Балжи, Михаил Фёдорович
Михаил Федорович Балжи | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 6 (19) августа 1908 | |||||
Место рождения | Покровское, Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя (ныне — Боевое, Володарский район, ДНР, Россия) | |||||
Дата смерти | 14 сентября 1970 (62 года) | |||||
Место смерти | Челябинск, РСФСР, СССР (ныне — Россия) | |||||
Страна | СССР | |||||
Научная сфера | танкостроение | |||||
Место работы | ЧТЗ, ЧПИ | |||||
Учёная степень | доктор технических наук | |||||
Учёное звание | профессор | |||||
Известен как | Автор проекта танка «ИС-3» | |||||
Награды и премии |
|
|||||
Михаил Федорович Балжи (1908—1970) — конструктор танков и тракторов. Автор проекта тяжелого танка «ИС-3». Лауреат Сталинской премии первой степени.
Биография
Родился 6 (19 августа) 1908 года в селе Покровское Екатеринославской губернии (ныне село Боевое Володарского района Донецкой Народной Республики в составе России) в семье переселившегося в Россию грека.
В августе 1923 года был принят смазчиком на газогенераторную мельницу в селе Ново-Каракуба, профсоюзом в 1925 году командирован на обучение в Мариуполь.
В 1927 году окончил Мариупольскую профтехшколу.
Работал токарем на Мариупольском, затем Харьковском заводе «Серп и молот».
С 1931 по 1935 — конструктор ХТЗ; одновременно учился в Харьковском механико-машиностроительном инитуте.
с 1935 года — инженер-конструктор на ЧТЗ, участвовал в создании гусеничных тракторов.
С 1937 по 1938 руководил группой трансмиссий и шасси в конструкторском бюро. В 1940 по 1941 — зам. главного конструктора специального конструкторского бюро 3-го танкового отдела.
В 1941—1943 годах — старший инженер по новым танкам. С 23 июня 1943 года — зам. главного конструктора завода.
В годы великой Отечественной войны в составе конструкторского бюро под руководством Н. Л. Духова и Ж. Я. Котина занимался проектированием и организацией производства танков и самоходных артиллерийских установок.
Идея танка ИС-3 родилась в ходе работ по модернизации ИС-2, но началом послужила мысль Балжи, пришедшая ему во время утреннего бритья, о придании корпусу башни танка форму мыльницы, которую и принёс Балжи главному конструктору Духову.[1]
В 1947—1952 годах — гл. конструктор специального конструкторского бюро.
С 1949 года — на преподавательской работе в ЧПИ, с 1953 года — зав. кафедрой гусеничных и колесных машин, в 1965—1970 годах — декан автотракторного факультета.
Умер 14 сентября 1970 года. Похоронен в Челябинске на Успенском кладбище.
Награды и премии
- Сталинская премия первой степени (1946) — за создание конструкции танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка
- орден Отечественной войны I степени (1945)
- орден Отечественной войны II степени (1944)
- орден Трудового Красного Знамени (5.08.1944)
- орден Красной Звезды (1942)
- медали
Примечания
- ↑ Ибрагимов Д. С. Противоборство. — М.: ДОСААФ, 1989
Ссылки
- Надежда Лысанова — Конструктор с редкой фамилией (недоступная ссылка), Челябинский рабочий, 26.11.2011
- Т. П. Пушкарева — Балжи Михаил Федорович. Конструктор. 100 лет со дня рождения
- Родившиеся 19 августа
- Родившиеся в 1908 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Боевом (ДНР)
- Родившиеся в Мариупольском уезде
- Умершие 14 сентября
- Умершие в 1970 году
- Умершие в Челябинске
- Доктора технических наук
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Лауреаты Сталинской премии
- Учёные по алфавиту
- Преподаватели по алфавиту
- Конструкторы СССР
- Конструкторы бронетехники
- Преподаватели Южно-Уральского государственного университета
- Педагоги по алфавиту
- Похороненные на Успенском кладбище (Челябинск)
- Оружейники по алфавиту