Перейти к содержанию

Венециано, Агостино

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Агостино Венециано

Агостино Венециано, Агостино Венецианец, Агостино де Музи (итал. Venetian Agostino, Agostino de' Musi, ок. 1490, Венето — ок. 1540, Рим ?) — итальянский рисовальщик и гравёр, ученик Маркантонио Раймонди, выполнявший вместе с учителем гравюры по рисункам Рафаэля Санти. Венециано создал также большое количество графических листов с изображениями античной архитектуры, ваз, орнаментов[1].

Биография

Агостино родился в области Венето (возможно, в самой Венеции, точное место и время рождения неизвестны), там же получил художественное образование, хотя его учитель неизвестен. Вначале копировал гравюры Альбрехта Дюрера и Джулио Кампаньолы 1512—1514 годов, затем стал создавать собственные композиции в стиле последнего. В 1515 году Агостино переехал во Флоренцию, что документально подтверждается четырьмя гравюрами с этой датой. Гравюра, широко известная как «Христос, поддерживаемый тремя ангелами», имеет дату 1516 год и, согласно Боргини (1584), была сделана в Риме. С этого момента и до смерти Рафаэля в 1520 году, Агостино выполнял гравюры по произведениям Рафаэля, включая эскизы неосуществленных работ выдающегося мастера[2].

В 1516 году Агостино Венециано присоединился к гравёрной мастерской Маркантонио Раймонди и работал весьма успешно до разграбления Рима войсками Карла V в 1527 году (итал. Sacco di Roma). Многие гравюрные доски были конфискованы ландскнехтами Карла V и с них продолжали делать оттиски в последующие годы[3].

Агостино уехал в Венецию, затем посетил Мантую и Флоренцию, прежде чем в 1531 году вернуться в Рим, где он оставался по крайней мере до 1536 года. Предполагается, что он скончался в Риме, хотя точных сведений нет.

Творчество

Гравюра Агостино, известная как «Поднимающиеся» (1521), воспроизводит часть подготовительного рисунка Микеланджело для композиции «Битва при Кашине» в Палаццо Веккьо во Флоренции, которая так и не была завершена. Иные были сделаны по рисункам Михаэля Кокси, Себастьяно Серлио, Джулио Романо и других художников. Его карьера, вероятно, так и не оправилась полностью после разграбления Рима, хотя Агостино продолжал выпускать гравюры и в более поздние годы, иногда создавая новые версии своих старых работ. В свой последний римский период он создал серию гравюр по мотивам античных ваз.

В течение долгого времени много споров вызывал вопрос об авторстве знаменитой гравюры по рисунку Рафаэля «Избиение младенцев». Различные варианты этой гравюры выполняли и Маркантонио Раймонди, и Агостино Венециано, и Марко Денте[4].

Считается, что Агостино Венециано, работавший, как и Маркантонио Раймонди, в основном по рисункам других художников, стоял у истоков искусства западноевропейской репродукционной гравюры[5].

Многие из гравюр Агостино Венециано по рисункам Рафаэля использовали мастера декоративного искусства: резчики по дереву, чеканщики по металлу, ювелиры, мастера росписи итальянской майолики[6][7].

И. Д. Пассаван приписал Агостино Венециано 188 гравюр, хотя, скорее всего, их было сделано гораздо больше.

Примечания

  1. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 188
  2. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 38 (1990) [1] Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine
  3. David Landau & Peter Parshall. The Renaissance Print. — Yale, 1996. — Р. 122
  4. Dizionario Biografico degli Italiani . — Volume 38 (1990) https://www.treccani.it/enciclopedia/marco-dente_%28Dizionario-Biografico%29/ Архивная копия от 1 октября 2021 на Wayback Machine
  5. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX веков. — М.: Искусство, 1987
  6. Власов В. Г. Итальянская майолика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 213—217
  7. Михайлова О. Э. Использование композиций произведений Рафаэля и его школы в росписи итальянской майолики// Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 142—154