Блазис, Карло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карло Блазис
итал. Carlo Pasquale Francesco Raffaele Baldassare de Blasis
Имя при рождении Карло Паскуале Франческо Рафаэле Бальдассаре де Бласис
Дата рождения 4 ноября 1797(1797-11-04)
Место рождения Неаполь, Испанская империя
Дата смерти 15 января 1878(1878-01-15) (80 лет)
Место смерти Черноббьо, Комо, Италия
Профессия артист балета, балетмейстер, балетный педагог

Ка́рло Паскуа́ле Франче́ско Рафаэле Бальдасса́ре де Бла́зис (итал. Carlo Pasquale Francesco Raffaele Baldassare de Blasis; 4 ноября 1797, Неаполь — 15 января 1878, Черноббьо) — итальянский танцовщик, хореограф, балетный теоретик и педагог.

Жизнь и творчество

Карло де Блазис родился в Неаполе в семье Франческо Антонио де Блазиса и Винченцы Колуцци де Зурла. Франческо де Блазис, сын испанского офицера, дослужившегося до высоких чинов, был известным в своё время композитором, некоторые из лирических опер и балетов которого впоследствии поставил на сцене его сын[1]. В источниках существуют значительные расхождения по поводу даты рождения Карло — в этом качестве может фигурировать 1795[1][2], 1797[3] или 1803 год[4].

Семья де Блазисов занимала высокое положение в Неаполитанской республике, и с восстановлением власти Бурбонов Франческо решил покинуть Неаполь и отправиться в Лондон, где ему было предложено место в итальянском театре. По пути, однако, их корабль перехватили французские каперы, и Блазисы вместо Лондона оказались в Марселе[1]. Там Франческо лично занимался музыкальным образованием сына, в остальном позаботившись для него о лучших учителях. Карло изучал геометрию, черчение, архитектуру, лепку, анатомию и литературу, а также балетное искусство, которое затем избрал в качестве карьеры[5]. В этой области его учителями стали лучшие французские балетмейстеры эпохи — Пьер Гардель, Огюст Вестрис, Луи Милон[6].

Дебют Карло Блазиса на сцене, согласно «Биографическому словарю» Ф. Регли, состоялся в Большом театре Марселя в 1807 году, когда юному танцовщику было около 10 лет. Выступление прошло настолько удачно, что после этого он с согласия родителей принял участие в турне по Франции. В 1811 году отец Блазиса стал директором филармонического отделения Музея общественного образования. В это время Бордо был крупным центром балетного искусства, и Блазис-младший продолжил там обучение у маэстро Жана Дютарка (его сёстры Тереза и Вирджиния одновременно тоже готовились к сценической карьере — как драматическая и оперная актрисы соответственно[5]). В Большом театре Бордо он был принят уже на сольные роли, дебютировав в театральном сезоне 1816/17 в роли эрцгерцога Леопольда в балете Ж.-Б. Барре «Теньер в деревне». Однако он чувствовал, что для дальнейшего развития ему необходимы занятия в одном из трёх главных центров мирового балета этого времени — в Париже, Милане или Лондоне[1].

В 1817 году Блазис дебютировал на сцене парижской Оперы, исполнив па-де-де в дивертисменте оперы Кателя «Баядерки[en]»[6]. Хореографом спектакля был Гардель, под руководством которого молодой танцовщик продолжал совершенствовать своё мастерство[1]. После этого Блазис с труппой артистов из Академии музыки отправился в турне по Франции. В следующем году он поступил на службу в миланский театр «Ла Скала»[6].

К этому времени Блазис сформировался как «danseur noble» — исполнитель партий благородных и героических персонажей. В это амплуа, требовавшее передачи духа собственного достоинства героя, он вносил некое особенное изящество. В полной мере оно проявилось уже в первых его ролях в Италии — в балетах «Дедал» и «Шпага Кеннета» в хореографии Сальваторе Вигано (оба — «Ла Скала», 1818) и «Мирра» в его же постановке на следующий год в Венеции[1]. Историк искусства Юрий Слонимский, изучавший творчество Блазиса, писал, что его пируэты были «головоломны и с трудом осуществимы», обладая «геометрической точностью» при совершенно неподвижной оси вращения[6].

В 1819 году Блазис сам впервые выступил как хореограф, поставив в театре «Ла Скала» балет «Придворный феодал» на музыку своего отца. Эта постановка заметно уступала балетам Вигано, и Блазис надолго оставил попытки в области хореографии. В 1820 году состоялся его дебют как балетного теоретика: вышел в свет трактат «Элементарный учебник теории и практики танца» с иллюстрациями художника Казарелли (пятьдесят семь поз артиста балета, для которых позировал сам автор). Книга приобрела популярность и в дальнейшем послужила образцом для других балетных учебников XIX века[6].

Как танцору Блазису в 1820-е годы сопутствовал успех в виде ангажементов в разных городах Италии (Турин в 1821, Флоренция в 1822, Рим в 1823, Венеция в 1825 году), а затем в Лондоне[1], куда он впервые прибыл в 1826 году выступать в театре «Хеймаркет[en]»[5][6]. В Англии Блазис дебютировал в 1827 году в балете Эгвилля[en] «Багдадский раб» и двух постановках Вигано. В этом же году он вторично попробовал свои силы как балетмейстер, подготовив к музыкальному фестивалю в Оксфорде постановку «Пандора» для любительского театра[1].

В следующие несколько лет из-под пера Блазиса вышел ещё ряд книг, посвящённых балетному искусству — «Кодекс Терпсихоры» и «Трактат о салонных танцах» (обе — 1828), а также «О происхождении и развитии античного и современного танца». В 1830 году все эти сочинения были объединены в изданное на французском языке «Полное руководство к танцу», которое сам автор считал практическим пособием как для учеников, так и для преподавателей балетного искусства. Этот трактат, значительную часть которого занимает фундаментальный теоретический раздел, так и остался в дальнейшем самой значительной работой Блазиса, в своих позднейших книгах лишь развивавшего уже сформулированные принципы[6]. Идеи, излагаемые в «Кодексе Терпсихоры» и «Полном руководстве к танцу», созвучны теории балета, которую развивал в те же годы балетмейстер Август Бурнонвиль, и имеют намного более завершённую форму, чем в работах предшественников Блазиса — Гаспаро Анджолини и Жан-Жоржа Новерра[1].

В 1830 (или 1828[1]) году в Генуе, куда Карло сопровождал свою сестру Вирджинию, он познакомился с талантливой и амбициозной балериной Аннунциатой Рамаччини, на которой вскоре женился[5]. В этом браке в 1833 году родилась дочь Луиза, в будущем тоже ставшая балериной[1]. Блазис занялся совершенствованием балетной техники супруги, которая с его помощью достигла больших успехов, и некоторое время они выступали вместе[5]. Одной из лучших ролей Аннунциаты и одной из лучших балетных постановок самого Карло стал балет «Леокадия», поставленный в 1834 году в Модене. К этому времени танцевальная карьера Блазиса уже подходила к концу. Ещё в 1825 году, на пике славы, он впервые травмировал ступню, но продолжал выступать. Постепенно, однако, он терял форму, вызывая всё более нелицеприятные отзывы критиков, и после «Леокадии» решил завершить выступления как танцовщик[1] (по собственным словам, «покинуть балет до того, как балет покинет его»[5]).

После этого Блазис продолжил карьеру как хореограф и балетный педагог. Ему, в частности, приписывается введение в практику балета одной из ставших классическими балетных поз — аттитюды. Считается, что эта позиция, в которой присогнутая в колене нога вытянута назад, позаимствована у скульптуры Джамболоньи «Меркурий». Британская энциклопедия называет Блазиса и изобретателем техники, препятствующей головокружению при быстром вращении. Применяющий эту технику танцор поворачивает голову быстрым рывком, опережающим вращение всего остального тела, при этом удерживая взгляд в одной и той же точке[4].

В 1837 году Блазис возглавил Императорскую школу танца и пантомимы «Ла Скала», где Рамаччини одновременно вела классы пантомимы, и за 13 лет на посту директора превратил эту школу в лучшее учебное заведение мира в области балета[7]. Его преподавательская техника основывалась на его же теории танца, согласно которой неизменные законы физического равновесия позволяют вывести формулу идеального равновесия танцовщика. Применив принципы геометрии к искусству танца, Блазис первым превратил его в точную науку. Как писал Слонимский, преподавание велось с использованием планиметрической терминологии, таблиц и чертежей[6]. Успех преподавательской методики Блазиса стал очевиден уже к 1840 году, когда школа начала выпускать первых балетных звёзд, для которых были характерны «стальные» пуанты, чистота и высокий темп выполняемых элементов. Среди воспитанников хореографа была и так называемая «Плеяда» — семь исполнителей высочайшего класса: Мариетта Бадерна, Паскуале Борри, Аугуста Доминикеттис, Флора Фаббри, Амалия Феррарис, София Фуоко и Каролина Гранзини[7].

По завершении работы в Императорской академии Блазисы открыли в Милане частную школу, успех которой был не менее велик[1]. В школе Блазиса учились выдающиеся впоследствии артисты балета — Вирджиния Цукки, Люсиль Гран[3], Амина Боскетти, Джованнина Кинг, Каролина Покини, Каролина Розати[1], с Карлотта Гризи и Фанни Черрито он занимался в школе уже как со состоявшимися звёздами[4]. В 1847 году он был также приглашён как хореограф в лондонский театр Ковент-Гарден и во время пребывания в Англии выпустил очередной трактат — «Записки о танце», на этот раз скорее исторического, чем теоретико-педагогического характера[1].

Активную преподавательскую деятельность в Милане (с регулярными поездками в Лондон[5]) Блазис вёл до 1856 года, когда получил приглашение занять пост хореографа в Большом театре Варшавы. В Варшаве он, помимо балетных спектаклей, ставил танцы к коронации Александра II. Вслед за Варшавой он отправился в Лиссабон. В Португалии он проработал до 1858 года как постановщик и педагог, оставив после себя балетную школу. В 1860 году Блазис попытал счастья как хореограф в Париже, но там его работа в этом качестве не нашла поклонников: выдающийся новатор в сфере балетной педагогики откровенно отстал от веяний хореографии. В 1861 году Блазис принял приглашение дирекции Императорских театров приехать в Москву и занять должность балетмейстера и преподавателя Московского театрального училища. Как педагогу ему удалось заложить основы школы, подготовившей несколько поколений русских балерин и танцовщиков[6]; развитие этой школы продолжил его собственный ученик Джованни Лепри, а затем лучший ученик самого Лепри — Энрико Чекетти[1]. Как хореограф Блазис в эти годы поставил в Москве балеты «Фауст» (1861[6], на музыку Дж. Паниццы[en] и Ц. Пуни), «Два дня в Венеции» (на музыку Минкуса) и «Орфа» (1862, на музыку Адана и Минкуса)[2]. В России он написал очередную свою книгу — «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы», содержавшую отзывы о звёздах московского Большого театра и других балетных трупп, а также о собственных воспитанницах. Отдельная глава была посвящена Аннунциате Рамаччини. Блазис преподнёс рукопись книги императору Александру, наградившему автора бриллиантовым перстнем. Однако при продлении контракта предлагаемое итальянцу жалованье было снижено, и в 1863 году он покинул Россию[6].

Вернувшись в Италию, Блазис продолжал работать и в 1870-е годы. Как хореограф он уже не был востребован[6] и с 1866 года, поселившись в городке Черноббьо, сосредоточился на написании книг[1]. В последние годы жизни он написал биографии Вигано и Гарделя, английского драматического актёра Дэвида Гаррика и композитора Джованни Перголези, не успев завершить ряд работ в области балета — «Хореографию, или Искусство писать танец», «Словарь танца» и «Поэму о танце»[6]. Карло Блазис умер в Черноббьо в январе 1878 года; Аннунциата Рамаччини пережила мужа, скончавшись в Милане в 1892 году[1].

Сочинения (избранное)

  • Traité élémentaire, Théorique et Pratique de l’Art de la Danse contenant les développemens, et les démonstrations des principes généraux et particuliers, qui doivent guider le danseur.. — Bologna, 1820.
  • Üb.: R. Burton. The Code of Terpsichore: a Practical and Historical Treatise on the Ballet, Dancing, and Pantomime; with a Complete Theory of the Art of Dancing. — London: J. Bulcock, 1828.
  • Studi sulle arti imitatrici. — Milano, 1844.
  • The Young Ladies Book. — London, 1829.
  • Notes upon Dancing. — London: Delaporte, 1847.
  • Dello stato attuale del ballo, mimica e della coreografia. — Torino, 1852.
  • Charles Villeneuveв. — Gazetta dei teatri. — 1854.
  • Del Carattere della Musica sacra e del sentimento religioso. — Milano, 1854.
  • L’Uomo fisico, intellettuale e morale, opera di Carlo Blasis. — Milano, 1857.
  • Leonardo da Vinci per Carlo Blasis. — Milano, 1872.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Vittoria Ottolenghi. Blasis, Carlo de // Dizionario Biografico degli Italiani. — 1968. — Vol. 10.
  2. 2,0 2,1 Блазис К. // Балет: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  3. 3,0 3,1 Бла́зис / Е. Я. Суриц // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 587—588. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  4. 4,0 4,1 4,2 Carlo Blasis (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 13 июня 2020.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Dick Andros. Carlo Blasis (1797-1878) (англ.). Andros on Ballet (June 1988). Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 Д. Трускиновская. Карло Блазис. Belcanto.ru. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  7. 7,0 7,1 Virtuosity and Spectacle: Carlo Blasis (англ.). 500 Years of Italian Dance: Treasures from the Cia Fornaroli Collection. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 11 декабря 2019 года.

Литература

  • Elizabeth Souritz. Carlo Blasis in Russia (1861—1864) (англ.). — Pannington (NJ): A Capella Books, 1993. — ISBN 978-0965351966.
  • Flavia Pappacena. Il Trattato di Danza di Carlo Blasis (1820—1830). Carlo Blasis' Treatise on Dance (1820—1830). — Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2005. — ISBN 978-8870964226.