Барт, Карл
Карл Барт | |
---|---|
Награды | Премия Соннинга (1963) |
Карл Барт (нем. Karl Barth; 10 мая 1886, Базель, Швейцария — 10 декабря 1968, Базель, Швейцария) — швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей так называемой диалектической теологии. Его «Церковная догматика» в тринадцати томах стала значительным событием в христианском мире XX века. Считается одним с наиболее выдающихся теологов ХХ века[1][2].
Биография
Родился в Базеле в семье пастора Иоганна Фридриха Барта (1852—1912) и его супруги Анны Катарины Сарториус (1863—1938). Помимо Карла, в семье было ещё четверо детей, из которых Петер[англ.] (1888—1940) также стал богословом, а Генрих[нем.] (1890—1965) — философом. Его родственником был художник Теодор Барт[нем.]. В 1889 году семья переехала Берн, в университете которого Фриц Барт получил должность, и в 1895 году ординарную профессуру. В Свободной гимназии Берна[нем.] будущий богослов получил начальное гуманитарное образование. В школьные годы его интересовала прежде всего история. В 1900 году он основал школьный клуб, в котором выступал с речами. Познакомившись с трактовкой вопроса о существовании Бога Фомы Аквинского, учением о боговдохновлённости Библии[англ.] и его критикой, решает посвятить себя богословию. По утверждению самого Барта, это решение он принял во время своей конфирмации в 1902 году. После краткосрочного обучения стрельбе, Барт был освобождён в 1905 году от военной службы по причине близорукости. Изучение богословия Барт начал в университете Берна. Там он проучился пять семестров, затем по одному семестру в университете Берлина, Тюбингена и Марбурга. Учителями Барта в Берлине были Герман Гункель[нем.] по Ветхому Завету и либеральный богослов Адольф фон Гарнак по Новому, догматику читал Юлий Кафтан. В 1908 году его назначают помощником пастора реформатской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В 1911 году Барт переезжает в Сафенвил, небольшой городок на границе Швейцарии и Германии, где получает свой приход. В августе 1914 года, узнав, что почитаемый им учитель Адольф фон Гарнак стал одним из подписантов «манифеста девяносто трёх» в защиту действий Германии в начинающейся Первой мировой войне, решил, что больше не может следовать его пониманию Библии и истории.
Первый крупный труд Барта «Послание апостола Павла к Римлянам» (1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчеркивает несоизмеримость Божественного и человеческого: предмет откровения и человеческих знаний различны, а потому вера есть колеблющееся между «да» и «нет» дерзание, отважный прыжок в пустоту. Во имя такого понимания веры Барт полемизирует с либеральным протестантизмом и католическим религиозным рационализмом. Наряду с этим Барт энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. С 1923 года он начинает занимать должности профессора в университетах.
В молодости Барт участвовал в движении христианского социализма (в 1915 году вступил в социал-демократическую партию), а в 1933 году выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму (в это время Барт преподавал в Германии), основал и вдохновлял т. н. Исповедническую церковь, являлся основным автором Барменской декларации[англ.]. После Мюнхенского соглашения 1938 года одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. После Второй мировой войны резко критиковал политику холодной войны с позиции «третьего пути», демонстративно поддерживая отношения с теологическими кругами как ФРГ, так и ГДР.
Теология
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Теология Барта оценивается как неоортодоксия и оппозиция либеральному христианству, поскольку он возрождает интерес к догматике и учению о триедином Боге. Во многом такой подход обусловлен опорой на Откровение, которое превосходит как разум, так и чувство. Барт замечает, что Библия не знает человека вообще, но она знает людей, призванных через веру. Вера же является решимостью (экзистенциальным выбором в духе Кьеркегора), а не иррациональным постулатом или смутным переживанием. В противовес естественному откровению либеральных теологов, Барт настаивал на уникальности Откровения Бога через Иисуса Христа.
Доктринальная система Барта своим центром имеет учение о Боге, Который абсолютно непознаваем:
«Дело обстоит не таким образом, что на долгом пути поисков и томлений по божественному достигнуто определённое пристанище в виде христианского исповедания веры. Бог христианского исповедания, в отличие от всех богов, не найденный или изобретённый бог, наконец-то открытый человеком, это Бог, Который не является реализацией, пусть даже последней, высшей и лучшей реализацией того, что издавна искал и стремился обрести человек» (Очерк догматики, с. 57-58).
В вере человек встречается с такой действительностью, которую он сам по себе нигде и никогда не искал и тем более не находил. Бог отделён от человека бесконечным качественным отличием. Человек не способен сам по себе познать Бога или принять Божественное откровение. В природе нет ничего подобного Богу. Бог не вовлечён в природу и не зависит от неё. Он не познаваем с помощью разума, Его невозможно понять ни через природу, ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает Себя Себе и другим лишь Сам, а не вследствие наших поисков и обнаружений, наших чувств и мыслей. Именно Этот Бог в вышних повернулся к человеку, одарил Собой человека, сообщил ему о Себе. Тот, Кто зовётся Богом в Священном Писании, неисследуем, то есть Он не был открыт каким-либо человеком. Барт считает, что преувеличение значимости откровения причиняет вред, поскольку незаметно, но неизбежно разрушает Евангелие, так как подчиняет его культуре. Но если Бога с помощью рациональных средств познать невозможно, то можно ли Его вообще познать? Да, отвечает Барт, Бога можно познать в Слове Божием, в Его откровении о Себе.
Бог явил Себя в истории однажды — в Иисусе Христе, Он явил Себя, а не просто открыл какую-то информацию о Себе, не показывая, как нужно жить. По Барту, Слово Божие существует в трёх формах: во-первых, это Сам Иисус Христос, Его жизнь, смерть и Воскресение, во-вторых, это Писание, где отражено Божественное откровение, и, в-третьих, это церковная проповедь Евангелия. Последние две формы — это условное Слово Божие, поскольку они становятся им только тогда, когда Бог использует их, чтобы явить Иисуса Христа. Барт утверждает, что Библия — это попытка человека повторить Слово Божье человеческими словами. Оно может стать вновь истинным Словом Божьим для человека, если Бог решит явить Себя через неё ему. Библия — это сообщение о том, что откровение было, но не запись того, что оно собой представляло. Это свидетельство и обещание того, что откровение снова может произойти. Бог может возобновить своё откровение и повторить то, что Он совершил в библейской ситуации. Когда это происходит, Библию можно назвать Словом Божьим.
В целом, теология Барта христоцентрична, что превращает его теологические взгляды в систему. Иисус Христос — это единственное, уникальное самооткровение Бога, Он — Слово Божье в личности. Однако понимание Бартом откровения наложило свой отпечаток на понимание человеческой природы Иисуса. Барт полностью признаёт человечность Иисуса, однако не видит в ней ничего особенного. Человеческая жизнь Иисуса не вносит большого вклада в раскрытие природы Бога. Фактически информация о Нём, которую можно получить в результате исторического исследования, способствует скорее сокрытию, чем обнаружению его Божественности.
Доктрина об откровении также повлияла на представления Барта о предопределении. Он полностью отвергает традиционную кальвинистскую точку зрения, согласно которой Бог предвечно определил избранных и неизбранных. Барт считает, что это заблуждение, возникшее из-за неверного понимания отношения Бога к миру, которое представлялось статичным. Воля Бога не есть неизменное решение, которая Его же и ограничивает. Бог волен изменять Свои решения, приостанавливать их исполнение, но неизменным остаётся одно: Бог постоянен в свободно выбранной любви. Бог избрал Иисуса Христа, а в Нём — сообщество, которое свидетельствует о Христе, а в сообществе — людей. Все люди избранные, однако не все живут как избранные — образ жизни зависит от их собственного выбора. И задача избранного сообщества состоит в том, чтобы объяснить последним факт избрания их Богом. Нет существенного различия между верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали, что избраны, и живут соответственно, а вторые живут так, как будто неизбраны, хотя они и избраны Богом во Христе.
Вероучение Церкви и изъяснение догматов — любимая тема для Барта, написавшего более шести миллионов слов во всех своих «догматиках». Папа Пий XII отозвался о Барте как о втором богослове после Фомы Аквинского. Барт в некоторых своих положениях особенно близок к православию:
«Бога можно познать только благодаря Самому Богу. И если мы имеем возможность говорить о чём-то в вере, то это означает: я славословлю, я благодарю за то, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух есть то, что Он есть и что делает; за то, что Он открыл и явил мне Себя» (Очерк догматики, с. 27).
Здесь Барт сближается скорее с православным пониманием богословия (в отличие от науки теологии) как дара говорить о Боге на основании того, что Он откроет нам. Также проявляется связь с католичеством. Барт сам признался в том, что самые значительные мысли были восприняты им у схоластов. Однако свою деятельность он считал более сравнимой с творчеством Кальвина, пытаясь вернуться к представлениям периода Реформации о ключевой роли Христа и приоритете Писания.
Сочинения
- Gesammelte Vorträge. — Bd. 1—3. — Münch., 1928—57.
- Die kirchliche Dogmatik. — Bd 1—9, Zollikon — Z., 1932—55.
- Theologische Existenz heute. — 9 Aufl. — B., 1934.
- Mensch und Mitmensch. — Gött., 1955.
Публикации на русском языке
- Барт К. Очерк догматики: Лекции, прочитанные в Университете Бонна в летний семестр 1946 года. — СПб.: Алетейя, 1997. — 271 с.
- Барт К. Послание к Римлянам. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. — 580 с.
- Барт К. Мгновения. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 160 с.
- Барт К. Оправдание и право. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 149 с.
- Барт К. Богословие и музыка: Три речи о Моцарте. / Ганс Урс фон Бальтазар, Карл Барт, Ганс Кюнг. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 149 с.
- Барт К. Вольфганг Амадей Моцарт. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 60 с.
- Барт К. Церковная догматика. — Т. 1. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 576 с.
- Барт К. Введение в Евангелическую теологию. — М.: Центр «Нарния», 2006. — 190 с.
См. также
Примечания
- ↑ TIME Magazine Cover: Karl Barth - Apr. 20, 1962 (англ.) ?. TIME.com. Дата обращения: 5 ноября 2022.
- ↑ The Romans commentary by the Red Pastor of Safenwil: Karl Barth’s Epistle to the Romans | The PostBarthian (англ.) ?. postbarthian.com (4 октября 2017). Дата обращения: 5 ноября 2022.
Литература
- В. И.Гараджа. Барт Карл // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Всемирная Энциклопедия, Философия XX в.
- Balthasar H. V. von, K. Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951;
- Hammer J., K. Barth, Westminster, 1962;
- Machovec M., Marxismus und dialektische Theologie, Z., 1965;
- Отец Сергий Лепин, А. В. Вязовская Барт Карл (недоступная ссылка) // Всемирная энциклопедия: Философия XX век. — Минск; М.: Харвест: АСТ: Современный литератор, 2002. — С.54-55. (недоступная ссылка с 14-06-2016 [3162 дня])
- Некоторые работы К. Барта и статьи о нём
- Лютеранское учение и современная реформатская теология Карла Барта// Глава из книги Г. Зассе «На том стоим».
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Родившиеся в Базеле
- Умершие в Базеле
- Богословы Германии
- Богословы Швейцарии
- Христианские социалисты
- Персоналии:Этика
- Участники немецкого движения Сопротивления
- Англиканские святые
- Преподаватели университета Дьюка
- Выпускники Тюбингенского университета
- Преподаватели Гёттингенского университета
- Преподаватели Вестфальского университета имени Вильгельма
- Преподаватели Боннского университета
- Почётные доктора Вестфальского университета имени Вильгельма
- Почётные доктора университетов Венгрии
- Почётные доктора Утрехтского университета
- Почётные доктора Женевского университета
- Почётные доктора Оксфордского университета
- Социал-демократы Швейцарии
- Почётные доктора Чикагского университета
- Почётные доктора Университета Глазго
- Иностранные члены Академии моральных и политических наук
- Похороненные на кладбище Ам Хёрнли
- Лауреаты премии Зигмунда Фрейда за научную прозу
- Преподаватели по алфавиту