Бой у Пенанга
Бой у Пенанга | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Первая мировая война | |||
Дата | 14 (28) октября 1914 | ||
Место |
Малаккский пролив Пенанг, Малайзия |
||
Итог | Победа немецкой стороны | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
|
Бой у Пенанга — морской бой Первой мировой войны, состоявшийся 28 октября 1914 года. Ранним утром немецкий крейсер «Эмден» атаковал и потопил в гавани Пенанга крейсер Российского императорского флота «Жемчуг». Спящая команда «Жемчуга» не оказала практически никакого сопротивления атаке германского рейдера. По «Жемчугу» были выпущены две торпеды и открыт артиллерийский огонь. В результате торпедной атаки произошел взрыв носового снарядного погреба и затопление крейсера. Из 335 человек команды корабля погибли 81, впоследствии умерли 7 и были ранены 122[1].
Предыстория
«Жемчуг»
Вскоре после начала Первой мировой войны возникла необходимость противодействия германским крейсерам на Тихом океане. Под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее находилась Германская Восточно-Азиатская крейсерская эскадра, представлявшая серьёзную угрозу океанским коммуникациям стран Антанты. Союзники предложили России создать объединённую эскадру для действий в Тихом и Индийском океанах. Несмотря на то, что морской министр адмирал Иван Григорович был категорически против этого, командующему Сибирской флотилией контр-адмиралу Максимилиану фон Шульцу удалось получить личное разрешение императора на присоединение крейсеров «Аскольд» (командир капитан 1 ранга С. А. Иванов 6-й) и «Жемчуг» (командир капитан 2 ранга барон И. А. Черкасов) к союзной английской эскадре вице-адмирала Т.-М. Джеррама.
16 августа 1914 года крейсера прибыли в Гонконг. 19 августа они вышли в море на поиск действовавшего в Индийском океане германского крейсера «Эмден». 22 августа «Жемчуг» направился в одиночное плавание. С 30 августа «Жемчуг» находился в Гонконге, ожидая прибытия транспорта «Амирал Орли», перевозившего из Тяньцзиня французских пехотинцев и резервистов из Китая, а затем повёл его в Хайфон. Там транспорт принял на борт войска, и «Жемчуг» отконвоировал его в Сайгон, и далее в Сингапур, прибыв туда 25 сентября. 30 сентября Черкасов получил у вице-адмирала Т.-М. Джеррама новые инструкции: выйти с конвоем четырёх транспортов в Пенанг, там передать их английскому крейсеру «Ярмут», а самому направиться в крейсерство к Никобарским и Андаманским островам.
13 октября «Жемчуг» прибыл в Пенанг для прохождения чистки и щелочения котлов. Черкасов запрашивал у адмирала Джеррама разрешения зайти для производства этих работ в Сингапур, в чём ему было отказано. Капитан «Жемчуга» пытался настаивать, но, получив повторный отказ, вынужден был идти в незащищённый Пенанг. Все котлы, кроме одного, были выведены из действия, при этом не учли, что оставшийся котёл не мог обеспечить нормального энергоснабжения, в частности, работы снарядных элеваторов и водоотливных средств.
По показаниям офицеров крейсера, в течение всего похода обстановка на корабле была нервозной из-за высокомерия и нетерпимости капитана Черкасова. 14 октября в Пенанг приехала жена Черкасова, и он, сославшись на недомогание, съехал на берег в гостиницу, приказав убрать боезапас в погреба, так как снаряды нагревались из-за высокой температуры наружного воздуха. Старший офицер крейсера Николай Кулибин добился разрешения зарядить два орудия и иметь около них по пять снарядов в кранцах первых выстрелов и элеваторах. Несмотря на то, что боевые действия шли полным ходом, все маяки, входные и створные огни Пенанга светились, как в мирное время.
«Эмден»
Крейсер «Эмден», входивший в состав эскадры вице-адмирала графа М. фон Шпее, базировавшейся в начале войны на Циндао (Киао-Чао), отделился от неё и ушёл для самостоятельных действий сначала к Цусимскому проливу, где первой жертвой стал русский пассажирский пароход «Рязань», приведённый в Циндао и переоборудованный во вспомогательный крейсер «Корморан». Из Циндао «Эмден» направился в Индийский океан, где захватил и потопил 16 английских транспортов, четыре английских транспорта захватил и отпустил, один греческий и один английский пароход использовал как угольщики. Кроме того, «Эмден» с успехом провёл обстрел нефтяных цистерн в порту Мадраса.
Командир «Эмдена» фрегаттен-капитан Карл фон Мюллер хорошо ориентировался в сложной обстановке военного времени, использовал радиопереговоры противника, показания личного состава захваченных транспортов. Кроме того, «Эмден» вводил в заблуждение, искажая свой силуэт устройством фальшивой четвёртой трубы (английские и японские крейсеры, действовавшие в Индийском океане, были четырёхтрубными) и окраской, похожей на английскую. Узнав на одном из остановленных пароходов, что военные корабли противника базируются в незащищённой гавани Пенанга (ныне — Джорджтаун) и очень плохо охраняются, фон Мюллер 13 октября направил туда свой крейсер.
Бой
26 октября 1914 года «Эмден» принял уголь у побережья Никобарских островов и расстался со вторым угольщиком, назначив «Бьюреску» место для рандеву, и взял курс на Пенанг. Снова была установлена фальшивая четвёртая труба и закончены последние приготовления к бою. Около 5 часов утра 28 октября «Эмден» достиг Пенанга, где, как и в Мадрасе, работали все навигационные огни и маяки, светомаскировка не соблюдалась, стоящие на рейде боевые корабли были освещены. С выключенными огнями и не поднимая флага, крейсер подошёл ко входу во внутреннюю гавань и задержался у входного буя, чтобы дать возможность сигнальщикам оценить обстановку. После того, как самый крупный военный корабль был опознан как русский бронепалубный крейсер «Жемчуг», он был избран мишенью для первой атаки[2].
Приблизившись к «Жемчугу» неопознанным на дистанцию 800 метров, «Эмден» поднял германский флаг, выпустил торпеду и открыл огонь из орудий правого борта. Русский крейсер постройки 1903 года, принимавший участие в Цусимском сражении, имел более мощный главный калибр, чем «Эмден» (8×120 мм), но оказался совершенно неподготовленным к внезапному нападению: командир корабля, капитан 2-го ранга барон Черкасов находился на берегу, вахтенный офицер спал, его разбудили, когда дозорные доложили о приближении неопознанного крейсера, но на верхнюю палубу подняться он не успел, команда несла службу по обычному якорному расписанию. Первая торпеда поразила русский крейсер в районе кормы, за последней трубой и он стал быстро оседать, набирая воду. «Эмден» начал разворот, за это время «Жемчуг» успел сделать несколько ответных выстрелов, но не добился ни одного попадания. Вторая торпеда, пущенная из аппарата левого борта, попала в носовую часть, вызвав детонацию боезапаса. В результате мощного взрыва «Жемчуг» разломился пополам и затонул в течение нескольких минут. Из 340 человек команды корабля погибло 82 и было ранено 115. Впоследствии командир и старший офицер «Жемчуга» были разжалованы в матросы и приговорены к заключению в крепость[3].
Потопив «Жемчуг», «Эмден» повернул вправо, чтобы уничтожить стоящие без хода французские миноносцы «Фронда» и «Пистолет» и канонерскую лодку «Д’Ибервиль», но в это время дозорные заметили корабль, появившийся у входа в гавань. Опасаясь оказаться в западне, Мюллер приказал немедленно атаковать неопознанный корабль. После того как дистанция сократилась, выяснилось, что это был невооружённый катер губернатора острова, и крейсер немедленно прекратил огонь. Несмотря на одно попадание в трубу, на борту катера никто не пострадал. К этому моменту крейсер уже вышел из внутренней гавани, и, поскольку фактор внезапности был утрачен и возвращаться было слишком рискованно, Мюллер приказал спустить боевые флаги и уходить.
Когда внешний вход в гавань был пройден, крейсер встретился с английским судном «Глентуррет», но высадившаяся на него призовая партия была срочно отозвана, а пароход отпущен, так как сигнальщики заметили французский корабль, приближающийся с севера[4]. «Эмден» пошёл на сближение и с дистанции 4300 метров открыл огонь. Канониры крейсера добились попадания с третьего залпа, на корабле взорвались котлы, и он потерял ход, но продолжал вести огонь из кормового орудия и сумел выпустить торпеду по крейсеру. После десятого залпа миноносец стал тонуть и крейсер спустил шлюпки, чтобы подобрать уцелевших. На борт были подняты 36 человек из 76 составлявших экипаж миноносца, 12 были ранены, некоторые тяжело. Пленные сообщили, что их кораблём был миноносец «Мушкет» 1902 года постройки, водоизмещением 310 тонн, вооружённый двумя торпедными аппаратами, одним 65-мм и шестью 47-мм орудиями[5].
После окончания спасательной операции Мюллер приказал увеличить ход до 22 узлов. Дозорные обнаружили ещё один французский миноносец, преследующий крейсер (это был сумевший развести пары «Пистолет»), но Мюллер решил не ввязываться в бой, чтобы как можно скорее покинуть район Пенанга. Через несколько часов пошёл сильный дождь, и противники потеряли друг друга из виду.
В течение следующих двух суток умерли и были похоронены в море с воинскими почестями трое тяжелораненых французских моряков. Около четырёх утра 30 октября крейсер перехватил английский пароход «Ньюборн» (3000 т). Опасаясь за состояние раненых, Мюллер не стал топить пароход, а отпустил его со всеми французскими пленными, предварительно взяв с них письменное обязательство не участвовать больше в военных действиях против Германии. После этого «Эмден» направился к индонезийскому острову Симёлуэ, у берегов которого было назначено рандеву с «Бьюреском»[6].
Последствия
В бою погибли убитыми и утонувшими мичман Сипайло и 85 человек команды русского крейсера. Был тяжело ранен лейтенант Веньяминов, легко ранены лейтенанты Селезнев и Мардарьев. Из спасённых 250 человек команды 112 были ранены[7].
30 октября «Эмден» пересадил пленных французских моряков на британский пароход «Ньюберн», следовавший из Великобритании в Сингапур.
После возвращения в Россию командир «Жемчуга» и его старший помощник были преданы суду и разжалованы в матросы с лишением орденов. Черкасов был направлен в Кавказскую армию, за храбрость в боях награждён Георгиевским крестом 4-й степени. По ходатайству Александр Колчака перед Николаем Юденичем в марте или в апреле 1917 года Черкасову были возвращены чин и ордена. Участвовал в Белом движении, с 1920 года в эмиграции, где в 1921 году произведён в капитаны 1-го ранга[8].
Память
В октябре 2013 года военный атташе России в Малайзии провёл серию лекций о Пенангской битве в ряде малайзийских вузов, в том числе в Университете Малайя в рамках читаемого здесь курса по истории и культуре России.
Примечания
- ↑ Никольский Б. Жизнь и смерть Николая Кулибина . Дата обращения: 14 ноября 2014. Архивировано 26 ноября 2014 года.
- ↑ Бунич, 2008, с. 72.
- ↑ Больных, 2001, с. 41.
- ↑ Lochner, 2002, pp. 155—156.
- ↑ Больных, 2001, с. 40—42.
- ↑ Lochner, 2002, pp. 161—162.
- ↑ Официальное сообщение Морского министерства от 17 октября 1914. // Летопись войны № 12. Официальный отдел.
- ↑ Чекулаева Е. Кавторанг барон Черкасов. // Морской сборник. — 2003. — № 10. — С. 92—95.
Литература
- Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: На океанских просторах. — АСТ, 2001. — 560 с. — ISBN 5170044291.
- Бунич И. Л. Корсары Кайзера. — Эксмо, 2008. — 480 с. — ISBN 9785699282661.
- R. K. Lochner. The last gentleman-of-war: the raider exploits of the cruiser Emden. — Naval Institute Press, 2002. — 360 p. — ISBN 9781557505385. (англ.)