Арест принца Дипонегоро (картина Салеха)
Раден Салех | |
Арест принца Дипонегоро. 1857 год | |
индон. Penangkapan Pangeran Diponegoro нидерл. Gevangenname van Prins Diponegoro |
|
Холст, масло. 112 × 179 см | |
Гедунг Агунг[англ.], Джокьякарта, Индонезия | |
инв. RNCB.20190219.01.001562 |
«Арест принца Дипонегоро» (индон. Penangkapan Pangeran Diponegoro; нидерл. Gevangenname van Prins Diponegoro) — картина яванского художника Радена Салеха, написанная им в 1857 году.
В 1829—1851 годах Раден Салех по протекции правительства Голландской Ост-Индии жил в Европе, где получил художественное образование. После возвращения на родину он решил претворить в жизнь то, чему научился в Европе, и таким образом внести свой вклад в модернизацию Явы. Для будущей картины Салех выбрал сюжет из яванской истории, а именно капитуляцию лидера яванского восстания Дипонегоро перед колониальными силами под командованием лейтенант-генерал-губернатора Голландской Ост-Индии генерал-лейтенанта Хендрика Меркуса де Кока, состоявшуюся в 1830 году. Известно, что семья Салеха поддерживала Дипонегоро, многие его родственники приняли участие в восстании. По мнению критиков, в связи с этим Салех хотел представить свою, неколониальную, версию данного события, которое уже было запечатлено голландским художником Николасом Пинеманом в работе «Пленение принца Дипонегоро генерал-лейтенантом бароном де Коком» (1830—1835). На картинах обоих художников Дипонегоро стоит рядом с де Коком на ступенях колониального особняка в окружении голландских офицеров и разоружённых яванцев. Однако Салех наполнил свою работу атмосферой печали, изобразив Дипонегоро и де Кока как равных на фоне рассвета нового дня, намекнув таким образом, по мнению критиков, на будущее освобождение Явы от колониализма. Салех написал картину в 1856—1857 годах, после чего лично подарил её королю Нидерландов Виллему III. В последующие годы полотно хранилось во дворцах Хет Лоо (Апелдорн), Хёйс-тен-Бос (Гаага), Бронбек[англ.] (Арнем). В 1978 году картина была передана в дар правительству уже независимой Индонезии, после чего выставлялась в Национальном музее Индонезии и президентском дворце Истана Негара[англ.] в Джакарте. Ввиду плохой сохранности работы в 2013 году была проведена её полная реставрация. Ныне картина находится в коллекции музея президентского дворца Джокьякарты[индон.] во дворце Гедунг Агунг[англ.] в Джокьякарте.
Историческая справка
Дипонегоро (1785—1855), потомок султанов Джокьякарты и старший сын Хаменгкубувоно III, был обойдён при наследовании престола, но не отказался от своих притязаний на лидерство в среде яванской элиты[англ.][1][2]. Объявив «священную войну» против неверных и провозгласив себя новым мессией — «справедливым царём[англ.]» (индон. Ratu Adil), он поднял восстание против правящего султана и голландского колониального правительства[3][4][1]. В последовавшей войне, ведшейся пять лет на большей части современной Центральной Явы, было убито более 200 тысяч яванцев и 15 тысяч голландских солдат[4][5]. После ряда крупных побед, пленения большей части лидеров восстания и достижения перелома в войне в пользу голландцев, 28 марта 1830 года Дипонегоро был приглашён лейтенант-генерал-губернатором Голландской Ост-Индии генерал-лейтенантом Хендриком Меркусом де Коком в дом резидента[англ.] Кеду[англ.] в Магеланге для заключения мира и прекращения боевых действий, где был арестован ввиду тупика в переговорах после отказа признать за ним статус религиозного лидера мусульман всей Явы[6][7][8][9][10]. Затем он был посажен в экипаж до Батавии, откуда выслан в Манадо на острове Сулавеси; затем переведён в Макасар, где и умер в изгнании два десятилетия спустя[6][11][12]. После себя Дипонегоро оставил самолично написанную историю яванского восстания[2], а также автобиографию[13]. В рамках идеологического конструкта независимой Индонезии считается, что индонезийская нация появилась в огне яванской войны, а память о борьбе, свершениях и страданиях Дипонегоро проложила дорогу к окончательному избавлению индонезийцев от оков колониализма в 1945 году[14]. В 1973 году он был посмертно провозглашён «Национальным героем Индонезии»[15]. Почти в каждом городе Индонезии есть улицы и площади в честь Дипонегоро, его именем названы университет[англ.] в Семаранге и военный округ[англ.], а в Джакарте установлен памятник[англ.][16]. В доме в Магеланге, где был арестован Дипонегоро, организован музей[17].
Композиция
Картина размерами 112 × 179 см написана маслом на холсте[18][10]. Рассвет нового дня, гористый и засушливый пейзаж, тихая безветренная погода, на деревьях не колышется ни один лист[19][20][21]. Сюжет раскрывается в сторону правого края полотна, с видом на северо-восток, где виднеются лучи встающего солнца[19].
Принц Дипонегоро, являющийся центральным персонажем картины, стоит перед генерал-лейтенантом Хендриком Меркусом де Коком на ступенях особняка с колоннами[17][22][23]. Дипонегоро одет[англ.] как воин-мусульманин — в белый халат[англ.] с накидкой и шароварами, через плечо перекинута шаль, а на талии — расшитый золотом пояс, на котором висят чётки[24][10]. Так как арест Дипонегоро произошёл во время месяца Рамадан, во время которого мусульманам запрещено вести боевые действия, на поясе у принца не видно характерного для него оружия — криса, что должно было продемонстрировать его мирные намерения[10]. На голове у принца зелёный тюрбан, намотанный на колпак, окрашенный в бело-красные цвета — символ борьбы и сопротивления колониальному владычеству, возникший задолго до его принятия в качестве национального флага Индонезии[24][10].
Дипонегоро стоит перед де Коком в вызывающей позе, на одном уровне, глаза в глаза — в качестве проявления того, что яванцы находятся на равных с голландцами[22][23][12][10]. Генерал-лейтенант повелительным жестом указывает принцу на конный экипаж, который повезёт его в изгнание[25][12][26]. Дипонегоро, кажется, изо всех сил пытается сдержать свои чувства, как и следовало ожидать от представителя яванской элиты[англ.], однако его лицо всё же полно гнева и презрения[22][12]. Язык тела Дипонегоро, в частности, решительная поза в сочетании с гордо поднятым подбородком и раздутой грудью, говорит о том, что он не боится голландцев[10][27]. Рядом по левую сторону от де Кока видна группа голландских офицеров, среди которых искусствоведами опознаны полковник Луи дю Перр, подполковник В. А. Руст, майор-адъютант Франсуа де Стюэрс[англ.][28]. Голландцы застыли в статичных позах и смотрят куда-то вдаль, не фиксируя ни на ком свой взгляд[22][12]. Справа от Дипонегоро стоит, возможно, его сын — Дипонегоро-младший, за которым видны резидент[англ.] Кеду[англ.] Франсискус Герард Валк, майор Йохан Якоб Перие, капитан Йохан Якоб Рупс[28]. К ногам Дипонегоро припала женщина, возможно, его жена Раден Айю Ретнанингсих — желая, чтобы принца не уводили, она протягивает к нему руку[24]. Дипонегоро окружает нестройная толпа его разоружённых последователей, как рядовых воинов, так и аристократов в узорчатых саронгах[29].
Прибегнув к технике глубины резкости, Салех изобразил в мельчайших деталях людей, стоящих на переднем плане, тогда как очертания остальных на заднем плане оказались намеренно размытыми[26]. Головы изображённых голландцев кажутся слишком большими для их тел, в то время как головы яванцев отличаются реалистичными пропорциями[30][22][24]. Сам Салех в качестве свидетеля этого события дважды изобразил себя на своём же полотне в толпе последователей Дипонегоро — его приметы можно разглядеть в яванце, павшем в ноги лидеру восстания, и в ещё одном стоящем рядом человеке[31][12]. Композиция отличается постепенным возрастанием своей структуры по диагонали, что наблюдается в последовательности поз персонажей картины — от сидящих и коленопреклонённых до стоящих в полный рост[32]. Полотно наполнено атмосферой печали, отличаясь изображением задумчивых лиц последователей Дипонегоро и суровых методов голландских офицеров, при отсутствии всяких примет победы колониализма над достоинством яванцев[12][10].
Контекст и создание
Раден Салех родился в Тербойо, близ Семаранга; в качестве года его рождения указываются разные даты — 1806, 1807, 1811, 1814 годы[33][34][35][36]. Салех был родом из знатной яванско-арабской семьи, своего рода аристократов местного общества[33][37][35][36]. В 1829 году, за год до ареста Дипонегоро, Салех уехал из Ост-Индии, прожив дальнейшие 20 с лишним лет в Европе (Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Великобритания)[38][39][40][34]. За переезд Салеха в Европу заплатил лично генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Годерт ван дер Капеллен, не отличавшийся познаниями в яванском искусстве, а жил он там на пенсию, выплачиваемую голландским правительством[41][42][35]. Салех учился у бельгийца Антуана Пайена[англ.], голландцев Корнелиса Крусемана[англ.] и Андреаса Схелфхаута, норвежца Юхана Даля, французов Эжена Делакруа и Ораса Верне, испытав сильное влияние романтизма[33][43][34]. Будучи любезно принятым в высшие слои европейского общества и научившись говорить на нескольких языках, Салех познакомился с многовековым интеллектуальным наследием и стал частью истории изобразительного искусства Европы, ввиду чего принял решение перенести свой опыт и знания на землю Явы, отразить её историю в своих произведениях и принять участие в процессе демократической модернизации родины[44][39][40][10].
Интерес Салеха к Дипонегоро возник задолго до его возвращения на Яву[45][40]. В 1825 году, в год начала яванского восстания, Салеху было четырнадцать лет и он жил на Западной Яве, вдали от театра военных действий, а в 1830 году, во время ареста Дипонегоро, художник уже учился в Европе[46][10]. Салех никогда лично не встречался с Дипонегоро, но его семья имела отношение к яванскому восстанию[47][46][48][49]; так, в частности, дядя и двоюродный брат Салеха сражались на стороне восставших, а после поражения были арестованы и отправлены в изгнание[50][51][52][35]. В 1831 году, через год после окончания восстания, Салех, как известный эксперт по культуре Явы, был приглашён директором Королевского кабинета редкостей[нидерл.] Рейниром Питером ван де Кастеле к идентификации одного криса. Этот яванский кинжал был в числе нескольких взятых при аресте Дипонегоро в 1830 году, а затем был отправлен в качестве подарка королю Нидерландов Виллему I. Салех составил отчёт, в котором дал свою расшифровку надписи «Маг-властитель змей» (индон. Kyai Nogo Siluman) на крисе, указав, что он принадлежал Дипонегоро. Дальнейшая судьба кинжала неизвестна, что породило множество кривотолков, вплоть до того, что Салех мог взять крис себе[53][54][55][56].
В 1830—1835 годах, по заказу семьи де Кока, или, может быть, его самого, голландский художник Николас Пинеман написал картину «Пленение принца Дипонегоро генерал-лейтенантом бароном де Коком» (77 × 100 см, 1830—1835 гг., Рейксмюсеум)[57][58]. Вместо разгневанного и неповинующегося лидера восстания, на полотне изображён полный смирения, покорный и побеждённый человек с опущенными руками. Дипонегоро стоит ниже де Кока, указывающего ему на экипаж, который отвезёт принца в изгнание — Пиннеман таким образом символически показал, что тот уже потерял свою власть[4][59][12][10]. В целом, довольно официозная картина Пинемана создаёт впечатление того, что, хоть де Кок и проявил жестокость в отношении Дипонегоро, принятые меры по его аресту и ссылке наилучшим образом отвечают интересам яванцев — точно так же, как любящий отец изгоняет своего заблудшего сына для того, чтобы преподать ему ценный урок[25][12][10]. Искусствоведы называют работы Пинемана и Салеха двумя самыми известными картинами на тему истории Индонезии[4][12]. При этом Пинеман написал свою картину сразу после окончания яванской войны, и следовательно — раньше Салеха[60][12][10]. Пинеман никогда не был на Яве и в своей работе ориентировался на эскиз адъютанта и зятя де Кока — майора Франсуа де Стюэрса[нидерл.], который также первым зарисовал Дипонегоро после его пленения (рисунок известен по литографиям, так как хранился в библиотеке герцогини Анны Амалии в Веймаре и сгорел вместе с ней в 2004 году)[61][62]. Примерно в то же время де Кок также заказал у Пинемана свой портрет (106 × 90 см, после 1826 г., Рейксмюсеум)[46][63]. Салех, возможно, был учеником Пинемана и оказался привлечён к написанию портрета, например, мог быть занятым в работах по заполнению фона[60].
В 1851 году Салех сел на пароход до Макасара и вернулся домой, на Яву[64][36]. Будучи лучше образованным, чем подавляющее большинство голландцев, живущих в Ост-Индии, он не считал себя их «младшим братом», и поэтому делал всё для того, чтобы бороться с предубеждениями местного общества, в частности, с основополагающим столпом колониализма — господством белых[65]. Салех, разумеется, был знаком с картиной Пинемана, одного из самых известных голландских художников своего времени, и, возможно, даже успел снять с неё копию[66]. Желая бросить вызов голландской «визуальной версии» такого важного исторического события, как арест Дипонегоро, Салех захотел изложить его в собственном, яванском, варианте, а не в русле колониального мышления Пинемана[65][67]. Разница также наблюдается и в названиях картин — «Пленение» у Пинемана против «Ареста» у Салеха, в чём можно разглядеть намёк на то, что Дипонегоро не покорился голландцам[68][7]. Толчком к выбору темы, возможно, могла послужить смерть Дипонегоро, последовавшая в 1855 году[69][70][71]. В 1856 году, для создания эскизов к будущей картине, Салех обратился в колониальное правительство за разрешением на поездку в туземные княжества Центральной Явы, связанные с яванским восстанием. Художнику было отказано в этом желании, причём аргументация заключалась в том, что и спустя 30 лет ещё не пришло время для того, чтоб местные жители освежали в своей памяти ожесточённые бои той уже далёкой войны[72].
Отсутствие поддержки со стороны правительства не помешало Салеху осуществить свой план[69]. Ранее, в 1852—1853 годах, он съездил в гости к своему дальнему родственнику — Радену Адипати Харио Даноэ Нинграту, регенту Магеланга, и поэтому располагал хорошими познаниями в ландшафте и населении данного района[73][74]. В 1856 году Салех сделал первый, и единственный известный, предварительный эскиз к будущей работе (43,5 × 58 см, чернила на бумаге, музей «Атлас ван Столк[нидерл.]» в Роттердаме)[75][69][76]. Ранее он никогда не работал над такой композицией, в которой должны были найти своё место более чем сорок человек, и, следовательно, более «оживлённой» по сравнению с работой Пинемана, но должным образом справился с такой задачей[25][48]. Набросок отличается схожестью с работой Пинемана, но показанные Салехом взаимоотношения между де Коком и Дипонегоро построены уже совершенно по-другому[22]. Большая картина (112 × 179 см, холст, масло) была закончена в 1857 году в Батавии[69][77][26]. В письме своему другу Эрнсту II, герцогу Саксен-Кобург-Готскому, с которым у Салеха установились тесные и доверительные отношения, тот описал свою новую работу как «историческую сцену, захват яванского вождя Дипонегоро»[78][79][69]. «Арест» стал первой картиной в жанре исторической живописи в Юго-Восточной Азии, первой работой на историческую тему у Салеха, который в свою очередь был первым яванским живописцем с европейским художественным образованием и первым восточноазиатским художником, запечатлевшим произошедшее на своей же родине[51][80][10]. Между тем, Салех был слишком образованным как для самих яванцев, так и для голландских колонистов, жаждавших слепого послушания, ввиду чего не мог обрести своего места ни в одном из этих двух миров[81][82]. Так и не сумев добиться признания себя равным голландцам, Салех скончался в 1880 году в Бейтензорге, будучи уставшим и эмоционально опустошённым человеком[65][35].
Последующая судьба
Завершённая картина вместе с двумя другими была лично Салехом подарена королю Нидерландов Виллему III в «знак благодарности» за то, что голландское правительство в течение почти двадцати лет платило за получение им образования в Европе[83][84][85][39]. В 1883 году работа экспонировалась на Международной колониальной выставке[нидерл.] в Амстердаме, и в 1894 году на такой же выставке[нидерл.] в Антверпене[77]. До 1905 года картина висела во королевском дворце Хет Лоо в Апелдорне, затем была перемещена во дворец Хёйс-тен-Бос в Гааге, а потом — во дворец Бронбек[англ.] в Арнеме, где была организована трофейная галерея при доме ветеранов колониальной армии[84][77]. В начале 1970-х годов картина была отреставрирована, в частности, был нанесён второй слой лака поверх авторского[26]. В 1978 году Фондом Оранских-Нассау была организована передача картины в дар индонезийскому правительству, вместе с другими яванскими артефактами, в соответствии с условиями «Соглашения о сотрудничестве в области культуры между правительством Республики Индонезия и правительством Королевства Нидерландов» от 1969 года[48][84][86][10]. Ранее, в 1970 году, во время визита президента Индонезии Сухарто в Нидерланды, индонезийскому правительству была возвращена ещё одна из картин Салеха, подаренных им королю[87][77]
До конца 1980-х годов картина выставлялась вместе с артефактами яванского восстания в Национальном музее Индонезии, а затем была передана в коллекцию президентского дворца Истана Негара[англ.][48][84][26]. К 2005 году картина находилась в чрезвычайно плохом состоянии, вследствие чего не была задействована на выставках[84]. Края полотна приобрели хрупкость[88], тогда как старый лак придал краскам картины зеленовато-коричневый оттенок[26]. Ввиду огромного ущерба, нанесённого полотну, имеющему большую историческую ценность, в 2013 году Институтом имени Гёте и Фондом Ансари Джоджохадикусумо была организована реставрация картины под руководством реставратора Сюзанны Эрхардс из Кёльна, уже имевшей дело с восстановлением работ Салеха[88][89][26][90]. После проведения анализа состава старого лака он был снят, после чего краски приобрели первозданную яркость, а затем холст был укреплён подкладкой и перенесён на новый подрамник[26][88]. Потом реставраторами были восполнены потери красочного слоя с помощью акварели для того, чтобы не затронуть употреблённые художником масляные краски, а затем нанесён новый слой лака[26]. После реставрации, в 2015 году, картина экспонировалась на выставке работ Салеха в Национальной галерее Индонезии[91][92].
В 2014 году картина была передана из дворца Истана Мердека[англ.] во дворец Гедунг Агунг[англ.][93]. Примечательно, что дворец был построен как раз во время восстания Дипонегоро, причём архитектором стал Антуан Пайен[англ.], бывший учителем рисования у Салеха[78][94]. Картина находится в главном выставочном зале дворца, в коллекции музея президентского дворца Джокьякарты[индон.][10][93]. Там же хранится ряд других работ Салеха[34]. В 2016 году картина выставлялась на экспозиции в Национальной галерее Индонезии, посвящённой 71-й годовщине провозглашения независимости Индонезии и открытой президентом Джокови[95][96].
Восприятие
Картина, отличающаяся сбалансированной и выдержанной композицией, считается одним из шедевров Салеха, примером его замечательной художественной техники, а также своего рода иконой национального индонезийского искусства[97][10][40].
Ряд критиков воспринимает картину Салеха как один из первых примеров азиатского национализма в искусстве[80][12]. Вернер Краус отмечал, что, изобразив де Кока по левую руку от Дипонегоро, а это в видении яванцев воспринимается как «женская» сторона, Салех поставил его на второе место по статусу после Дипонегоро. Краус указал и на чрезмерно большие головы голландских офицеров, чего не было на предварительном эскизе — такое намеренное «упущение» Салеха может навести яванцев на мысль о том, что все они являются ракшасами, злыми монстрами[22][12]. Некоторые критики посчитали это некомпетентностью Салеха как художника; в частности, Германус де Граф[англ.] нашёл картину не очень красивой по причине непропорциональности голов по отношению к телам, а также отметил, что «арест принца произошёл не у колоннады, как показано на картине, а внутри дома»[22]. Ещё один момент — это то, что на картине Салеха отсутствует голландский флаг, в отличие от работы Пинемана, где он гордо развевается на ветру[68]. Также картина Салеха по своему композиционному строению является как будто отражением работы Пинемана[21]. В связи с этим, по мнению Крауса, полотно Салеха приобретает двойной смысл — один для яванцев, другой для голландцев, которые незнакомы с яванской культурной традицией и не могут понять того, что работа является «горьким суждением о голландском колониальном правлении», а сам Дипонегоро — «обманутым человеком, жертвой коварных действий голландцев»[98]. Между тем Джон Кларк писал, что картина является «одним из самых ранних примеров выражения» национализма, заключая в себе при этом необычный посыл в отношении короля, считавшегося довольно либеральным правителем: «Ты сделал это с нами, но мы всё ещё с тобой»[99][100]. Между тем, кажется маловероятным, что яванцы успели ознакомиться в должной мере с полотном Салеха и открыть для себя его тайные смыслы, так как работа сразу же была отправлена королю в Нидерланды[21].
В то же время другие критики, как индонезийские, так и западные, указывают на отсутствие на картине каких-либо элементов национализма[101][40]. Так, Харсья Бахтияр[индон.] писал, что в преподнесении картины в дар королю нет никакой подоплёки — в этом действии Салеха скорее можно разглядеть отражение отношений придворного со своим господином, художника и его покровителя[84]. Астрид Райт выразила аналогичную точку зрения, расценив запечатление необратимого исхода яванского восстания как «предупреждение для потенциальных мятежников», в связи с чем предположила, что картина, возможно, была заказана самим голландским колониальным правительством[102]. Сьюзи Протшки также не нашла на картине никаких признаков проявления фронды в отношении колониального правления, отметив, что, подарив свою работу королю Нидерландов, Салех признал его власть над своей родиной[103]. В этом контексте она и другие критики провели параллель с остальными работами Салеха — несколькими из сохранившихся портретов генерал-губернаторов, которые изображены на них как «неоспоримые правители» Ост-Индии[104][21]; например, портреты Жана Кретьена Бауда[англ.] (119 × 97 см, 1835 г., Рейксмюсеум)[105], Йоханнеса Ван ден Босха (115 × 97 см, 1836 г., Рейксмюсеум)[106], Хермана Виллема Данделса (119 × 98 см, 1838 г., Рейксмюсеум)[107]. В свою очередь Питер Кэри[англ.] указал, что преподнесение картины в дар королю Нидерландов является «любопытным двусмысленным жестом», так как восход солнца, изображённый на заднем фоне полотна, намекает на то, что сохранение «памяти о Дипонегоро — его гении и его страданиях — однажды приведёт к освобождению нации от оков колониализма»[108]. Питер Кэри же отметил, что изображённый Салехом рассвет вносит в атмосферу великолепных яванских пейзажей некую полупрозрачную дымку[48]. Несмотря на то, что фактический арест Дипонегоро произошёл во второй половине дня, восход, по мнению Крауса, был введён Салехом в композицию намеренно и символизирует начало новой эры в истории как самой Явы, так и будущей Индонезии в целом[32].
Салех, вероятно, находил вдохновение в работах своих предшественников, в частности, голландцев[109][21]. Использованная в «Аресте» цветовая палитра напоминает натурные полотна Ораса Верне и Эжена Делакруа, с которыми Салех был знаком[48]. Поза и жесты де Кока схожи с запечатлёнными на работе голландца Баренда Вейнвелда[англ.] «Победа в Палембанге» (39 × 56 см, после 1835 г., Музей Амстердама), где тот же де Кок отправляет султана Палембанга[англ.] Бахаруддина[англ.] в изгнание, что произошло за девять лет до ареста Дипонегоро[25][110][111]. По-видимому, де Кок был написан Салехом в такой позе в том числе и под влиянием итальянской живописи эпохи Возрождения[48]. Параллели можно провести и с картиной бельгийского художника Луи Галле «Отречение Карла V[фр.]» (485 × 683 см, 1841 г., Королевские музеи изящных искусств Бельгии)[112][113]. «Арест» и «Отречение» схожи направленностью композиции по диагонали, динамическим решением поз персонажей, в частности, двух центральных действующих лиц[32]. Отречение Карла V стало переломным моментом в истории Нидерландов и Бельгии, так как вскоре после воцарения Филиппа II вспыхнуло восстание голландцев против испанского правления[114]. Салех, несомненно, видел работу Галле на выставке бельгийской живописи в Дрездене, в связи с чем «Арест», по мнению Крауса, может трактоваться как заявление в адрес голландского правительства: «Та война за независимость, которую мы ведём сегодня, напоминает войну, которую вы вели 400 лет назад»[115].
Отражение в культуре
В 1995 году, восхитившись картиной Салеха, поэт Тауфик Исмаил посвятил ей своё стихотворение[116][117]. В 2001 году джокьякартский художник Руди Винарсо создал пародийную версию картины, на которой Салех вместе с Дипонегоро изображены пленёнными Пинеманом, де Коком и королём Виллемом III[118]. В 2010 году индонезийский хореограф Сардоно Кусумо[англ.] использовал крупномасштабную репродукцию картины в качестве декорации для своей оперы «Дипонегоро», поставленной по книге Питера Кэри[англ.][119][120]. В 2012 году сюжет картины был воспроизведён в кукольно-теневом представлении на выставке работ Салеха в Национальной галерее Индонезии[121].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Adam Augustyn. Diponegoro . Британская энциклопедия (11 ноября 2019). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2020 года.
- ↑ 2,0 2,1 М. Ю. Ульянов. Дипонегоро . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.
- ↑ Judge, Blake, 1988, p. 99.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Protschky, 2011, p. 74.
- ↑ Adas, 2012, p. 11.
- ↑ 6,0 6,1 Wassing-Visser, 1995, p. 69.
- ↑ 7,0 7,1 Knol et al., 2009, p. 30.
- ↑ Adas, 2012, pp. 10—11.
- ↑ Alatas, 2017, p. 25.
- ↑ 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 Kukuh Pamuji. Mengenal Koleksi Benda Seni Kenegaraan (Bag-3) . Секретариат Кабинета Республики Индонезия[индон.] (19 марта 2015). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Scott, 2019, pp. 132—133.
- ↑ 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 12,11 12,12 Fadjriah Nurdiarsih. Menguak Beragam Makna pada Lukisan Penangkapan Diponegoro . Liputan 6[англ.] (21 мая 2016). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 7 июля 2019 года.
- ↑ Babad Diponegoro or Autobiographical Chronicle of Prince Diponegoro (1785—1855). A Javanese nobleman, Indonesian national hero and pan-Islamist . ЮНЕСКО. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 24 ноября 2019 года.
- ↑ Kraus, 2005, p. 278.
- ↑ Penghargaan terkait Diponegoro . Национальная библиотека Индонезии (6 ноября 1973). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 29 ноября 2019 года.
- ↑ Дёмин, 1978, с. 205.
- ↑ 17,0 17,1 Дёмин, 1978, с. 210.
- ↑ Kraus, 2018, p. 179.
- ↑ 19,0 19,1 Kraus, 2005, pp. 285—286, 293.
- ↑ Carey, 2007, p. 699.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 Taylor, 2015, p. 196.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 22,5 22,6 22,7 Kraus, 2005, p. 285.
- ↑ 23,0 23,1 M. Taufiqurrahman. The journey of sainted Javanese prince Diponegoro . The Jakarta Post[англ.] (25 февраля 2010). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 4 октября 2014 года.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 24,3 Carey, 2007, p. 698.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 Kraus, 2005, p. 282.
- ↑ 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 26,5 26,6 26,7 26,8 Fatimah Kartini Bohang. «Menelanjangi» Lukisan Karya Raden Saleh . National Geographic (5 сентября 2013). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Dua Abad Setelah Kelahiran Seorang Raden Saleh . Kompasiana[индон.] (14 ноября 2012). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ 28,0 28,1 Carey, 1982, p. 25.
- ↑ Дёмин, 1990, с. 123.
- ↑ Дёмин, 1990, с. 122.
- ↑ Carey, 1982, p. 5.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 Kraus, 2005, p. 293.
- ↑ 33,0 33,1 33,2 Dhaimeler, 2000, p. 55.
- ↑ 34,0 34,1 34,2 34,3 Kukuh Pamuji. Mengenal Koleksi Benda Seni Kenegaraan (Bag-2) . Секретариат Кабинета Республики Индонезия[индон.] (23 февраля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 27 сентября 2020 года.
- ↑ 35,0 35,1 35,2 35,3 35,4 Silvia Galikano. Arti Bogor bagi Raden Saleh . CNN Indonesia[англ.] (25 апреля 2016). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 Раден Салех . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 14 августа 2020 года.
- ↑ James, 2016, p. 68.
- ↑ Kraus, 2005, p. 264.
- ↑ 39,0 39,1 39,2 Alatas, 2017, p. 24.
- ↑ 40,0 40,1 40,2 40,3 40,4 Fadjriah Nurdiarsih. Raden Saleh Tergetar Memegang Keris Pusaka Pangeran Diponegoro . Liputan 6[англ.] (1 августа 2016). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 7 июля 2019 года.
- ↑ Wassing-Visser, 1995, p. 87.
- ↑ Guillot, Labrousse, 1997, pp. 129, 133.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 262—264, 276, 279.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 263—273.
- ↑ Clark et al., 2006, p. 43.
- ↑ 46,0 46,1 46,2 Kraus, 2005, p. 279.
- ↑ Дёмин, 1978, с. 144.
- ↑ 48,0 48,1 48,2 48,3 48,4 48,5 48,6 Carey, 1982, p. 2.
- ↑ Carey, 2007, p. 742.
- ↑ Дёмин, 1978, с. 144—146.
- ↑ 51,0 51,1 Miklouho-Maklai, 1991, p. 4.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 279—280.
- ↑ Kraus, 2005, p. 280.
- ↑ Carey, 2007, p. 813.
- ↑ James, 2016, pp. 69—70.
- ↑ Kraus, 2018, pp. 17—19.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 277—279.
- ↑ The Arrest of Diepo Negoro by Lieutenant-General Baron De Kock, Nicolaas Pieneman, c. 1830 - c. 1835 . Рейксмюсеум. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 4 октября 2014 года.
- ↑ Kraus, 2005, p. 284.
- ↑ 60,0 60,1 Kraus, 2005, pp. 279, 282.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 278, 282, 284—285.
- ↑ Dian Yuliastuti. Surat-surat Perwira Belanda . Тempo (23 февраля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Portrait of Hendrik Merkus, Baron de Kock, Army Commandant and after 1826 Lieutenant Governor-General of the Dutch East Indies, Cornelis Kruseman, 1826—1857 . Рейксмюсеум. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
- ↑ Kraus, 2005, p. 276.
- ↑ 65,0 65,1 65,2 Kraus, 2005, p. 277.
- ↑ Kraus, 2005, p. 282, 285.
- ↑ Yap, 2017, p. 111.
- ↑ 68,0 68,1 Kraus, 2005, p. 286.
- ↑ 69,0 69,1 69,2 69,3 69,4 Kraus, 2005, p. 281.
- ↑ Scalliet, 2008, p. 167.
- ↑ Yap, 2017, p. 110.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 279, 281.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 281—282.
- ↑ Scalliet, 2008, p. 163—165.
- ↑ Clark, 1998, p. 40.
- ↑ Scalliet, 2008, pp. 165—167, 201.
- ↑ 77,0 77,1 77,2 77,3 Scalliet, 2008, p. 201.
- ↑ 78,0 78,1 Guillot, Labrousse, 1997, p. 126.
- ↑ Clark, 1998, p. 44.
- ↑ 80,0 80,1 Kraus, 2005, p. 260.
- ↑ Guillot, Labrousse, 1997, p. 149.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 276—277.
- ↑ Carey, 1982, p. 1.
- ↑ 84,0 84,1 84,2 84,3 84,4 84,5 Kraus, 2005, p. 287.
- ↑ Scalliet, 2008, p. 180.
- ↑ Vadi, Schneider, 2014, p. 167.
- ↑ Gafur, 1992, p. 266.
- ↑ 88,0 88,1 88,2 Novia D. Rulistia. Raden Saleh's masterpieces to undergo restoration . The Jakarta Post[англ.] (2 августа 2013). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 25 октября 2020 года.
- ↑ Nazar Nurdin. Dijanjikan, Restorasi Raden Saleh Pasca-Lebaran . National Geographic (1 августа 2013). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Palupi Annisa Auliani. Restorasi Dua Lukisan Raden Saleh Rampung . National Geographic (27 сентября 2013). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 4 декабря 2018 года.
- ↑ Aku Diponegoro . Национальная галерея Индонезии (4 февраля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 9 декабря 2019 года.
- ↑ Agung Budi Santoso. Tiga Lukisan Raden Saleh Direstorasi . Kompas[англ.] (4 февраля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ 93,0 93,1 Lukisan Penangkapan Pangeran Diponegoro Karya Raden Saleh (недоступная ссылка). Управление по сохранению культурного наследия и музеев[индон.]. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
- ↑ Istana Yogyakarta (недоступная ссылка). Президент Республики Индонезия. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 5 сентября 2019 года.
- ↑ Istana Tampilkan Lukisan Bersejarah Dalam Pameran Lukisan Koleksi Istana Kepresidenan . Секретариат Кабинета Республики Индонезия[индон.] (12 июля 2016). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 7 ноября 2020 года.
- ↑ Buka Pameran Seni Rupa Istana, Presiden Jokowi: Mudah-mudahan Bisa Menginspirasi Kita . Секретариат Кабинета Республики Индонезия[индон.] (1 августа 2016). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 8 декабря 2018 года.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 282, 287.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 285—286.
- ↑ Clark, 1998, p. 241.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 260, 294.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 287—288.
- ↑ Agus, Wright, 2001, p. 58.
- ↑ Protschky, 2011, pp. 74—75.
- ↑ Protschky, 2011, pp. 53—54, 74.
- ↑ Portrait of Jean Chrétien Baud, Governor-General ad interim of the Dutch East Indies, Raden Sarief Bastaman Saleh, 1835 . Рейксмюсеум. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 30 августа 2021 года.
- ↑ Portrait of Johannes, Graaf van den Bosch, Governor-General of the Dutch East Indies, Raden Sarief Bastaman Saleh, 1836 . Рейксмюсеум. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Posthumous Portrait of Herman Willem Daendels, Governor-General of the Dutch East Indies, Raden Sarief Bastaman Saleh, 1838 . Рейксмюсеум. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 19 января 2020 года.
- ↑ Carey, 2007, pp. 698—699.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 282, 290.
- ↑ Clark et al., 2006, p. 45.
- ↑ De overwinning bij Palembang . Музей Амстердама. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 29 сентября 2020 года.
- ↑ Kraus, 2005, p. 290.
- ↑ L'abdication de Charles Quint . Королевские музеи изящных искусств Бельгии. Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Kraus, 2005, p. 292.
- ↑ Kraus, 2005, pp. 292—293.
- ↑ M. Irwan Ariefyanto. Pangeran Diponegoro . Republika[англ.] (5 июня 2012). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Devi Anggraini Oktavika, Heri Ruslan. Taufiq Ismail: Lukisan Raden Saleh adalah Pusaka . Republika[англ.] (11 июня 2012). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Shinta Maharani. Lukisan Parodi Penangkapan Diponegoro Dipamerkan . Тempo (30 ноября 2013). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Ismi Wahid. Sardono: Sosok Diponegoro Sangat Komplek . Тempo (20 февраля 2010). Дата обращения: 2 декабря 2019.
- ↑ Ajeng Ritzki Pitakasari. Peringati Ulang Tahun Diponegoro, Sardono W Kusumo Gelar Opera Sang Pahlawan . Republika[англ.] (3 ноября 2011). Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ Nazar Nurdin. Pertama Kalinya, Karya Besar Pionir itu Untuk Indonesia . National Geographic (3 июня 2012). Дата обращения: 2 декабря 2019.
Литература
- Дёмин Л. М. Из яванского дневника. — Москва: Издательство «Наука», 1978. — 211 p. — (Рассказы о странах Востока). (рус.)
- Дёмин Л. М. Загадочный принц: Раден Салех и его время. — Москва: Издательство «Наука», 1990. — 189 p. (рус.)
- Adas M.[англ.]. Prophets of Rebellion: Millenarian Protest Movements against the European Colonial Order. — Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 2012. — 272 p. — ISBN 9781469610023. (англ.)
- Agus T. D., Wright A. Hendra Gunawan: a great modern Indonesian painter. — Singapore: Archipelago Press, 2001. — 236 p. — ISBN 9789814068222. (англ.)
- Alatas S. F.[англ.]. The Arrest of Diponegoro: Visual Orientalism and Its Alternative // Seen and Unseen: Visual Cultures of Imperialism / Sanaz Fotouhi, Esmail Zeiny. — Leiden: BRILL, 2017. — P. 17—33. — 228 p. — ISBN 9789004357013. (англ.)
- Carey P. B. R.[англ.]. Raden Saleh, Dipanagara and the Painting of the Capture of Dipanagara at Magělang (28 March 1830). — Kuala Lumpur: Journal of the Malaysian Branch of the Royal Asiatic Society, 1982. — P. 1—25. — 142 p. (англ.)
- Carey P. B. R.[англ.]. The Power of Prophecy: Prince Dipanagara and the End of an Old Order in Java, 1785—1855. — Leiden: KITLV Press, 2007. — 964 p. — ISBN 9789067183031. (англ.)
- Clark J. Modern Asian Art. — Honolulu: University of Hawaii Press, 1998. — 344 p. — ISBN 9780824821425. (англ.)
- Clark J., Peleggi M., Sabapathy T. K. Eye of the Beholder: Reception, Audience, and Practice of Modern Asian Art. — Sidney: Wild Peony, 2006. — 324 p. — ISBN 9781876957100. (англ.)
- Dhaimeler D. H. Les artistes francophones inspirés par l'Indonésie: peintres, sculpteurs, graveurs. — Centre Culturel Français de Jakarta / Duta Fine Arts Foundation, 2000. — 207 p. — ISBN 9789799614506. (фр.)
- Gafur A. Siti Hartinah Soeharto: First Lady of Indonesia. — Jakarta: Pt. Citra Lamtoro Gung Persada, 1992. — 556 p. — ISBN 9789798085123. (англ.)
- Guillot C., Labrousse P. Raden Saleh, un artiste-prince à Paris. — Archipel. — Paris, 1997. — Vol. 54. — P. 123—152. — 312 p. (фр.)
- James J. The Glamour of Strangeness: Artists and the Last Age of the Exotic. — New York: Farrar, Straus and Giroux, 2016. — 384 p. — ISBN 9780374711320. (англ.)
- Judge H.[англ.], Blake R.[англ.]. Oxford Illustrated Encyclopedia: World history from 1800 to the present day. — Oxford: Oxford University Press, 1988. — Vol. IV. — 391 p. — ISBN 9780198691365. (англ.)
- Miklouho-Maklai B. L. Exposing Society's Wounds: Some Aspects of Contemporary Indonesian Art Since 1966. — Flinders University of South Australia, 1991. — 125 p. — ISBN 9780725805005. (англ.)
- Knol M., Raben R., Zijlmans K. Beyond the Dutch: Indonesia, the Netherlands, and the Visual Arts from 1900 Until Now. — Amsterdam: KIT Publishers, 2009. — 199 p. — ISBN 9789460220593. (англ.)
- Kraus W. Raden Saleh's Interpretation of the Arrest of Diponegoro: an Example of Indonesian «proto-nationalist» Modernism. — Archipel. — Paris, 2005. — Vol. I. — P. 259—294. — 320 p. (англ.)
- Kraus W. Raden Saleh dan Karyanya. — Jakarta: Kepustakaan Populer Gramedia, 2018. — 454 p. — ISBN 9786024248413. (индон.)
- Protschky S. Images of the Tropics: Environment and Visual Culture in Colonial Indonesia. — Leiden: BRILL, 2011. — 184 p. — ISBN 9789004253605. (англ.)
- Scalliet M.-O. Le retour du fils prodige: Raden Saleh à Java (1851—1858). — Archipel. — Paris, 2008. — Vol. 76. — P. 151—204. — 333 p. (фр.)
- Scott C. Cultural Diplomacy and the Heritage of Empire: Negotiating Post-Colonial Returns. — London: Routledge, 2019. — 202 p. — ISBN 9781351164221. (англ.)
- Taylor J. G. Visual History: A Neglected Resource for the Longue Durée // Environment, Trade and Society in Southeast Asia: A Longue Durée Perspective / David Henley, Henk Schulte Nordholt[англ.]. — Leiden: BRILL, 2015. — P. 181—202. — 262 p. — ISBN 9789004288041. (англ.)
- Vadi V., Schneider H. E. G. S. Art, Cultural Heritage and the Market: Ethical and Legal Issues. — Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer Science & Business Media, 2014. — 342 p. — ISBN 9783642450945. (англ.)
- Wassing-Visser R. Royal gifts from Indonesia: historical bonds with the House of Orange-Nassau (1600—1938). — The Hague: House of Orange-Nassau Historic Collections Trust, 1995. — 256 p. — ISBN 9789040097928. (англ.)
- Yap J.[англ.]. Retrospective: A Historiographical Aesthetic in Contemporary Singapore and Malaysia. — Lanham: Lexington Books, 2017. — 366 p. — ISBN 9781498555821. (англ.)
Ссылки
- «Арест принца Дипонегоро» (индон.) (недоступная ссылка). Управление по сохранению культурного наследия и музеев[индон.]. Дата обращения: 1 декабря 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
Эта статья входит в число серебряных статей пантеона энциклопедии Руниверсалис. |