Па-де-де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Па-де-де или Па-де-дё
Терминология в балете
Танцовщики исполняют па-де-де из балета «Пахита»Танцовщики исполняют па-де-де из балета «Пахита»
Происхождение фр. pas de deux
Дословно шаг двоих
Появился примерно в XV—XVII веках

Па-де-де́[1] или па-де-дё[2] (фр. pas de deux [pa dǝ dø], досл. «шаг обоих») — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды[3].

В наше время па-де-де встречается практически во всех балетах классического наследия, хотя изначально многие из них носили форму па-де-труа. Такой вариант исполнения до сих пор можно встретить в некоторых редакциях балетов «Корсар» или «Лебединое озеро».

История

Элементы па-де-де впервые появились в начале XVIII века в качестве вступительных актов и балетов, в которых пара исполняла одинаковые танцевальные шаги, иногда — держась за руки. В то время и в течение периода барокко танец развивался таким образом, чтобы показать более драматическое содержание. Например, в балете «Любовь Марса и Венеры», поставленном в 1717 году Джоном Уивером (1673—1760), Марс (танцовщик) стремился изобразить галантность, уважение, горячую любовь и обожание, в то время как Венера демонстрировала стыдливость, ответную любовь и взгляды, выражающие желание[4].

В конце XVIII — начале XIX веков возник романтический па-де-де, который включал более тесный физический контакт с балеринами, когда те танцевали на пальцах ног, удерживаемые руками партнеров.

См. также

Примечания

  1. Написание, рекомендуемое орфографическими и другими словарями. Произносится «па-дэ-дэ»:
    • Русский орфоrрафический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт русскоrо языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 896 с. — (Фундаментальные словари русскою языка). ISBN 978-5-462-01272-3.
    • Бурцева В. В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка. — М.: Русский язык-Медиа, 2006. — 754 с., 107 000 слов.
    • Большой орфографический словарь русского языка: Более 106 000 слов / Под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 1152 с.
    • Орфоэпические словари: Аванесов Архивная копия от 20 августа 2014 на Wayback Machine, Розенталь Архивная копия от 28 декабря 2014 на Wayback Machine, Резниченко Архивная копия от 20 августа 2014 на Wayback Machine, Зарва Архивная копия от 10 августа 2014 на Wayback Machine.
    • [dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/36072/па Па-де-де] — С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд. — СПб.: Норинт, 1998.
  2. Па-де-дё // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. History M. A., Information and Library Science M. S., History and Political Science B. A., Facebook Facebook. First Lieutenant Audie Murphy in World War II (англ.). ThoughtCo. Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 14 июля 2020 года.
  4. Cohen, Selma Jean. International Encyclopedia of Dance. — 2004. — С. 105–108.

Ссылки