Асселейн, Ян

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ян (Жан) Асселейн
нидерл. Jan Asselijn
Гравированный портрет Яна Асселейна работы РембрандтаГравированный портрет Яна Асселейна работы Рембрандта
Дата рождения 1610 или 1600
Место рождения Дьеп, Франция
Дата смерти 1 октября 1652(1652-10-01)
Место смерти Амстердам, Республика Соединённых провинций
Страна  Республика Соединённых провинций
Род деятельности художник
Жанр Пейзаж, марина, историческая живопись

Ян (Жан) Асселейн, Ян Асселин (нидерл. Jan Asselijn; ок. 1610, Дьеп, Франция — 1 октября 1652, Амстердам) — голландский рисовальщик, живописец и гравёр, мастер офорта, пейзажист, анималист, баталист «Золотого века голландской живописи». «Малый голландец». Романист. Работал в Италии. Старший брат поэта и драматурга Томаса Асселина[1].

Биография

Ф. Халс. Портрет Я. Асселейна. 1650. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Родился в Дьепе, на северо-западе Франции (Нормандия; в иных версиях упоминается Утрехт или Кёльн), в семье французского гугенота Жана Асселина. В 1621 году переселился с семьёй в Голландию, в Амстердам. Учился у Эсайаса ван де Велде и особенно отличился в пейзажной и анималистической живописи. Путешествовал, сначала по Франции, а затем по Италии, где пробыл почти десять лет.

В 1635—1644 годах Ян Асселейн жил в Риме, где стал членом общества художников «Перелётные птицы», или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — сообщество, или «братство», иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства и совершенствования своего мастерства. У Асселейна была иссохшая правая рука с деформированными пальцами и маленький рост, из-за чего во Франции он получил прозвище «Маленький Жан Голландец» (petit Jean Hollandois), а в «Перелётных птицах», по правилам общества, ему дали новое имя (из-за искалеченных пальцев руки) «Краббетье» (Маленький краб)[2].

Там же, в Риме, Асселейн присоединился к группе художников под названием Бамбоччанти. С 1644 по 1646 год Ян Асселейн снова жил во Франции, сначала в Лионе, где женился на Антуанетте Юварт (или Хоуварт) из Антверпена, затем, с 10 августа 1646 года, жил в Париже, где работал вместе с другими художниками, в том числе с Эсташем Лесюэром и Германом Ван Сваневельтом в оформлении интерьеров отеля «Ламбер» декоративными пейзажными панно и тремя «панелями» (ламбри) в «Галерее любви» (galerie de l’Amour). Эти работы теперь являются частью коллекции Лувра.

В апреле и июле 1647 года Ян Асселейн снова упоминается в Амстердаме. По некоторым сведениям он дружил с Рембрандтом[3]. 28 сентября 1652 года он написал завещание и через несколько дней умер. Похоронен 3 октября в Амстердаме.

В числе его учеников — Жак Куртуа, которому в 1640 году во Флоренции художник давал уроки батальной живописи, и Фредерик де Мушерон.

Творчество

В начале своего творчества Асселейн писал, главным образом, сцены с лошадьми, кавалерийских атак и сражений. Позднее перешёл к пейзажному и анималистическому жанру, изображая животных и птиц. А. Н. Бенуа отнёс художника к «итальянским голландцам»[4]. В работах Асселейна ощутимо влияние Клода Лоррена, с которым он дружил в Риме. Живостью красок и золотистым колоритом его пейзажи напоминают стиль Яна Бота.

Картины Асселейна ценили в Амстердаме, и некоторые из них находятся в музеях этого города. Двадцать четыре картины, написанные в Италии, были награвированы[5]. Одна из его картин, «Лебедь перед угрозой», на которой изображён лебедь, агрессивно защищающий свое гнездо, стала символом голландского национального сопротивления, хотя неизвестно, намеревался ли Асселейн сделать это именно так[6]. Несколько надписей были добавлены поздними владельцами картины, в том числе «Голландия» на одном из яиц и «Враг государства» рядом с собакой, угрожающей гнезду[7]. Картина датируется 1640-ми годами. Она считается самой известной работой Асселина и первым приобретением Рейксмюсеума в Амстердаме.

Рембрандт награвировал портрет Асселина, а Франс Халс в 1650 году написал его портрет, ныне он находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште.

Галерея

Примечания

  1. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  2. De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718) by Arnold Houbraken, courtesy of the Digital library for Dutch literature [1] Архивная копия от 2 декабря 2023 на Wayback Machine
  3. Nash М. The Age of Rembrandt and Vermeer, Holt, Rinehart and Winston, 1972 (ISBN 0-03-091870-7). — Р. 241
  4. А. Н. Бенуа. Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 183
  5. Chisholm H., ed. (1911). Asselijn, Hans // Encyclopædia Britannica. Vol. 2 (11th ed.). — Cambridge University Press. — Р. 778 [2] Архивная копия от 10 мая 2017 на Wayback Machine
  6. Keyes G. S., Donahue Kuretsky S., Rüger A., Wheelock Jr., Arthur K. Masters of Dutch Painting. —The Detroit Institute of Arts, 2004. — Рp. 114. — ISBN 1-904832-04-0
  7. The Threatened Swan: Symbolism. — Rijksmuseum Amsterdam. — Archived from the original on 2011-06-09. — Retrieved 2009-01-12 [3]