Битва при Анзене

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Битва при Анзене
Основной конфликт: Арабо-византийские войны
Дата 22 июля 838
Место Анзен(Дазмана[pt])
Итог Победа арабов
Противники

Аббасидский халифат

Византийская империя

Командующие

Халиф Аль-Мутасим Биллах,
Афшин,
Ашинас[en]

Император Феофил,
Мануил Армянин,
Феофоб

Силы сторон

20 000[1]30 000[2]

25 000[3]40 000[2]

Потери

неизвестно

неизвестно

Битва при Анзене — одно из сражений арабо-византийских войн, которое произошло 22 июля 838 года около города Анзен (сейчас Дазмана[pt], Турция) между войсками Византийской империи и Аббасидского халифата. Аббасиды организовали крупную экспедицию двух независимых армий в отместку за успешные действия императора Феофила годом ранее для захвата крупного византийского города Амория. Армия под командованием императора встретилась у Анзена с армией мусульман, возглавляемой иранским вассальным принцем Афшином.

Имевшая численное превосходство византийская армия первоначально имела успех, но решение императора Феофила возглавить атаку в конечном счёте вызвало панику из-за слухов о его смерти, что в сочетании с контратакой турецких конных лучников привело к её бегству. Правитель со своей стражей некоторое время находился в окружении на холме, после чего смог покинуть поле боя. Победа в сражении позволила арабам через несколько недель разграбить город Аморий, что стало одним из сильнейших ударов по Византии в многовековых арабо-византийских войнах.

Предыстория

К моменту восхода на византийский престол в 829 году императора Феофила (пр. 829—842 гг.) арабо-византийские войны продолжались почти два столетия. Будучи амбициозным человеком и убеждённым иконоборцем, он решил укрепить своб власть через удачные военные действия против главного противника Византии — Аббасидского халифата. На протяжении 830-х годов Феофил организовал серию походов против южного соседа, давших умеренный успех и способствовавших имперской пропаганде в создании образа «победоносного императора».[4][5] В 837 году он лично руководил военной кампании в области верхнего Евфрата, захватив города Арсамосату и Созопетру[pt] (который некоторые источники называли место рождения халифа Аль-Мутасима) и вынудив Мелитену заплатить дань и отдать заложников в обмен на собственное спасение.[1][6][7]

В качестве ответной меры Аль-Мутасим решил организовать крупную военную экспедицию на территорию империи с целью захвата крупнейших городов центральной Анатолии — Анкиры и Амория. Последний был возможно крупнейшим городов в регионе, а также имел символическое значение как родина Аморийской династии; согласно хроникам, солдаты халифата нарисовали слово «Аморий» на своих щитах и знамёнах.[2][6] В городе Тарс была собрана огромная армия (80 000 человек, согласно Тредголду), позже разделённая на две части. Северное войско, возглавляемое иранским вассальным принцем Уструшана Афшином, должно было вторгнуться в фему Армениак из Мелитены, объединившись с отрядами местного эмира Умара аль-Акта. Главное южное войско, ведомое халифом, должно было пройти через Киликийские врата в Каппадокию и захватить Анкиру. После взятия города две арабские армии объединяются и идут на Аморий.[2][6][8] В распоряжении Афшина. согласно Иоанну Скилице, находились отряды вассальных армянских князей числом от 20 000 (Хэлдон) до 30 000 человек (Тредголд), куда также входили 10 000 тюркских конных лучников.[2][1][6]

В начале июня Феофил с войском покинул Константинополь, будучи в курсе планов халифа. Армия включала в себя людей из Анатолии (возможно и из европейских фем), элитные подразделения тагматы, а также контингенты персидских и курдских хуррамитов. Ведомые своим лидером Насром (перешедшим в христианство и крещённым как Феофоб), в минувшие годы они покинули халифат из-за религиозных преследований, став основой так называемой «персидской турмы».[3][6][9] Разместив лагерь в Дорилее, император разделил свои силы: сильные отряды были направлены подкреплением в гарнизон Амория, оставшееся войско (25 000 солдат по Хэлдону и 40 000 — по Трэдгодду) заняли позицию между Киликийскими вратами и Анкирой.[3][2]

Карта боевых действий в 837—383 годах

Битва

В середине июня Афшин прошёл через горный хребет Антитавр и расположил лагерь в форте Дазимон (греч. Δαζιμῶν, современная Дазмана), между городами Амасья и Токат, игравшем важную роль в качестве аплектона. 19 июня авангард основной армии аббасидов вторгся на территорию империи, через два дня это же сделала и оставшаяся часть во главе с халифом.[1][6] В середине июля Феофил получил данные об этих передвижениях. Войско Афшина было меньше, но также угрожало блокировать линии снабжения византийцев. Император оставил небольшой отряд против армии халифа, а сам выдвинулся на восток для битвы с Афшином. 21 июля имперская армия попала в поле зрения арабов, и расположилась на холму в долине Дазимонтис к югу от форта Дазимон, прозванном Анзен (греч. Ἀνζῆν).[1][10]

Хотя Феофоб и доместик схол Мануил Армянин высказывались за внезапную ночную атаку, император принял решение начать битву следующим днём. Византийцы выступили на рассвете и достигли хороших результатов, опрокинув один из крыльев вражеской армии и убив 3 000 арабов. Около полудня Феофил решил усилить другое крыло, выделив для этого 2 000 византийцев и курдский контингент, а также решил возглавить войско в бою.[1][10] Но в этот момент Афшин выпустил своих тюркских конных лучников в контратаку, в ходе которой византийское подкрепление было загнано, что позволило арабам перегруппироваться. Византийские войска, обнаружившие отсутствие императора и предположившие его гибель, начали колебаться. Эти волнения в итоге обернулись беспорядочным бегством. Часть отрядов направилась в Константинополь, распространяя новости о смерти государя, некоторые отряды смогли в полном порядке отступить к местечку Хилиокомон.[1][10]

Феофил со своей тагматой и курдами был окружён арабами на холме у Анзена. Однако неожиданный дождь ослабил тетиву у конных лучников, сделав их оружие бесполезными, и Афшин приказал доставить катапульты.[11] В это время, офицеры Феофила, опасавшиеся предательства со стороны курдов, уговорили его покинуть поле боя. Прорвавшись через линии противника со множеством раненых (источники сообщают о тяжёлом ранении и возможной смерти Мануила, вместе с Феофобом спасшим императора), Феофил с небольшим сопровождением смог добраться до Хилиокомона, где смог собрать остатки разбитого войска.[2][10][12]

Последствия

Император Феофил спасается бегством после поражения при Анзене. Иллюстрация из Мадридской рукописи «Хроники» Иоанна Скилицы.

Из-за поражения и слухов о смерти позиции Феофила ослабли. Он отказался от военной кампании и удалился в Дорилей, откуда вскоре отправился в столицу. Брошенная на произвол судьбы Анкира была разграблена арабским войском 27 июля.[12] После этого объединённые силы Аббасидов выдвинулись к Аморию, державшему их осаду две недели. Боевые действия смогла пережить только половина городского населения (35 000 из 70 000 человек), которая после поражения была продана в рабство. Падение города стало одним из тяжелейших материальных и моральных поражений Византии в 9-м веке. Лишь новости о восстании в халифате вынудили Аль-Мутасима вскоре отступить.[2][12]

Когда слухи о смерти императора достигли Константинополя, Феофоб, связанный с императорским домом узами брака и сторонник иконопочитания, рассматривался некоторыми в качестве нового правителя. Вернувшийся в город Феофил призвал полководца к себе, но тот испугался наказания и бежал с лояльными курдами в Синопу, где провозгласил себя императором[2][13] В следующем году Феофоба уговорили сдаться, «персидские» соединения были распущены, а их участники распределены по фемам[14][15].

Трагические для Византии поражение при Анзене и взятие Амория в долгосрочном плане не имели большого влияния, так как Аббасиды не смогли развить достигнутый успех. Однако сражение сыграло важную роль в дискредитации иконоборцев, обосновывавших законность своего правления военными успехами. После внезапной смерти Феофила в 842 году иконопочитание в рамках торжества православия было восстановлено по всей империи.[16] Битва при Анзене важна и как иллюстрация трудности борьбы византийской армии против конных лучников, что отличает её от предшественницы VI—VII веков, чьи навыки в этой сфере стали основой византийской тактической доктрины. Битва стала первой встречей византийцев с тюркскими кочевниками Центральной Азии, потомки которых (сельджукские тюрки) станут основным противником империи с середины XI века.[17][18]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Haldon, 2001, p. 80.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Treadgold, 1997, p. 441.
  3. 3,0 3,1 3,2 Haldon, 2001, p. 78.
  4. Whittow, 1996, pp. 152–153
  5. Treadgold, 1997, pp. 437–440.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Kiapidou Irini-Sofia Battle of Dazimon, 838. Chapter 1 Архивная копия от 20 февраля 2012 на Wayback Machine  (англ.)
  7. Treadgold, 1997, pp. 440–441.
  8. Haldon, 2001, pp. 78, 80.
  9. Treadgold, 1997, pp. 439, 441.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Kiapidou Irini-Sofia Battle of Dazimon, 838. Chapter 2 Архивная копия от 20 февраля 2012 на Wayback Machine (англ.)
  11. Haldon, 2001, pp. 80, 82.
  12. 12,0 12,1 12,2 Haldon, 2001, p. 82.
  13. Kazhdan, 1991, pp. 2067-2068.
  14. Treadgold, 1997, pp. 442–443
  15. Kazhdan, 1991, p. 2068.
  16. Whittow, 1996, pp. 153–154.
  17. Kiapidou Irini-Sofia Battle of Dazimon, 838. Chapter 3 Архивная копия от 20 февраля 2012 на Wayback Machine
  18. Haldon, 2001, pp. 82–83.

Литература