София Фуоко
София (Софи) Фуоко | |
---|---|
Sofia Fuoco, La Pointue | |
Имя при рождении |
Мария Брамбилла Maria Brambilla |
Место рождения |
Милан, Ломбардо-Венецианское королевство, Австрийская империя |
Место смерти | Карате-Ларио, Комо |
Гражданство | Австрийская империя→ Королевство Италия |
Профессия | артистка балета |
Годы активности | 1843 — конец 1850-х |
Театр |
Ла Скала, Милан Королевская академия музыки, Париж Театро Арджентина, Рим |
Софи́я (Софи́) Фуо́ко (итал. Sofia Fuoco, от fuoco — огонь, пламя; урождённая Мари́я Брамби́лла итал. Maria Brambilla; 16 января 1830, Милан — 4 июня 1916, Карате-Ларио, Комо) — итальянская балерина, солистка миланского театра Ла Скала (1843—?) и парижской Оперы (1846—1850). Впечатлявшая публику более своей балетной техникой, чем актёрской игрой, благодаря виртуозному танцу на пуантах была прозвана парижанами La Pointue («пуантовая», фр. с острыми кончиками, заострённая).
Биография
Родилась в Милане, там же начала заниматься танцем. примерно с 1837 года училась у Карло Блазиса, в балетной школе театра Ла Скала, став одной из его танцовщиц-«плеяд». В возрасте девяти лет, в 1839 году, впервые вышла на сцену театра Ла Скала. В 1843 году, едва ей исполнилось тринадцать лет, стала первой танцовщицей, кто станцевал на миланской сцене «Жизель» — премьера балета в постановке Антонио Кортези состоялась 17 января[* 1]. В том же году, минуя балетную иерархию, Фуоко была названа прима-балериной assoluta театра. В 1846 году танцевала в «Па-де-катре» Перро, поставленном в Милане Филиппо Тальони.
Завоевав безоговорочный успех в родном городе, в 1846 году шестнадцатилетняя виртуозка была приглашена в Париж, в Королевскую академию музыки (во время Второй республики — «Национальный театр») исполнить главную партию в новом балете Жозефа Мазилье «Бетти» вместо знаменитой Карлотты Гризи, подписавшей контракт с римским театром «Аполло» и вернувшейся в Италию. Ещё до премьеры Париж говорил о пальцевой технике и невероятных пируэтах юной балерины:
Все танцовщицы согласно твердят, что она блестяще владеет так называемыми пуантами. Тем и будет, по их словам, отличаться юная дебютантка. Называют три её поворота, которые покамест не удавались никому; секретом обладает одна м-ль Фуоко.
— Шарль Морис, „Le courrier des spectacles“, 24 июня 1846[1].
Поэт Теофиль Готье утверждал, что «её ноги отскакивают от мраморного пола, как два стальные стрелы». Итальянский критик Джино Мональди, повторяя это сравнение, позднее писал, что Фуоко — очень подвижная танцовщица, оправдавшая своё имя («Огонь»). По его мнению, она обладала очень редким в балете даром — оригинальностью, не будучи похожей ни на одну из звёзд той эпохи. Её пуанты потрясали: она танцевала вариацию, ни разу не опустив пятки на пол. Ни мгновения мягкости, колебания или дрожи — жёсткие пальцы танцовщицы никогда не предавали вес её легчайшего тела.
Фуоко танцевала на сцене театра Ле Пелетье в качестве прима-балерины до 1850 года. В 1847—1848 годах гастролировала в Лондоне, затем выступала на сценах Италии, Франции и Испании. В начале 1850-х годов[уточнить] танцевала в мадридском «Театро-дель-сирко[исп.]», соперничая здесь в популярности с французской танцовщицей, фавориткой маркиза де Саламанка[англ.] Мари Ги-Стефан[фр.]. Поклонником Фуоко стал глава правительства генерал Нарваэс и театральное соперничество переросло в политическое: поклонники Ги-Стефан, демонстрируя преданность маркизу де Саламанка, носили в петлице белую гвоздику, сторонники правительства (и поклонники Фуоко) — красную. Дамы не отставали от мужчин и носили причёску à la Fuoco[2].
В 1852 году София была солисткой римского Театро Арджентина. Оставила сцену в конце 1850-х годов.
По словам историка балета В. М. Красовской, Фуоко было далеко до артистизма и обаяния Карлотты Гризи — интерес публики быстро угас, оставив по себе лишь куплеты со словами: «Боюсь, что Фуоко или пламя — всего лишь соломенный костёр»[1].
Репертуар
- Милан
- 17 января[уточнить] 1843 — Жизель, «Жизель», постановка Антонио Кортези на музыку Никколо Баджетти (Niccolò Bajetti).
- 1846 — «Па-де-катр» на музыку Цезаря Пуни, хореография Ж.-Ж. Перро, постановка Филиппо Тальони.
- 1853 — Пальмина, нимфа Орба, «Пальмина, или Дочь реки[итал.]», хореография Теодоро Мартина (Teodoro Martin)
- Париж
- 11 июля 1846 — Бетти, «Бетти» Амбруаза Тома, хореография Жозефа Мазилье.
- 26 ноября 1847 — дивертисмент в опере Джузеппе Верди «Иерусалим», хореография Жозефа Мазилье.
- 1849/1850 — дивертисмент в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка», хореография Альбера.
Примечания
- Источники
- ↑ 1,0 1,1 В. М. Красовская. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — 432 с.
- ↑ El Teatro del Circo . Дата обращения: 2 октября 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
- Комментарии
- ↑ Чуть ранее, в 1842 году, парижская новинка была представлена в Турине, в том же 1843 году — в Венеции.
Ссылки
- София Фуоко // Страница, посвящённая балерине на сайте Les étoiles de l’Opéra de Paris
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Милане
- Умершие в Комо
- Артисты балета по алфавиту
- Артисты балета Италии
- Артисты балета Франции
- Артисты балета XIX века
- Выпускники балетной школы театра Ла Скала
- Артисты балета театра Ла Скала
- Артисты балета Парижской оперы
- Ученицы Карло Блазиса
- Артисты балета, известные под псевдонимами