Большой дворец (Ораниенбаум)
Достопримечательность | |
Большой (Меншиковский) дворец | |
---|---|
Координаты: 59°54′53″ с. ш. 29°45′14″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город | Ломоносов, Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | Петровское барокко |
Автор проекта | Д.Фонтана, И. Г. Шедель, И. Ф. Браунштейн, А. Шлютер |
Основатель | А.Д. Меншиков |
Первое упоминание | 1710 год |
Дата основания | 1711 год |
Строительство | 1711—1727 годы |
Статус | ОКН |
Сайт | peterhofmuseum.ru/page.p… |
Большой (Меншиковский) дворец[1][2] — первый и наиболее крупный архитектурный памятник дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в городе Ломоносов. Выстроен по заказу князя А. Д. Меншикова в 1710—1725 гг. Вместе с Нижним садом, Картинным домом, морским каналом и Нижними домами образует крупнейший ансамбль петровского барокко, сохранивший до настоящего времени композиционное единство, законченность и стилистическую целостность[3].
История создания
Заложенный в 1711 г. на вновь полученных землях, дворец строился поэтапно. Строительство велось под началом архитектора Д. М. Фонтаны, а в 1713 году его сменил И. Г. Шедель[3]. К 1716 г. был возведен центральный корпус здания, а тремя годами позднее завершилось строительство боковых павильонов. То, что уже к 1717 г. существовал проект такого облика дворца, доказывает гравюра А. И. Ростовцева. На ней дворец протянулся по краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров[4]. Центральная часть дворца двухэтажная, увенчана короной, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся павильонами. В работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер, а также Н. Пино, которому, по-видимому, принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. К одному из них, западному, чуть позднее был пристроен длинный служебный кухонный флигель, протянувшийся на юг.
Современники отмечали роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:
Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец... Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях[5]
Ансамбль дворца дополнялся Нижним садом с тремя фонтанами; к северной границе Нижнего сада подходил морской канал, связывающий дворец с Финским заливом. Канал сохранился до настоящего времени.
Отделка комнат дворца продолжалась вплоть до опалы А. Д. Меншикова. 3 сентября 1727 г. во имя св. Пантелеимона была освящена дворцовая церковь, располагавшаяся в западном павильоне. Для неё в мастерской И. Зарудного был выполнен великолепный резной иконостас. На освящении церкви должен был присутствовать император Пётр II, однако он не приехал. В «Записках о России» генерала К. Г. Манштейна излагается версия, согласно которой одним из поводов к опале А. Д. Меншикова стали события, разыгравшиеся во время церемонии освящения церкви:
...Он поехал в Ораниенбаум, загородный дворец свой, в восьми верстах от Петергофа. У него тут строилась церковь, которую он хотел освятить. На эту церемонию приглашены были император и весь двор. Но так как врагам Меншикова недаром грозила месть его в случае примирения его с государем, то они научили последнего отказаться от приглашения под предлогом нездоровья, что он и сделал. Меншиков, однако, еще не видел в этом доказательства совершенной немилости; он снова поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель.[6]
8 сентября 1727 г., то есть 5 дней спустя, А. Д. Меншиков был арестован. После конфискации всего его имущества из дворца была вывезена вся мебель и живопись, а само здание перешло в ведение Канцелярии от строений. В правление императрицы Анны Иоанновны дворец передали Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя.
Когда Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича, был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному. Таким образом, с середины XVIII в. до настоящего времени в планировке дворец представляет собой букву «П». Служебные флигели являются границей внутреннего южного двора (курдонёра).
Дальнейшая судьба
Большой дворец продолжал использоваться и достраиваться при Елизавете Петровне, когда Ораниенбаум стал местопребыванием «молодого двора» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы курировал Растрелли), а в начале правления Екатерины II зодчий А. Ринальди перестроил террасы перед дворцом, создав систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.
В XIX веке во дворце жили Михаил Павлович и его деятельная вдова Елена Павловна, потом их дочь Екатерина Михайловна, а перед Октябрьской революцией — внуки, Георгий и Михаил Мекленбург-Стрелицкие. Новые хозяева внесли заметные изменения в оформление интерьеров. В советское время дворец занимали различные государственные учреждения — госпиталь, техникум, военно-морское ведомство. Посетив Ораниенбаум в 1839 году, маркиз де Кюстин записал[7]:
Несмотря на безрассудную роскошь своего строителя и пышность великих людей, обитавших в нем впоследствии, дворец не поражает своими размерами. Террасы, лестницы и пологие спуски, утопающие в цветах, соединяют дворец с парком и чрезвычайно его украшают. Архитектура его сама по себе довольно скромная. Великая княгиня Елена со свойственным ей вкусом превратила Ораниенбаум в прелестный уголок наперекор унылой местности и воспоминаниям о происшедшей с Меншиковым трагедии.
-
Главный фасад
-
Южный фасад. Курдонер
-
Дворцовый пруд
-
Японский павильон
-
Японский павильон и статуя «Зефир»
В отличие от других дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Петербурга, Ораниенбаум не был разорён во время Великой Отечественной войны, но долгие годы находился в полузапустении. Частично уцелела первоначальная отделка парадного вестибюля, сохранились также парадная лестница и покои Елизаветы Воронцовой на нижнем этаже. Меньше всего повезло дворцовой капелле: редкостный иконостас был уничтожен, внутреннее пространство в 1934 г. исказили межэтажные перекрытия.
Стояла ранняя осень. Липы уже были тронуты золотом. И это золото лип красиво переплеталось с глубокой зеленью обрамлявших город сосен и дубов старинного парка. Дома в городе были удивительно красивы: с высокими мезонинами, узорными террасами и балконами. Улицы чистые, все в зелени. После грязной и пыльной Тулы Ораниенбаум казался мне каким-то сказочным городом. Очень тянуло меня посмотреть старинный Китайский дворец, о котором много говорили. Дворец этот, по рассказам, был построен еще при Петре I Меншиковым. Выйдя за город, я увидел величественные очертания дворца и быстро зашагал к нему. Дворец находился в глубине старинного парка. Он стоял на возвышении. Перед ним раскинулась широкая поляна с прямыми желтыми дорожками и пышными благоухающими клумбами. Эту поляну-цветник обрамляли высокие деревья, такие же деревья окружали дворец могучей зеленой стеной. На фоне темной зелени сада дворец казался ослепительно белым. Тонкая ажурная лепка придавала ему какую-то удивительную легкость. Чистое лазурное небо, густая зелень дубов, белоснежное здание дворца, пестроцветный ковер поляны — все это, отражаясь в спокойных водах огромного пруда, создавало незабываемую картину. Вдоволь насмотревшись издалека, я подошел ближе к дворцу. Окна были распахнуты, и я сумел рассмотреть роскошное убранство комнат, невиданную живопись на стенах, изумительной работы люстры и мебель. "Неужели все это создано руками человека?" — сказал я вслух. — "Да, мил человек, все это сделали люди", — услышал я за спиной хрипловатый старческий голос и невольно вздрогнул. "Ты не бойся, я здешний сторож", — сказал, подходя ко мне, маленький, худенький старичок. — "А ты отколь?" . Я рассказал ему про себя. "Так", — оказал старичок и протянул мне кисет. — "Тульский, значит. Вот тут есть одна комната, так там какого только оружия нет! Посмотришь — глаза разбегаются! И сказывают, что все это оружие сделано тульскими мастерами. А дворец-то, сказывают, владимирцы строили, а мебель — вятские мастера. Все это наш брат сделал — крепостные русские люди[8]
Реставрация
Дворец был передан в распоряжение музейщиков только в 1995 году. Начались ремонтно-реставрационные работы по проекту Д. А. Бутырина. Первым делом был открыт для посещения Японский павильон (верхний зал и лестница оформлены О. Паульсеном в 1902 году). В 2010 году завершилась реставрация фасадов[9]. Десять залов главного корпуса были открыты после реставрации в сентябре 2011 года, когда праздновалось 300-летие Ораниенбаума (Ломоносова). Большой кабинет, спальня, камер-юнгферская и проходная комнаты женской половины открыты для посещения с августа 2012 года.
Примечания
- ↑ Большой (Меншиковский) дворец Архивная копия от 15 октября 2013 на Wayback Machine
- ↑ Ломоносов — статья из Энциклопедии туризма Кирилла и Мефодия
- ↑ 3,0 3,1 Раскин А.Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. — Л., 1981.
- ↑ Раскин А. Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. — Л., 1981.
- ↑ Мудров Ю. Ораниенбаум. — СПб., 2005. — ISBN 5-900959-93-7..
- ↑ Записки Манштейна о России. 1727 - 1744. — СПб., 1875..
- ↑ Цитируется по книге «Россия в 1839 году», глава 13.
- ↑ Дегтярёв В. А. «Моя жизнь» 1952, Тула, областное издательство, стр.65
- ↑ Сняты леса с фасадов Большого Меншиковского двореца в Ораниенбауме Архивная копия от 27 мая 2014 на Wayback Machine
Ссылки
- Большой (Меншиковский) дворец на сайте ГМЗ «Петергоф»
- В. Д. Голуб, Ю. Е. Океанова. Опыт применения консервационного метода при реставрации интерьера памятника XVIII века — Церковного павильона Большого Меншиковского дворца в государственном музее-заповеднике „Ораниенбаум“. // музей-усадьба «Останкино»
- Дегтярёв В. А. Моя жизнь / Лит. запись Г. Д. Нагаева, предисл. А. А. Благонравова. — М. — Л. : Детгиз, 1951. — 144 с.