Даль, Юхан Кристиан Клаусен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юхан Кристиан Даль
Johan Christian Klausson Dahl
Иоганн Рёсслер. Портрет Юхана Кристиана Даля.Иоганн Рёсслер. Портрет Юхана Кристиана Даля.
Стиль романтизм

Юхан Кристиан Клаусен Даль[1] (норв. Johan Christian Klausson Dahl; 24 февраля 1788, Берген — 14 октября 1857, Дрезден) — норвежский живописец, график, основоположник норвежского национального пейзажа.

Биография

Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене (ок. 1808). С 1811 года обучался в Академии художеств в Копенгагене. С 1817 года преподавал в классе рисунка.

«Извержение Везувия» (1820)

В 1818 году, получив специальную стипендию от датского принца Фредерика, приехал в Саксонию и осел в Дрездене. Здесь он присоединился к художникам-романтикам, образующим группу вокруг Каспара Давида Фридриха. Вскоре женился на Эмилии фон Блок. В 1820—1823 годах совершил поездку в Италию, где не столько интересовался античными древностями, сколько занимался непосредственным наблюдением за природой этой страны. Созданные во время этой поездки многочисленные эскизы позже легли в основу художественных полотен Даля.

«Зима в Согне-фьорде» (1827)

Испытал влияние немецкого романтизма. В летние месяцы часто приезжал в Норвегию. С 1820 года работал в Неаполе. Увлёкся пейзажем, писал сцены извержения Везувия, как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных «итальянистов» привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 гг. возвращался в Норвегию. С 1836 года преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1824 году вернулся в Дрезден, где совместно с Фридрихом получил профессорскую кафедру в местной Академии искусств. Впоследствии совершил много поездок за границу, прежде всего на свою родину, в Норвегию. Созданные на основе норвежских впечатлений картины Даля считаются одними из лучших в его творческом наследии. Анализируя используемую Далем палитру цветовых сочетаний, критики считают художника одним из предтеч импрессионизма.

В своём творчестве следовал традиции голландских пейзажистов XVII века, в частности Мейндерта Хоббема и Якоба ван Рёйсдала.

Даль писал главным образом горы, реки, долины и озёра Норвегии. Работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды («Лесной пейзаж», 1820; «Вид Штальхайма», 1826). Подобно живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок «Водопад около Ломена», 1820), эффекты лунного света (рисунок «Пейзаж с луной», 1824). Писал также морское побережье, лодки и корабли в море («Два корабля», 1826). Даль был противником традиционных методов обучения и придавал большое значение работе с натуры. Среди значимых произведений: «Извержение Везувия» (1820), «Вид на Фортундаль» (1836), «Стальхейм. Пейзаж с радугой» (1842), «Две копенгагенские башни на вечернем небе» (ок. 1820), «Перед дождём» (1835), «Берёза, растущая на краю пропасти» (1849).

Галерея

Избранные полотна

  • «Вечерний пейзаж с пастухом» (1822; Винтертур, галерея Оскара Рейнхарта)
  • «Вид из окна на дворец» (1824; Эссен, музей Фолькванг)
  • «Вид Дрездена в полнолуние» (1839; Дрезден, галерея Новых Мастеров)
  • «Извержение Везувия» (1823; Осло, Национальная галерея)

Примечания

Литература


  • Johann Christian Dahl. 1788—1857. Ein Malerfreund Caspar David Friedrich. Ausstellung (1988—1989). München, 1989.
  • Caspar David Friedrich. Johann Christian Dahl. Zeichnungen der Romantik. Staatliches Museum Schwerin. Schwerin, 2001.
  • P.Wegmann: Caspar David Friedrich to Ferdinand Hodler:A Romantic Tradition, Frankfurt-am-Main/Leipzig 1993
  • N.Wolf: Malerei der Romantik, Köln 1999
  • Die Welt der Malerei, Köln 1990.

Ссылки