Пино, Николя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николя Пино

Николя Пино (фр. Nicolas Pineau), 1684—1754) — французский скульптор, рисовальщик, декоратор интерьера и резчик по дереву. Сын декоратора Жана-Батиста Пино (1652—1694), создававшего резные деревянные панели для Большого дворца в Версале. Пино Младший учился у отца, а также у архитекторов Ж. Ардуэна-Мансара, Ж. Боффрана, скульптора А. Куазево, ювелира Т. Жермена. Н. Пино считается одним из зачинателей стиля французского Регентства, рококо и рокайльного орнамента в области резьбы по дереву. Петру Великому, посетившему Францию, пришлись по вкусу его работы, и он пригласил Пино вместе с Ж.-Б. А. Леблоном в 1716 году в Россию для отделки Монплезира и Дубового кабинета в Большом дворце Петергофа (1717—1720). Для Большого зала Монплезира Пино вместе с Леблоном создавал лепной декор. Сохранилось также восемь из четырнадцати дубовых резных панелей, четыре дверных створки и два десюдепорта Дубового кабинета Большого петергофского дворца. Остальные были уничтожены в годы оккупации Петергофа фашистами. Недостающие панно были воссозданы реставраторами по сохранившимся рисункам Пино[1].

В 1726 г. Пино возвратился во Францию, где много работал над оформлением интерьеров частных особняков — отелей в новом стиле рококо. Выполнял эскизы мебели и орнаментов. Рисунки Пино отличаются легкостью, беглостью и изяществом, отчего их называли, как и первую стадию развития рокайльного орнамента, «живописными», или «жанром питтореск» (genre pittoresque). В Париже Пино в 1754 г. по заказу графа К. Г. Разумовского выполнил эскиз парадной кареты для императрицы Елизаветы Петровны. Расписывал карету, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй. Ныне это уникальное произведение хранится в музеях Московского кремля.

С 1749 г. Н. Пино был директором Академии Св. Луки в Риме. Многие из его орнаментальных композиций были награвированы Жаном Мариэттом Старшим (1660—1742) и Габриэлем Юкье. Архитектор Ж.-Ф. Блондель Младший назвал Пино: «Ватто орнамента»[2].

Примечания

  1. Раскин А. Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.- Л.: Лениздат, 1984. — С.127
  2. Власов В. Г.. Рококо, или стиль рокайля // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 253—254

Литература

  • Fiske Kimball. The Creation of the Rococo (of Art) 1943, pp 132—134, 162—170.

Ссылки