Исповедующая церковь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Исповедническая церковь»)
Членский билет участника Исповедующей церкви с подписью Нимёллера, 1934 год

Исповедующая церковь (нем. Bekennende Kirche) — христианское движение Сопротивления в нацистской Германии.

История

В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Немецкую евангелическую церковь, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения Немецких христиан, поддерживавших Гитлера ещё до его прихода к власти. Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация[en], основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации было, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа.

Приходской дом церкви св. Анны в Берлине, где происходили собрания членов Исповедующей церкви

Некоторые члены Исповедующей церкви участвовали в различных формах сопротивления, особенно в деле укрывания евреев от нацистского режима. В частности, судья Лотар Крейссиг (одновременно глава Саксонского синода) открыто выступил против нацистской программы эвтаназии Т-4, а позднее, после увольнения с должности судьи, укрывал у себя дома евреев.

Однако большинство членов Исповедующей Церкви были относительно осторожны в своих протестах. Лишь немногие решались на открытые акции против геноцида. К ним относится, например, берлинская диаконисса Марга Мёйзель. Она и две других женщины, члены Исповедующей церкви в Берлине, Элизабет Шмиц (нем. Elisabeth Schmitz) и Гертруд Штевен (нем. Gertrud Staewen), были членами берлинского прихода, в котором Мартин Нимёллер служил пастором. Однако её усилия в том, чтобы призвать церковь открыто высказаться в поддержку евреев оказались безрезультатны. И Мёйзель, и Дитрих Бонхёффер осудили отказ Исповедующей Церкви, которая была организована специально для сопротивления нацистам, заниматься помощью евреям, за исключением небольшой прослойки тех, кто перешёл в христианство. Мёйзель так реагировала на нерешительное поведение Исповедующей церкви в 1935 году, говоря:

Почему церковь не делает ничего? Почему она позволяет происходить этой отвратительной несправедливости … Как мы однажды ответим на вопрос, где ваш брат Авель? Единственный ответ, который останется нам, членам Исповедующей церкви, является ответом Каина[1]

Тем не менее и такое сопротивление режиму вызывало недовольство у нацистской верхушки. В результате некоторые лидеры Исповедующей церкви (Мартин Нимёллер и другие) были отправлены в концентрационные лагеря, где часть из них погибла. Один из лидеров движения Дитрих Бонхёффер был заключён в тюрьме Тегель, откуда он был перемещён в концлагерь Флоссенбург и 9 апреля 1945 года повешен.

Примечания

  1. «Что я — сторож брату моему?» Быт. 4:9.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Barnes, Kenneth C. (1991), Nazism, Liberalism, & Christianity: Protestant social thought in Germany & Great Britain, 1925–1937, University Press of Kentucky, ISBN 0-8131-1729-1 
  • Barnett, Victoria (1992), For the Soul of the People: Protestant Protest Against Hitler, Oxford University Press US, ISBN 0-19-512118-X 
  • Baumel, Judith Tydor (2001), The Holocaust Encyclopedia, Yale University Press, ISBN 0-300-08432-3 
  • Benz, Wolfgang (2006), A Concise History of the Third Reich, University of California Press, ISBN 0-520-23489-8 
  • Bergen, Doris L. (1996), Twisted Cross: The German Christian Movement in the Third Reich, Chapel Hill: University of North Carolina Press  (англ.), ISBN 0-8078-4560-4 
  • Browning, Christopher (2015), Holocaust scholarship : personal trajectories and professional interpretations, Houndmills, Basingstoke New York: Palgrave Macmillan, ISBN 978-1-137-51418-9 
  • Ericksen, Robert (2012), Complicity in the Holocaust : churches and universities in Nazi Germany, New York: Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-01591-3 
  • Evans, Richard J. (2006), The Third Reich in Power, London: Penguin Books, ISBN 0-14-100976-4 
  • Gerlach, Wolfgang (2000), And the witnesses were silent the Confessing Church and the persecution of the Jews, Lincoln: University of Nebraska Press  (англ.), ISBN 0-8032-2165-7 
  • Goldhagen, Daniel (1996), Hitler's willing executioners : ordinary Germans and the Holocaust, New York: Knopf Distributed by Random House, ISBN 978-0-679-44695-8 
  • Hockenos, Matthew D. (2004), A Church Divided: German Protestants Confront the Nazi Past, Bloomington: Indiana University Press, ISBN 978-0-253-34448-9 
  • Kershaw, Ian (1999), Hitler 1889–1936: Hubris, New York: W. W. Norton & Company, ISBN 0-393-04671-0 
  • Schonhaus C.  (англ.) (2009), The Forger: An Extraordinary Story of Survival in Wartime Berlin, Da Capo Press, ISBN 0-306-81770-5 
  • Shirer, William L. (1960), The Rise and Fall of the Third Reich, New York: Simon & Schuster, ISBN 0-671-72868-7 
  • Toland, John (1976), Adolf Hitler, New York: Doubleday & Company, ISBN 0-385-03724-4 
  • Wiese, Christian (2010), Chapter 9: An “Indelible Stigma” : The Churches between Silence, Ideological Involvement, and Political Complicity, in Wiese, Christian, Years of persecution, years of extermination Saul Friedlander and the future of Holocaust studies, London: Continuum International Publishing Group, с. 157—192, ISBN 978-1-4411-2987-1 

Ссылки