Бедный певец (Глинка)
Бедный певец | |
---|---|
Песня | |
Исполнители | - |
Жанр | романс |
Язык | русский |
Автор слов | В. А. Жуковский |
Композитор | М. И. Глинка |
«Бедный певец» — романс М. И. Глинки на стихотворение В. А. Жуковского. Написан в 1826 году в родном селе Глинки Новоспасском; близок к жанру элегии.
История
В своих «Записках» (завершённых в 1855 году[1]) Глинка не без иронии вспоминает о том периоде своей жизни, когда создавался романс: «По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фортепиано. Сентиментальная поэзия Жуковского мне чрезвычайно нравилась и трогала меня до слёз. (Вообще говоря, в молодости я был парень романического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления.) Кажется, что два тоскливых моих романса: „Светит месяц на кладбище“ и „Бедный певец“ (слова Жуковского) — были написаны в это время (весною 1826 года)»[2].
Впервые романс был опубликован в 1829 году фирмой «Одеон»[3].
Общая характеристика
О красный мир, где я вотще расцвел;
Прости навек; с обманутой душою
Я счастья ждал — мечтам конец;
Погибло все, умолкни, лира;
Скорей, скорей в обитель мира.
Бедный певец!
<...>
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец?
«Бедный певец» — одно из первых вокальных сочинений Глинки[4]. На раннем этапе творческого пути ему были близки поэтика романтизма и такие авторы, как Батюшков, Баратынский, Дельвиг, Жуковский. При этом особенно привлекал его жанр элегии, оказавший влияние не только на Глинку, но и на весь русский лирический романс в целом[5].
К жанру элегии относится и романс «Бедный певец»[6]. Из стихотворения Жуковского, насчитывающего шесть строф, Глинка частично использовал четвёртую и полностью — пятую[7]. Стихотворение, связанное с раздумьями о судьбе художника в мире и выдержанное в лирически-сентиментальном тоне, у Глинки превратилось в напряжённый драматический монолог, своего рода «прощальную песню» героя[4][8].
Романс строится на постепенном развитии образа и нарастании экспрессии, чему соответствует его куплетно-вариационная структура. О. Е. Левашёва обращает внимание на то, как смело и оригинально отразилась в музыке Глинки асимметричность строф Жуковского[8].
Вокальная партия строится на нисходящих интонациях, традиционно ассоциируемых со вздохами, и достигает кульминации на словах «С обманутой душой я счастья ждал»[9][4]. Фортепианные вступления и заключения не дублируют основную мелодию, а служат, по выражению М. А. Овчинникова, её «интонационной квинтэссенцией», своего рода прологом и послелогом[10].
«Бедный певец», безусловно, отличается эмоциональной глубиной и искренностью выраженного в нём чувства, выделяясь среди других романсов Глинки на слова Жуковского, написанных в тот же период[11]. Тем не менее он не достиг уровня другой, написанной годом ранее элегии Глинки, — знаменитого романса «Не искушай» на слова Баратынского — и не обрёл её популярности[5][12].
Исполнители
В числе исполнителей романса в разные годы были С. Я. Лемешев, Г. П. Виноградов, К. И. Плужников, С. Н. Шапошников, Г. А. Каменный, Н. Д. Копылов, Г. А. Писаренко, И. Милькявичюте[13][14].
Примечания
- ↑ Глинка, 1988, с. 5.
- ↑ Глинка, 1988, с. 28.
- ↑ Комментарии, 1988, с. 157.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Овчинников, 1988, с. 74.
- ↑ 5,0 5,1 Левашёва, 1987, с. 154.
- ↑ Левашёва, 1987, с. 156.
- ↑ Романсы и песни, 1986, с. 5.
- ↑ 8,0 8,1 Левашёва, 1987, с. 162—163.
- ↑ Левашёва, 1987, с. 164.
- ↑ Овчинников, 1988, с. 74—75.
- ↑ Левашёва, 1987, с. 161.
- ↑ Асафьев, 1978, с. 19.
- ↑ Наволокина, 2019, с. 108—109.
- ↑ Уханева, 2015, с. 26.
Литература
- Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л.: Музыка, 1978. — 311 с.
- Глинка М. И. Записки. — М.: Музыка, 1988. — 222 с.
- Глинка М. И. Комментарии // Записки. — М.: Музыка, 1988. — 222 с.
- Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М.: Музыка, 1986. — Т. 1. — С. 5. — 160 с.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М.: Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
- Наволокина И. В. Творчество композитора М. И. Глинки в фонодокументах РГАФД. К 215-летию со дня рождения. — М.: Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М.: Музыка, 1988. — 160 с.
- Уханева А. А. Камерно-вокальные произведения русских композиторов XVII–XXI вв. : библиографические материалы. — СПб.: Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.
Ссылки
- Текст: Стихотворение Жуковского «Бедный певец» в Викитеке
- На сайте «Русский классический романс» . (см. раздел «Бедный певец»)