Балтийский вокзал (Гатчина)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Гатчина-Пассажирская-Балтийская
Балтийская линия
Октябрьская железная дорога
Дата открытия 1872[1]
Тип пассажирская
Количество платформ 2
Тип платформ 1 боковая и 1 островная
Форма платформ прямая
Выход к Улица Григорина
Тарифная зона 6
Код в АСУЖТ 034100
Код в «Экспресс-3» 2004174
Перейти к шаблону «Лигово — Гатчина» 
Лигово — Гатчина-Балтийская
 На Санкт-Петербург 
Лигово
 Калище 
Красносельское шоссе А180 Е20
Горелово-Промышленная-1
Горелово-Промышленная-2
Горелово
аэродром Горелово
Красносельское шоссе А180 Е20
Скачки
Красное Село
Пушкинское шоссе
Военная
Проспект Красных Командиров
Дудергоф
Гатчинчское шоссе
Советская улица
Тайцы
Шоссейная улица
ПИЯФ
Пудость
р. Парица
Соколовское шоссе
Мариенбург
ул. Игоря Рыбакова
р. Колпанка
ул. Комсомольцев-Подпольщиков
Гатчина-Балтийская
 ИвангородМга 

Балти́йский вокза́л — пассажирский терминал станции Гатчина-Пассажирская-Балтийская, один из двух вокзалов города Гатчины Ленинградской области.

Вокзал расположен у пересечения улицы Григорина и аллеи Императора Павла I в 400 метрах от Гатчинского Дворца.

Станция является конечным пунктом электропоездов Санкт-Петербург — Гатчина-Пассажирская-Балтийская. Также через неё проходят в сутки 2 пары круговых электропоездов Санкт-Петербург — Гатчина — Санкт-Петербург.

Около вокзала находится подземный пешеходный переход, проходящий от улицы Григорина ко второй платформе (на данный момент закрыт проход к ней из перехода) и к микрорайону Аэродром под железнодорожными путями.

Около станции расположены автобусные остановки городских и пригородных маршрутов.

История

Движение по Балтийской железной дороге от Санкт-Петербурга до Гатчины было открыто в 12 декабря 1872 года. В 1873 году по проекту архитектора П. С. Купинского было построено первое деревянное здание вокзала.

Однако здание вокзала вскоре перестало справляться с возросшим пассажиропотоком. Кроме того, оно закрывало вид из Гатчинского Дворца на Кирху в Малых Колпанах. Поэтому 19 декабря 1889 года состоялось открытие нового здания вокзала, а в 1890 году рядом был построен деревянный Царский павильон. Архитектором этих зданий также был архитектор П. С. Купинский, строительством руководил архитектор С. П. Кондратьев[2].

В 1937 году пути станции были электрифицированы. 4 июля 1937 года на вокзал прибыл пробный электропоезд из Ленинграда, а с 17 августа 1937 года началось их регулярное движение. В первые послевоенные годы на линии работали поезда на паровой тяге, а с 7 ноября 1948 года вновь стали использоваться электропоезда.

В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено. В 1958 году было построено новое каменное здание в классическом стиле по проекту Л. В. Доброницкой.

В советское время[когда?] от станции отправлялись пригородные поезда на тепловозной тяге Гатчина — Молосковицы и Гатчина — Веймарн, а также легендарная «летучка» (межобластной вагон под тепловозом ТЭП60 — с осени 1988 года М62 — в самые последние месяцы обращения ТЭП70) Гатчина — Мга, Гатчина — Пустынька, (существует неподтвержденная информация, будто бы на Рогавку следовала не представленная «летучка», а как раз тот состав, который от Гатчины на следующий день следовал на Молосковицы и Веймарн) Гатчина — Рогавка. Впоследствии пригородный поезд на тепловозной тяге под тепловозом ТЭП70 заходил на станцию из Кингисеппа и отправлялся на Ивангород.[источник не указан 4699 дней]

В 2007—2008 годах проведён капитальный ремонт вокзала.

Примечания

  1. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 110. — 368 с. — 100 000 экз.
  2. Барановский Г. В. Кондратьев, Сергей Петрович // Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842—1892. — СПб.: Типо-Литография Н. Л. Пентковского, 1893. — С. 162.

Литература

  • Родионова Т. Ф. Гатчина в XIX веке // Гатчина: Страницы истории. — С. 79-81.
  • Перевезенцева Н. А. Гатчина известная и неизвестная // По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. — СПб.: Остров, 2004. — С. 127—144. — ISBN 5-94500-007-8.

Ссылки