Большой дворец (Ораниенбаум)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Большой (Меншиковский) дворец
Большой (Меншиковский) дворец Северный фасад центральной части.Большой (Меншиковский) дворец
Северный фасад центральной части.
Координаты: 59°54′53″ с. ш. 29°45′14″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Ломоносов, Санкт-Петербург
Архитектурный стиль Петровское барокко
Автор проекта Д.Фонтана, И. Г. Шедель, И. Ф. Браунштейн, А. Шлютер
Основатель А.Д. Меншиков
Первое упоминание 1710 год
Дата основания 1711 год
Строительство 17111727 годы
Статус Герб ОКН
Сайт peterhofmuseum.ru/page.p…

Большой (Меншиковский) дворец[1][2] — первый и наиболее крупный архитектурный памятник дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в городе Ломоносов. Выстроен по заказу князя А. Д. Меншикова в 1710—1725 гг. Вместе с Нижним садом, Картинным домом, морским каналом и Нижними домами образует крупнейший ансамбль петровского барокко, сохранивший до настоящего времени композиционное единство, законченность и стилистическую целостность[3].

История создания

Заложенный в 1711 г. на вновь полученных землях, дворец строился поэтапно. Строительство велось под началом архитектора Д. М. Фонтаны, а в 1713 году его сменил И. Г. Шедель[3]. К 1716 г. был возведен центральный корпус здания, а тремя годами позднее завершилось строительство боковых павильонов. То, что уже к 1717 г. существовал проект такого облика дворца, доказывает гравюра А. И. Ростовцева. На ней дворец протянулся по краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров[4]. Центральная часть дворца двухэтажная, увенчана короной, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся павильонами. В работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер, а также Н. Пино, которому, по-видимому, принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. К одному из них, западному, чуть позднее был пристроен длинный служебный кухонный флигель, протянувшийся на юг.

Современники отмечали роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:

Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец... Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях[5]

А. И. Ростовцев. Оранибом. 1717 г.

Ансамбль дворца дополнялся Нижним садом с тремя фонтанами; к северной границе Нижнего сада подходил морской канал, связывающий дворец с Финским заливом. Канал сохранился до настоящего времени.

Отделка комнат дворца продолжалась вплоть до опалы А. Д. Меншикова. 3 сентября 1727 г. во имя св. Пантелеимона была освящена дворцовая церковь, располагавшаяся в западном павильоне. Для неё в мастерской И. Зарудного был выполнен великолепный резной иконостас. На освящении церкви должен был присутствовать император Пётр II, однако он не приехал. В «Записках о России» генерала К. Г. Манштейна излагается версия, согласно которой одним из поводов к опале А. Д. Меншикова стали события, разыгравшиеся во время церемонии освящения церкви:

...Он поехал в Ораниенбаум, загородный дворец свой, в восьми верстах от Петергофа. У него тут строилась церковь, которую он хотел освятить. На эту церемонию приглашены были император и весь двор. Но так как врагам Меншикова недаром грозила месть его в случае примирения его с государем, то они научили последнего отказаться от приглашения под предлогом нездоровья, что он и сделал. Меншиков, однако, еще не видел в этом доказательства совершенной немилости; он снова поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель.[6]

8 сентября 1727 г., то есть 5 дней спустя, А. Д. Меншиков был арестован. После конфискации всего его имущества из дворца была вывезена вся мебель и живопись, а само здание перешло в ведение Канцелярии от строений. В правление императрицы Анны Иоанновны дворец передали Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя.

Когда Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича, был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному. Таким образом, с середины XVIII в. до настоящего времени в планировке дворец представляет собой букву «П». Служебные флигели являются границей внутреннего южного двора (курдонёра).

Большой дворец на рисунке М.И. Махаева, 1755-1761 гг.
Большой дворец на рисунке М.И. Махаева, 1755-1761 гг.

Дальнейшая судьба

Большой дворец продолжал использоваться и достраиваться при Елизавете Петровне, когда Ораниенбаум стал местопребыванием «молодого двора» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы курировал Растрелли), а в начале правления Екатерины II зодчий А. Ринальди перестроил террасы перед дворцом, создав систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.

В XIX веке во дворце жили Михаил Павлович и его деятельная вдова Елена Павловна, потом их дочь Екатерина Михайловна, а перед Октябрьской революцией — внуки, Георгий и Михаил Мекленбург-Стрелицкие. Новые хозяева внесли заметные изменения в оформление интерьеров. В советское время дворец занимали различные государственные учреждения — госпиталь, техникум, военно-морское ведомство. Посетив Ораниенбаум в 1839 году, маркиз де Кюстин записал[7]:

Несмотря на безрассудную роскошь своего строителя и пышность великих людей, обитавших в нем впоследствии, дворец не поражает своими размерами. Террасы, лестницы и пологие спуски, утопающие в цветах, соединяют дворец с парком и чрезвычайно его украшают. Архитектура его сама по себе довольно скромная. Великая княгиня Елена со свойственным ей вкусом превратила Ораниенбаум в прелестный уголок наперекор унылой местности и воспоминаниям о происшедшей с Меншиковым трагедии.

В отличие от других дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Петербурга, Ораниенбаум не был разорён во время Великой Отечественной войны, но долгие годы находился в полузапустении. Частично уцелела первоначальная отделка парадного вестибюля, сохранились также парадная лестница и покои Елизаветы Воронцовой на нижнем этаже. Меньше всего повезло дворцовой капелле: редкостный иконостас был уничтожен, внутреннее пространство в 1934 г. исказили межэтажные перекрытия.

Дегтярёв В.А.:

Стояла ранняя осень. Липы уже были тронуты золотом. И это золото лип красиво переплеталось с глубокой зеленью обрамлявших город сосен и дубов старинного парка. Дома в городе были удивительно красивы: с высокими мезонинами, узорными террасами и балконами. Улицы чистые, все в зелени. После грязной и пыльной Тулы Ораниенбаум казался мне каким-то сказочным городом. Очень тянуло меня посмотреть старинный Китайский дворец, о котором много говорили. Дворец этот, по рассказам, был построен еще при Петре I Меншиковым. Выйдя за город, я увидел величественные очертания дворца и быстро зашагал к нему. Дворец находился в глубине старинного парка. Он стоял на возвышении. Перед ним раскинулась широкая поляна с прямыми желтыми дорожками и пышными благоухающими клумбами. Эту поляну-цветник обрамляли высокие деревья, такие же деревья окружали дворец могучей зеленой стеной. На фоне темной зелени сада дворец казался ослепительно белым. Тонкая ажурная лепка придавала ему какую-то удивительную легкость. Чистое лазурное небо, густая зелень дубов, белоснежное здание дворца, пестроцветный ковер поляны — все это, отражаясь в спокойных водах огромного пруда, создавало незабываемую картину. Вдоволь насмотревшись издалека, я подошел ближе к дворцу. Окна были распахнуты, и я сумел рассмотреть роскошное убранство комнат, невиданную живопись на стенах, изумительной работы люстры и мебель. "Неужели все это создано руками человека?" — сказал я вслух. — "Да, мил человек, все это сделали люди", — услышал я за спиной хрипловатый старческий голос и невольно вздрогнул. "Ты не бойся, я здешний сторож", — сказал, подходя ко мне, маленький, худенький старичок. — "А ты отколь?" . Я рассказал ему про себя. "Так", — оказал старичок и протянул мне кисет. — "Тульский, значит. Вот тут есть одна комната, так там какого только оружия нет! Посмотришь — глаза разбегаются! И сказывают, что все это оружие сделано тульскими мастерами. А дворец-то, сказывают, владимирцы строили, а мебель — вятские мастера. Все это наш брат сделал — крепостные русские люди[8]

Реставрация

Дворец был передан в распоряжение музейщиков только в 1995 году. Начались ремонтно-реставрационные работы по проекту Д. А. Бутырина. Первым делом был открыт для посещения Японский павильон (верхний зал и лестница оформлены О. Паульсеном в 1902 году). В 2010 году завершилась реставрация фасадов[9]. Десять залов главного корпуса были открыты после реставрации в сентябре 2011 года, когда праздновалось 300-летие Ораниенбаума (Ломоносова). Большой кабинет, спальня, камер-юнгферская и проходная комнаты женской половины открыты для посещения с августа 2012 года.

Дворец после реставрации
Дворец после реставрации

Примечания

  1. Большой (Меншиковский) дворец Архивная копия от 15 октября 2013 на Wayback Machine
  2. Ломоносов — статья из Энциклопедии туризма Кирилла и Мефодия
  3. 3,0 3,1 Раскин А.Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. — Л., 1981.
  4. Раскин А. Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. — Л., 1981.
  5. Мудров Ю. Ораниенбаум. — СПб., 2005. — ISBN 5-900959-93-7..
  6. Записки Манштейна о России. 1727 - 1744. — СПб., 1875..
  7. Цитируется по книге «Россия в 1839 году», глава 13.
  8. Дегтярёв В. А. «Моя жизнь» 1952, Тула, областное издательство, стр.65
  9. Сняты леса с фасадов Большого Меншиковского двореца в Ораниенбауме Архивная копия от 27 мая 2014 на Wayback Machine

Ссылки