Асселейн, Ян
Ян (Жан) Асселейн | |
---|---|
нидерл. Jan Asselijn | |
Дата рождения | 1610 или 1600 |
Место рождения | Дьеп, Франция |
Дата смерти | 1 октября 1652 |
Место смерти | Амстердам, Республика Соединённых провинций |
Страна | Республика Соединённых провинций |
Род деятельности | художник |
Жанр | Пейзаж, марина, историческая живопись |
Ян (Жан) Асселейн, Ян Асселин (нидерл. Jan Asselijn; ок. 1610, Дьеп, Франция — 1 октября 1652, Амстердам) — голландский рисовальщик, живописец и гравёр, мастер офорта, пейзажист, анималист, баталист «Золотого века голландской живописи». «Малый голландец». Романист. Работал в Италии. Старший брат поэта и драматурга Томаса Асселина[1].
Биография
Родился в Дьепе, на северо-западе Франции (Нормандия; в иных версиях упоминается Утрехт или Кёльн), в семье французского гугенота Жана Асселина. В 1621 году переселился с семьёй в Голландию, в Амстердам. Учился у Эсайаса ван де Велде и особенно отличился в пейзажной и анималистической живописи. Путешествовал, сначала по Франции, а затем по Италии, где пробыл почти десять лет.
В 1635—1644 годах Ян Асселейн жил в Риме, где стал членом общества художников «Перелётные птицы», или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — сообщество, или «братство», иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства и совершенствования своего мастерства. У Асселейна была иссохшая правая рука с деформированными пальцами и маленький рост, из-за чего во Франции он получил прозвище «Маленький Жан Голландец» (petit Jean Hollandois), а в «Перелётных птицах», по правилам общества, ему дали новое имя (из-за искалеченных пальцев руки) «Краббетье» (Маленький краб)[2].
Там же, в Риме, Асселейн присоединился к группе художников под названием Бамбоччанти. С 1644 по 1646 год Ян Асселейн снова жил во Франции, сначала в Лионе, где женился на Антуанетте Юварт (или Хоуварт) из Антверпена, затем, с 10 августа 1646 года, жил в Париже, где работал вместе с другими художниками, в том числе с Эсташем Лесюэром и Германом Ван Сваневельтом в оформлении интерьеров отеля «Ламбер» декоративными пейзажными панно и тремя «панелями» (ламбри) в «Галерее любви» (galerie de l’Amour). Эти работы теперь являются частью коллекции Лувра.
В апреле и июле 1647 года Ян Асселейн снова упоминается в Амстердаме. По некоторым сведениям он дружил с Рембрандтом[3]. 28 сентября 1652 года он написал завещание и через несколько дней умер. Похоронен 3 октября в Амстердаме.
В числе его учеников — Жак Куртуа, которому в 1640 году во Флоренции художник давал уроки батальной живописи, и Фредерик де Мушерон.
Творчество
В начале своего творчества Асселейн писал, главным образом, сцены с лошадьми, кавалерийских атак и сражений. Позднее перешёл к пейзажному и анималистическому жанру, изображая животных и птиц. А. Н. Бенуа отнёс художника к «итальянским голландцам»[4]. В работах Асселейна ощутимо влияние Клода Лоррена, с которым он дружил в Риме. Живостью красок и золотистым колоритом его пейзажи напоминают стиль Яна Бота.
Картины Асселейна ценили в Амстердаме, и некоторые из них находятся в музеях этого города. Двадцать четыре картины, написанные в Италии, были награвированы[5]. Одна из его картин, «Лебедь перед угрозой», на которой изображён лебедь, агрессивно защищающий свое гнездо, стала символом голландского национального сопротивления, хотя неизвестно, намеревался ли Асселейн сделать это именно так[6]. Несколько надписей были добавлены поздними владельцами картины, в том числе «Голландия» на одном из яиц и «Враг государства» рядом с собакой, угрожающей гнезду[7]. Картина датируется 1640-ми годами. Она считается самой известной работой Асселина и первым приобретением Рейксмюсеума в Амстердаме.
Рембрандт награвировал портрет Асселина, а Франс Халс в 1650 году написал его портрет, ныне он находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште.
Галерея
-
Лебедь перед угрозой. Ок. 1650. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Кавалерийская атака на закате. 1646. Дерево, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Итальянский пейзаж с руинами римского моста и акведука. Ок. 1650. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Пейзаж с античными руинами. Холст, масло. Художественная галерея Онтарио, Торонто, Канада
-
Разрушенная взрывом дамба в Сант-Энтони в ночь с 5 на 6 марта 1651. 1652. Дерево, масло. Исторический музей, Амстердам
-
Руины на воде в Италии. Между 1640 и 1652. Дерево, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Бегство в Египет. 1640
-
Берег реки с пастухами. Ок. 1650. Дерево масло. Академия изобразительных искусств, Вена
Примечания
- ↑ Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
- ↑ De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718) by Arnold Houbraken, courtesy of the Digital library for Dutch literature [1] Архивная копия от 2 декабря 2023 на Wayback Machine
- ↑ Nash М. The Age of Rembrandt and Vermeer, Holt, Rinehart and Winston, 1972 (ISBN 0-03-091870-7). — Р. 241
- ↑ А. Н. Бенуа. Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 183
- ↑ Chisholm H., ed. (1911). Asselijn, Hans // Encyclopædia Britannica. Vol. 2 (11th ed.). — Cambridge University Press. — Р. 778 [2] Архивная копия от 10 мая 2017 на Wayback Machine
- ↑ Keyes G. S., Donahue Kuretsky S., Rüger A., Wheelock Jr., Arthur K. Masters of Dutch Painting. —The Detroit Institute of Arts, 2004. — Рp. 114. — ISBN 1-904832-04-0
- ↑ The Threatened Swan: Symbolism. — Rijksmuseum Amsterdam. — Archived from the original on 2011-06-09. — Retrieved 2009-01-12 [3]