Балтийский вокзал (Гатчина)
Станция | |
Гатчина-Пассажирская-Балтийская | |
---|---|
Балтийская линия | |
Октябрьская железная дорога | |
Дата открытия | 1872[1] |
Тип | пассажирская |
Количество платформ | 2 |
Тип платформ | 1 боковая и 1 островная |
Форма платформ | прямая |
Выход к | Улица Григорина |
Тарифная зона | 6 |
Код в АСУЖТ | 034100 |
Код в «Экспресс-3» | 2004174 |
Балти́йский вокза́л — пассажирский терминал станции Гатчина-Пассажирская-Балтийская, один из двух вокзалов города Гатчины Ленинградской области.
Вокзал расположен у пересечения улицы Григорина и аллеи Императора Павла I в 400 метрах от Гатчинского Дворца.
Станция является конечным пунктом электропоездов Санкт-Петербург — Гатчина-Пассажирская-Балтийская. Также через неё проходят в сутки 2 пары круговых электропоездов Санкт-Петербург — Гатчина — Санкт-Петербург.
Около вокзала находится подземный пешеходный переход, проходящий от улицы Григорина ко второй платформе (на данный момент закрыт проход к ней из перехода) и к микрорайону Аэродром под железнодорожными путями.
Около станции расположены автобусные остановки городских и пригородных маршрутов.
История
Движение по Балтийской железной дороге от Санкт-Петербурга до Гатчины было открыто в 12 декабря 1872 года. В 1873 году по проекту архитектора П. С. Купинского было построено первое деревянное здание вокзала.
Однако здание вокзала вскоре перестало справляться с возросшим пассажиропотоком. Кроме того, оно закрывало вид из Гатчинского Дворца на Кирху в Малых Колпанах. Поэтому 19 декабря 1889 года состоялось открытие нового здания вокзала, а в 1890 году рядом был построен деревянный Царский павильон. Архитектором этих зданий также был архитектор П. С. Купинский, строительством руководил архитектор С. П. Кондратьев[2].
В 1937 году пути станции были электрифицированы. 4 июля 1937 года на вокзал прибыл пробный электропоезд из Ленинграда, а с 17 августа 1937 года началось их регулярное движение. В первые послевоенные годы на линии работали поезда на паровой тяге, а с 7 ноября 1948 года вновь стали использоваться электропоезда.
В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено. В 1958 году было построено новое каменное здание в классическом стиле по проекту Л. В. Доброницкой.
В советское время[когда?] от станции отправлялись пригородные поезда на тепловозной тяге Гатчина — Молосковицы и Гатчина — Веймарн, а также легендарная «летучка» (межобластной вагон под тепловозом ТЭП60 — с осени 1988 года М62 — в самые последние месяцы обращения ТЭП70) Гатчина — Мга, Гатчина — Пустынька, (существует неподтвержденная информация, будто бы на Рогавку следовала не представленная «летучка», а как раз тот состав, который от Гатчины на следующий день следовал на Молосковицы и Веймарн) Гатчина — Рогавка. Впоследствии пригородный поезд на тепловозной тяге под тепловозом ТЭП70 заходил на станцию из Кингисеппа и отправлялся на Ивангород.[источник не указан 4699 дней]
В 2007—2008 годах проведён капитальный ремонт вокзала.
Примечания
- ↑ Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 110. — 368 с. — 100 000 экз.
- ↑ Барановский Г. В. Кондратьев, Сергей Петрович // Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842—1892. — СПб.: Типо-Литография Н. Л. Пентковского, 1893. — С. 162.
Литература
- Родионова Т. Ф. Гатчина в XIX веке // Гатчина: Страницы истории. — С. 79-81.
- Перевезенцева Н. А. Гатчина известная и неизвестная // По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. — СПб.: Остров, 2004. — С. 127—144. — ISBN 5-94500-007-8.
Ссылки