Хуррамиты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Последний лидер движения Хуррамийя Pāpak Khorrām-Dīnān (Бабек Хуррамит) был последователем Муканны, благочестивого зороастрийца и маздакида.

Хуррами́ты (перс. خُرّمدينان‎ — Xorrâm-Dinân «последователи счастливой религии», араб. خُرَّميهKhurrāmīyah) — приверженцы ряда антиисламских, антихалифатских религиозно-политических движений в Иране, Средней Азии, а также на территории современного Азербайджана, действовавших в начальный период правления Аббасидов. Движение хуррамитов возникло в 809 году в талышских горах и вскоре перекинулось на весь Азербайджан, а также часть Аррана и Армении[1]

Этимология

Опроисхождении наименования хуррамитов исследователями предлагались разные объяснения . Все они носят характер догадок . Наиболее правдоподобно происхождение этого наименования от местности Хуррам в Талыше  (англ.).[2]

В поздней книге «Сиасет-наме» передается легенда о том, что жена Маздака Хуррамэ спаслась и бежала в г. Рей, где вновь начала проповедь движения, и от ее имени якобы пошло название секты хуррамитов. Эта секта впоследствии доставила массу неприятностей уже арабам — ведь именно к ней принадлежал Бабек (Папак), возглавивший в первой половине IХ в. один из самых значительных мятежей против власти аббасидских халифов.[3]

История

Инициатива освободительного движения народов, подвластных халифату, исходила из Аррана. Немалую роль в этом сыграли талыши. В их стране в талышских горах, в неприступной крепости Бадз (Базз), находилась главная штаб-квартира Бабека и «красных» хураммитов[1][4].

Вероучение хуррамитов было смесью идей маздакизма с христианско-исламскими элементами. Хуррамиты верили в борьбу двух начал — Света и Мрака, при том что существующие общественные порядки считались порождением темного, дьявольского начала; хуррамиты верили также в непрерывное воплощение божества, которое они видели в Адаме, Аврааме, Моисее, Иисусе Христе и Мухаммеде, а затем в лидерах своего движения.

Легендарные истоки хуррамитов отводились к вдове Маздака Хуррамэ, дочери Фадэ, которая после казни супруга сумела укрыться в районе города Рей и начала проповедовать в горах.

Первое восстание хуррамитов против Арабского халифата было в 778 году и 808 году. Хуррамиты участвовали в восстании Абу Муслима (747750), Сумбада (755), восстании «Краснознамённых» (778/779), Муканны (конец VIII века), Бабека (IX век). К предводителям хуррамитов принадлежал и Феофоб, ставший византийским полководцем.

В летописях современники хуррамитов находят у них кровосмесительные браки, как у древних зороастрийцев. Время хуррамиты, согласно враждебным им летописям, якобы проводят в вечном веселье, попойках, плясках и пении под звуки веселой музыки. Багдадский доксограф Абу-Музаффар Исфараини (ум. в 1078 г.) пишет: «Бабекиты обоего пола собираются в одну из ночей года на той горе для совершения всяких порочных дел, с музыкой и вином. Затем гасят светильники и идет каждый из них к одной из женщин».

Хуррамиты отвергали некоторые догмы ислама, противопостовляли ему древние религиозные ритуалы. По их мнению, душа человека вечна, так же как и этот мир. Как и все выступления средневековья, движение хуррамитов поначалу возникло на национальной почве. Затем оно приобрело политическую сущность и в истинном смысле слова возвысилось до уровня освободительной войны. Движение хуррамитов было народным движением в раннем средневековье, направленном против некоторых обрядов исламской религии, феодального гнета, и, самое главное, против арабского владычества. Впервые в истории в борьбе против иноземных завоевателей хуррамиты подняли красный флаг как символ свободы и надели красную одежду.[5]

Восстание хуррамитов

Идеологической оболочкой названных восстаний было учение ряда родственных сект хуррамитов (их называли также маздакита­ми), в котором соединялись верования и социальные требования преж­них маздакитов с некоторыми идеями «крайних» шиитов; таковы идея непрерывной «божественной манифестации», сперва в пророках, а потом в имамах (при этом имамами они признавали Абу Муслима, а после него других своих вождей), идея перевоплощения душ и др. Они призывали к активной вооруженной борьбе с несправедливым строем, основанным на неравенстве и насилии. Самым крупным восстанием «красных» хуррамитов была боль­шая крестьянская война под предводительством Бабека, начавшаяся в Талышских горах в Азербайджане и распространившаяся на За­падный Иран вплоть до Исфагана и Кермана (816-837). Ополчения хуррамитов не раз разбивали большие армии халифа. Слабой сторо­ной этого восстания было то, что Бабек заключил союз с некоторыми крупными армянскими, албанскими[какими?] и иранскими феодалами, желав­шими освободиться от арабского владычества. Этот союз подкрепил военные силы хуррамитов, но сделал невозможным осуществление их социальной программы в широком масштабе. Восстание это глубоко потрясло халифат. Только халиф Мутасим (833-842), реорганизовав армию и поставив во главе ее среднеазиатского феодала Афшина, добился перелома в войне. Феодалы-союзники Бабека теперь изме­нили ему, захватив новые земли и примирившись с халифом. После годичной осады пала в августе 837 г. последняя твердыня хуррами­тов - крепость Базз в Талышских горах. Бабек, бежавший к одному из армянских князей, был им выдан халифу и казнен[6]. В 839 г. было подавлено восстание Мазйара в Табаристане, сопровождавшееся за­хватом земель арабских землевладельцев.[7]

Примечания

Ссылки