Соллогуб, Фёдор Львович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
О поэте Фёдоре Сологубе (псевдоним Фёдора Тетерникова) см. Фёдор Сологуб
Фёдор Львович Соллогуб
Дата рождения 21 февраля 1848(1848-02-21)
Место рождения Москва
Дата смерти 29 октября 1890(1890-10-29) (42 года)
Место смерти Рождествено-Телятьево, Московская губерния
Род деятельности театральный художник, актёр, литератор, общественный деятель
Супруга Боде-Колычёва, Наталья Михайловна

Граф Фёдор Львович Соллогуб (9 (21) февраля 1848[1], Москва — 29 октября 1890, Рождествено-Телятьево, Московская губерния) — русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, организатор общественных проектов.

Происхождение и семья

Из рода Соллогубов, владевшего землями в Гороховецком уезде Владимирской губернии[2], племянник писателя графа В. А. Соллогуба.

Сын графа Льва Александровича Соллогуба (1812—1852, советник посольства в Вене, знаток искусства) и Марии Фёдоровны Самариной (сестра славянофила Ю. Ф. Самарина; по воспоминаниям Б. Н. Чичерина, блестяще образованная светская собеседница; содержала Андреевское училище в Бежецком уезде Тверской губернии[3]); родители Фёдора (через В. А. Соллогуба) общались с Пушкиным и Гоголем.

Родился в Москве, крещен 20 февраля 1848 года в церкви Николая Чудотворца, что в Хлынове, при восприемстве деда Ф. В. Самарина, А. И. Васильчиковой и бабушки графини С. И. Соллогуб.

Сестры Елена и Вера Соллогуб

Жена (с 4 февраля 1873 года) — баронесса Наталья Михайловна Боде-Колычёва (1851—1915), фрейлина императрицы Марии Александровны, дочь барона М. Л. Боде-Колычёва. По словам современника, была очень остроумна, бойка и, еще будучи девушкой, имела репутацию enfant terrible и первой московской красавицы[4]. Была не чужда литературе и в свое время известна как писательница-переводчица. А. А. Фет посвятил ей одно из лучших своих стихотворений. После смерти родителей унаследовала дом на Поварской (Усадьба Соллогуба). Усыпальницей семьи Соллогубов служил Донской монастырь.

Дочери состояли фрейлинами двора, Елена (03.01.1874—1935; член совета Историко-родословного общества в Москве, после 1917 года арестована и сослана) и Вера (02.01.1875—после 1931; замужем за С. Ф. Левшиным; умерла в эмиграции).

Театральный художник

Эскиз декорации к «Гамлету» в Малом театре

Окончив Московский университет, служил товарищем прокурора. Больше всего Соллогуб работал для театра, изготовляя рисунки как костюмов, так и аксессуаров для дирекции Императорских театров и некоторых частных театров.

Соллогуб был преподавателем в Московских драматических училищах — частных и императорском — и был руководителем обстановочной части на сценах московских императорских театров.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует его творчество так: «все созданные Соллогубом костюмы обладают и исторической верностью, а подбор цветов костюмов показывает в Соллогубе художника-колориста». К. С. Станиславский пишет: «Чудесные декорации, костюмы, сделанные по эскизам большого таланта, каким был Соллогуб»[5].

Рисовальщик и коллекционер

Соллогуб писал мелкие рисунки и акварели, преимущественно на исторические сюжеты. Соллогуб был известен также и как художник-иллюстратор, но эти его произведения, за редкими исключениями, не появились в печати: в «Артисте» за 1890—1891 гг. напечатаны его иллюстрации к «Сказке о золотом петушке».

Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин, купленных отцом В. А. Соллогуба в Париже[6]. Н. С. Лесков упоминает, что у Ф. Л. Соллогуба была богатая коллекция иконописи[7].

Поэт-абсурдист

Соллогуб написал вместе с С. Н. Трубецким шуточную «мистерию» «Соловьёв в Фиваиде» и сотрудничал вместе с самим Соловьёвым в написании юмористических стихотворений. Его перу принадлежат также несколько стихотворений, напечатанных в различных журналах. Д. П. Святополк-Мирский назвал его «лучшим русским поэтом-абсурдистом после Козьмы Пруткова»[8].

Ф. Л. Соллогуб и современники

Принц Гамлет и Горацио. Эскиз костюма Ф. Л. Соллогуба к постановке «Гамлета» в Малом театре

Был знаком с Львом Толстым и спрашивал его мнения об оформлении спектаклей[9].

Соллогуб — один из основателей и постоянный участник «Московского общества любителей искусства и литературы», где играл ведущую роль; об этом кружке оставил воспоминания активно участвовавший в нём в молодости К. С. Станиславский: «граф Соллогуб умерял мою возбужденную фантазию и предостерегал от увлечений…», в дальнейшем, как признаёт Станиславский, граф сыграл большую роль в его вхождении в театральную жизнь[5]: «Благодаря Федотову и Соллогубу во мне произошел сдвиг с мертвой точки, я словно выкарабкался из тупика, в котором долго топтался на месте. Нового пути я не нашёл, но понял основную свою ошибку, — а это уже много. Я принимал простую актерскую эмоцию — род истерии, сценического кликушества — за вспышки подлинного вдохновения. Но после этого спектакля мне стало ясно, что я заблуждался».

Фёдор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В. С. Соловьёва[10]. Супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), где Соловьёв не раз бывал[11]. Здесь состоялась встреча В. С. Соловьёва с дядей Соллогуба Ю. Ф. Самариным и А. Ф. Тютчевой-Аксаковой[12]. В доме на Толмачёвском переулке собирались различные представители интеллектуальной Москвы, как западники, так и славянофилы. Соллогуб унаследовал от тестя, археолога барона М. Л. Боде-Колычёва, ещё одну московскую усадьбу — «Дом Ростовых» на Поварской[13].

Родственница Соллогуба М. Ф. Мансурова (урождённая Самарина) вспоминала: «Особенное оживление и веселье вносили приезды графа Фёдора Львовича Соллогуба, которого все звали „Федя Соллогуб“. Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одаренный, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, гр. Марья Фёдоровна Соллогуб (рожд. Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск»[14].

Примечания

  1. ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 203. — Оп. 745. — Д. 435. — Л. 1249. Метрические книги церкви Николая Чудотворца, что в Хлынове.. Дата обращения: 22 января 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
  2. Соллогубы на сайте Всероссийское генеалогическое древо (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 14 июля 2001 года.
  3. Сологубы — Краснодарская ветвь :: Поиск предков. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  4. Голос минувшего. — 1916. — № 10. — С. 64.
  5. 5,0 5,1 К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 3 июля 2007 года.
  6. Воспоминания В. А. Соллогуба. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 25 февраля 2016 года.
  7. Н. С. Лесков. О русской иконописи. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 10 октября 2008 года.
  8. Д. П. Святополк-Мирский. История русской литературы. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 24 июня 2007 года.
  9. Письмо С. А. Толстой мужу. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 22 июня 2007 года.
  10. Lib.ru/Классика: Толстой Алексей Константинович. Д. П. Святополк-Мирский. Алексей Толстой. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 6 ноября 2011 года.
  11. Свидетель истории. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  12. Владимир Соловьёв в Москве. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 17 февраля 2009 года.
  13. «Заколдованное место» // Литературная газета
  14. Мария Мансурова. Детские годы. Дата обращения: 25 октября 2008. Архивировано 2 декабря 2008 года.

Ссылки