Битва у острова Мас-а-Тьерра

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Битва у острова Мас-а-Тьерра
Основной конфликт: Первая мировая война
крейсер «Дрезден» перед затоплениемкрейсер «Дрезден» перед затоплением
Дата 14 марта 1915
Место бухта Камберленд, остров Робинзон-Крузо, Чили
Итог победа Британии
Противники

Великобритания

Германская империя
Командующие

Джон Люс

Фриц Людеке

Силы сторон

1 броненосный крейсер
1 лёгкий крейсер
1 вспомогательный крейсер

1 бронепалубный крейсер

Потери

нет

1 бронепалубный крейсер
≈ 4 убитых
14 раненых
315 интернированных

Бой у острова Мас-а-Тьерра — бой произошедший 14 марта 1915 года у чилийского острова Мас-а-Тьерра, в ходе Первой мировой войны между британской эскадрой и германским бронепалубным крейсером «Дрезден»[1]. Германский крейсер, последний оставшийся в строю корабль германской восточноазиатской эскадры, был блокирован и уничтожен в бухте Камберленд.

Избежав уничтожения в битве у Фолклендских островов «Дрезден» и несколько вспомогательных кораблей затерялись на просторах Тихого океана. Немцы надеялись вести рейдерские операции против кораблей Антанты. Эти действия лишь ненамного затруднили судоходство в районе, но всё же представляли проблему для британцев, вынужденных задействовать ресурсы для поимки крейсера. 8 марта запасы корабля стали подходить к концу, крейсер нуждался в ремонте. Капитан «Дрездена» решил спрятать свой корабль и попытаться погрузить уголь в бухте Камберленд острова Мас-а-Тьерра, принадлежащему нейтральному государству Чили. Капитан Людекке решил бункероваться в нейтральном порту а не в море, поскольку надеялся интернироваться и спасти корабль в случае обнаружения вражескими кораблями.

Британские силы активно искали германский крейсер, им удалось перехватить несколько сообщений по беспроволочной связи между германскими кораблями. Хотя британцы располагали копиями захваченных германских книг с кодами шифров всё равно требовался ключ, который менялся время от времени. Тем не менее, Чарльзу Стюарту, офицеру сигнальщиков удалось расшифровать сообщение с «Дрездена» для угольщика о встрече у островов Хуан-Фернандес 9 марта. Эскадра из крейсеров «Кент», «Глазго» и вспомогательного крейсера «Орама» направились к острову Мас-а-Тьерра, так как германские моряки хотели провести соревнование по футболу на берегу[2]. Британцы обнаружили «Дрезден» в бухте Камберленд, 14 марта блокировали его и вызвали на бой[3].

«Глазго» открыл огонь по «Дрездену», повредил и поджёг корабль. Некоторое время «Дрезден» вёл ответный огонь, но капитан оценил ситуацию как безвыходную, поскольку британцы значительно превосходили в силах и артиллерийской мощи, крейсер застрял в заливе с пустыми угольными бункерами и изношенными машинами. Капитан Людекке отдал приказ покинуть корабль и затопить его. Команда «Дрездена» отправилась на шлюпках к берегам острова, где они оказались бы в безопасности, так как он принадлежал нейтральной державе. Британцы продолжали обстреливать крейсер и уходящие шлюпки, пока «Дрезден» не взорвался. Неизвестно, стало ли это результатом огня британцев или подрыва зарядов, установленных самими немцами. После гибели корабля британский командир приказал захватить всех выживших с «Дрездена» Германцы потеряли троих убитыми, 15 человек были ранены. Британцы не понесли потерь[4].

«Дрезден» был последним кораблём уничтоженной Германской Восточно-Азиатской эскадры, все её корабли были потоплены или интернировались. В Тихом океане остались только несколько изолированных рейдеров, такие как «Зееадлер» и «Вольф». Поскольку остров Мас-а-Тьерра принадлежал Чили, германское консульство в Чили протестовало против нарушения британцами международных законов — атаки вражеского корабля в нейтральных водах. Раненые германские моряки были отвезены в г. Вальпараисо для лечения, один из них впоследствии умер от ран. 315 моряков с крейсера интернировались в Чили до конца войны. После войны, не пожелавшие остаться в Чили, были репатриированы в Германию. Один из членов экипажа лейтенант Вильгельм Канарис, позже ставший адмиралом и главой абвера, бежал в августе 1915 года и смог вернуться в Германию, где вернулся к активной службе на флоте[5].

Примечания

  1. Delgado, James P.  (англ.). Adventures of a Sea Hunter (англ.). — Vancouver: Douglas & McIntyre  (англ.), 2004. — P. 172—174. — ISBN 1-55365-071-9.
  2. Chile and Easter Island (англ.). — Lonely Planet, 2010. — P. 35. — ISBN 9781742203249.
  3. Bennett, Geoffrey  (англ.). The Pepper Trader (англ.). — Jakarta: Equinox Publishing  (англ.), 2006. — P. 229—233. — ISBN 979-3780-26-6.
  4. Conflict in Stories of the Dresden Fight, New York Times (17 марта 1915), С. 1. Архивировано 27 июля 2018 года. Дата обращения 27 июля 2009.
  5. Denounce Sinking of the Dresden, New York Times (17 марта 1915), С. 1. Архивировано 27 июля 2018 года. Дата обращения 27 июля 2009.

Литература

  • German Light Cruiser Dresden. www.battleships-cruisers.co.uk. Дата обращения: 14 марта 2010.
  • Perez Ibarra, Martin. Señales del Dresden (исп.). — Chile: Uqbar Editores, 2014. — ISBN 978-956-9171-36-9.