Астров, Николай Александрович
Астров Николай Александрович | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 15 (28) апреля 1906 | ||||||||||||
Место рождения | Москва, Российская империя | ||||||||||||
Дата смерти | 4 апреля 1992 (85 лет) | ||||||||||||
Место смерти | Москва, Российская Федерация | ||||||||||||
Страна |
СССР → Россия |
||||||||||||
Научная сфера | машиностроение | ||||||||||||
Место работы | Завод № 37, ГАЗ, ММЗ | ||||||||||||
Альма-матер | ГЭМИКШ | ||||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||||||||
Учёное звание | профессор | ||||||||||||
Известен как | конструктор бронетехники | ||||||||||||
Награды и премии |
|
||||||||||||
Никола́й Алекса́ндрович А́стров (1906—1992) — советский инженер-конструктор бронетехники. На военной службе с 1945 года. Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат трёх Сталинских премий и Государственной премии СССР. Инженер-полковник (3.03.1945)[1].
Биография
Родился 15 (28) апреля 1906 года в Москве, в семье профессора Императорского Московского технического училища (ИМТУ). Русский.
В 1919 году отец был арестован органами ВЧК и расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Николая вместе с матерью выслали из Москвы. Окончив школу в 1924 году, поступил чертёжником в НАМИ, где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1.
В 1928 году окончил ГЭМИКШ. С 1928 года — конструктор на Московском электрозаводе. В 1929 году был арестован и помещен в «шарашку» ЦКБ-39 при Бутырской тюрьме, где проявил себя как перспективный конструктор, способный принести большую пользу в оборонном оснащении Красной армии[2].
В 1929—1930 годах ассистент в Московском электромеханическом институте. С декабря 1931 по май 1934 года работал инженером-конструктором, затем начальником конструкторского бюро в Автотракторном КБ технического отдела экономического управления (ЭКУ) ОГПУ, где занимался разработкой конструкций опытных танков ПТ-1, ПТ-1А, Т-29 (Т-29-4, Т-29-5). В 1934 году был назначен главным конструктором завода № 37 в Москве, где под его руководством были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935) и Т-40 (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936). Инженер-полковник (1945).
В 1941—1943 годах в должности заместителя главного конструктора Горьковского автозавода по спецпроизводству, руководил созданием лёгких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), самоходной установки СУ-76М (на базе танка Т-70) и ряда других опытных образцов танков и САУ. С 1943 года работал на Мытищинском машиностроительном заводе (до 1948 — завод № 40). Важным техническим достижением в то время явилось широкое использование автомобильных агрегатов, а также применение спаренной установки серийных двигателей для увеличения мощности силовой установки танков и САУ.
До ухода на пенсию в 1985 году в должности главного конструктора ММЗ возглавлял разработку авиадесантных самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, самоходной установки ЗСУ-23-4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», артиллерийского тягача АТП, шасси под зенитные ракетные комплексы «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска». Всего им создано двадцать шесть типов боевых машин пяти семейств. Доктор технических наук (1976), профессор.
После выхода на пенсию жил в Подмосковье.
Умер 4 апреля 1992 года. Похоронен на Аксиньинском кладбище (село Аксиньино) в Одинцовском районе Московской области[3].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (21.05.1976)
- три орденами Ленина (20.01.1943; 22.08.1966; 21.05.1976)
- орден Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945)
- два ордена Трудового Красного Знамени (28.10.1944; 19.05.1956)
- орден Красной Звезды (10.03.1936)
- медали
- Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку конструкций новых типов лёгких танков (Т-70)
- Сталинская премия второй степени (1943) — за усовершенствование конструкции танка
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за работу в области вооружения.
- Государственная премия СССР (1967)
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979).
Примечания
- ↑ Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР от 3 марта 1945 года «О присвоении воинских званий руководящим работникам Горьковского автозавода им. Молотова и завода № 40 Наркомсредмаша». // «Красная Звезда». — 1945, 4 марта.
- ↑ Энциклопедия Нижнего Новгорода
- ↑ Могила Н. А. Астрова . Дата обращения: 29 марта 2017. Архивировано 5 февраля 2017 года.
Литература
- Бах И. В. Боевые машины Николая Александровича Астрова (рус.) // журнал «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра». — 2015. — № 1. — С. 48-57.
- Заллеский К. А. Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. — М.: АСТ, 2017. — ISBN 978-5-17-103412-2.
- Савицкий Г. В. Битва «тридцатьчетверок». Танкисты Сталинграда. — М.: Эксмо, 2013. — ISBN 978-5-699-67632-3.
Ссылки
Николай Александрович Астров . Сайт «Герои страны».
- Родившиеся 28 апреля
- Родившиеся в 1906 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Москве
- Умершие 4 апреля
- Умершие в 1992 году
- Умершие в Москве
- Доктора технических наук
- Герои Социалистического Труда по алфавиту
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Заслуженные деятели науки и техники РСФСР
- Учёные по алфавиту
- Конструкторы бронетехники
- Конструкторы СССР
- Машиностроители СССР
- Похороненные на Аксиньинском кладбище
- Инженеры-конструкторы
- Персоналии:Горьковский автомобильный завод
- Оружейники по алфавиту