Бос. Книга морески. 1546. Гравюра на деревеК. Бос. Книга морески. 1546. Гравюра на дереве
Мореска

Мореска (итал. moresca, от исп. morisca — «орнамент морисков», от лат. mauri — страна в Северо-Западной Африке, где в период между VII и XVII веками жили мавры: «тёмные люди» — арабы и берберы) — причудливый орнамент восточного происхождения, состоящий из геометрических элементов: звёзд, зигзагов, многогранников. Долгое время орнамент морески отождествляли с другим — арабеской (орнаментом с растительными мотивами) и даже с ренессансным итальянским гротеском. В современной теории искусства мореской принято называть только геометрический орнамент[1][2].

История термина

Название орнамента появилось в XVI веке в Италии, а затем — во Франции, в связи с деятельностью итальянских художников-маньеристов Школы Фонтенбло. «Моресками» увлекались художники Северного Возрождения: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Исраэль ван Мекенем. Существуют также очевидные связи между орнаментом морески и мореской — разновидностью песен и танцев эпохи итальянского Возрождения, подчас комично имитирующих повадки мавров. Такие морески были частью уличных представлений комедии дель арте или шествий и карнавалов.

Другое родственное значение было определено в 1611 году в «Словаре французского и английского языков» Рэндла Котгрейва как «грубая старинная картина или резьба, на которой лапы и хвосты животных и т. д. перемешаны или сделаны похожими на своего рода дикие листья… Это слово также использовалось для обозначения такой фигуры, начиная с человека или животного, но заканчивая частью декоративной схемы из листвы или геометрических ремней» (Oxford English Dictionary). Понятно, что речь идёт не о мореске, а о гротеске. Подобный подход вопреки дословному значению термина связывает происхождение морески не с восточной культурой, а со средневековой книжной миниатюрой западноевропейской готики.

Орнамент «мореска» использовали начиная с XV века мастера-печатники для книжных переплётов из тиснёной кожи с золочением, а также заставок, виньеток и концовок. Во Франции XVIII века моресками называли «большие свободные панталоны из тонкой набивной бязи», что было связано с увлечением европейцев в этот период ориентализмом.

В середине и второй половине XIX века возникли попытки возрождения знаменитого искусства мавров в «неомавританском стиле» в русле эстетики периода историзма, отчасти из-за успеха больших Всемирных выставок и потребностей формирования в тот период в разных странах Европы художественно-промышленных музеев, раскрывающих историю ремёсел и орнамента[3].

Галерея

Примечания

  1. Henze W. Ornament, Dekor und Zeichnen. — Dresden, 1958. — S. 16. — Tav. V—VII
  2. Власов В. Г. Мореска // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 634
  3. Степанов М. С. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 1971