Афсати

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Современная скульптура Афсати

Афса́ти, Апсати (груз. აფსათი, осет. Ӕфсати, от греч. Ευστάθιος «св. Евстафий»[1]) — божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа.

Грузинская мифология

В грузинской мифологии, в частности, у сванов Афсати/Апсати — божество охоты и пастушества. Представлялся в мужском облике и считался покровителем диких рогатых животных и птиц. Афсати является функциональным аналогом богини Дали. Тем не менее, Афсати не удалось полностью вытеснить богиню Дали из верований древних сванов. Сюжеты отдельных мифов, являют Афсати — супругом Дали, реже сыном[2].

Осетинская мифология

Афсати является одним из самых почитаемых дзуаров в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покровителем диких животных, которые назывались «скотом Афсати», особенно покровительствовал оленям и кабанам. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, он бдительно следил за своими питомцами и строго наказывал тех, кто нарушал его постановления и законы. Одним из законов, установленных Афсати было то, что каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты, должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью туши добытого животного.

В честь Афсати сложено множество осетинских народных песен и гимнов, в которых прославляется его щедрость и доброта. В отличие от других божеств, для Афсати не строились святилища и не устраивались особых празднеств. Тем не менее, охотники прежде, чем выйти на охоту, должны были исполнить определённые действия и молитвенные прошения, прося Афсати подарить им животное из его стада.

Афсати — владыка диких животных, в частности оленей, кабанов и горных косуль; охотники ублажают его перед выходом жертвенными хлебами, ибо удача их всецело зависит от его благоволения; однако, он требует, чтобы тот, кому на охоте оказано покровительство, щедро накормил бы затем бедняков деревни, иначе следующая вылазка в лес будет бесплодной[3].

В нартском эпосе Афсати был покровителем нартских героев. Он подарил нартскому богатырю Аца чудесную золотую свирель, на которой потом играл сын Аца — юный герой Ацамаз. При женитьбе Ацамаза на Агунде Афсати заплатил выкуп в количестве ста оленей. В другом нартском рассказе говорится, как небожитель Сафа, решив облагодетельствовать Сослана, приглашает на пиршество различных небожителей, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить у них дары, соответствующие их специализации. В этом рассказе Сослан обращается к владыке диких животных, чтобы получить от того благоволение: «Афсати, все звери гор и долин в твоей власти»[4].

Кроме Афсати существовали и другие менее почитаемые покровители лесов Сау дзуар и Анигол.

Осетинский поэт Коста Хетагуров посвятил покровителю диких животных поэму «Афсати».

Карачаевская мифология

Карачаевцы почитали Апсаты, бога охоты и добычи. Его дочь Фатима была известна своей красотой[5]. Подобно осетинскому Афсати, Апсаты часто принимал форму белого козла.

См. также

Примечания

  1. Аржанцева И. А., Албегова З. Х. Культовые камни Кяфарского городища: (еще раз о религиозном дуализме алан) // Древности Северного Кавказа. М., 1999. С. 183—200.
  2. Tuite, Kevin. Image-mediated diffusion and body shift in the cult of St Eustace in the western Caucasus // Le Corps et le Lieu: Noveaux Terrains. — Montréal : éditions@anthro, 2018. — P. 141–154. — ISBN 978-2-9800881-5-5.
  3. Ж. Дюмезиль, стр. 21-22
  4. Ж. Дюмезиль, стр. 149—150
  5. Chirikba, Viacheslav A. Between Christianity and Islam: Heathen Heritage in the Caucasus // Studies on Iran and The Caucasus: In Honour of Garnik Asatrian : [англ.]. — BRILL. — P. 161. — ISBN 9789004302068. Архивная копия от 8 июля 2021 на Wayback Machine

Литература

  • Багаев А. Б. Хозяин диких животных в осетинской охотничьей субкультуре // «Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых». — Владикавказ, 2019. — Вып. 22. — С. 155—163. — ISSN 2310-578X.
  • Гуриев Т. А. Эпическое имя индоиранского возраста // Наследие скифов и алан: Очерки о словах и именах. — Владикавказ: «Ир», 1991. — С. 4—20. — ISBN 5-7534-0286-0.
  • Дзадзиев А. Б., Этнография и мифология осетин, Владикавказ, 1994, стр. 143—144, ISBN 5-7534-0537-1
  • Ж. Дюмезиль, Осетинский эпос и мифология, Владикавказ, изд. Наука, 2001.
  • Плаева З. К. Охотничьи божества и обычаи Кавказа: Параллели с осетинами. // Nartamongæ. — 2017. — Vol. XII, № 1,2. — С. 189—204.

Ссылки