Анненгоф (Москва)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Анненгоф
Дворцовый ансамбль в Лефортово (Зимний и Летний Анненгофы) во время коронации Елизаветы Петровны, фрагмент гравюры 1742 годаДворцовый ансамбль в Лефортово (Зимний и Летний Анненгофы) во время коронации Елизаветы Петровны, фрагмент гравюры 1742 года
Координаты: 55°45′41″ с. ш. 37°41′43″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Архитектурный стиль Барокко
Архитектор Бартоломео Растрелли

Анненгоф (Зимний и Летний Анненгофы) — дворцы, построенные для императрицы Анны Иоанновны в Москве в 1730—1731 годах. Зимний и Летний дворцы возводились по проектам архитектора Бартоломео Растрелли в Кремле и Лефортово. В 1736 году Зимний Анненгоф из Кремля был перенесён на Яузу[1].

В настоящее время на месте Летнего Анненгофа расположен Екатерининский дворец, а через территорию Зимнего Анненгофа проходит Красноказарменная улица. Дворцы дали название Анненгофской роще[2][3].

История

П. А. Ротари. Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Зимний Анненгоф

Со времени правления Петра I в Москве было два парадных двора — в Кремле, где обычно проводили коронационные празднования, и в Лефортово, где располагались Головинский и Лефортовский дворцы. После своего вступления на престол, Анна Иоанновна дала распоряжение на строительство новых дворцов, которые в честь императирицы были названы Анненгофами. Возведение первого дворца — Зимнего Анненгофа — началось в марте 1730 году в Кремле «близ Цейхгауза». В октябре завершилось возведение жилой части, а в ноябре началась постройка Тронного зала. Окончание строительных работ может быть отнесено к январю 1731 года. Внешний облик новой кремлёвской постройки был похож на стиль Арсенала и выделялся на фоне более ранней архитектуры. Архитектор Бартоломео Растрелли, по чьему проекту возводился Зимний Анненгоф, писал:

Я построил в городе Москве, в царствование императрицы Анны, прежде вдовствующей герцогини Курляндской, Зимний дворец из дерева на каменном фундаменте. Это здание было расположено близ нового Арсенала, недалеко от Кремля. В этом здании был большой зал, украшенный несколькими колоннадами и скульптурой, а также парадные апартаменты[4].

По сведениям историка Ольги Евангуловой, дворец представлял собой основной корпус с парадной и жилой частями, и Тронный зал. Основной корпус — деревянное одноэтажное здание — состояло из 14 покоев императрицы, восьми покоев обер-камергера и помещений для приближённых. Парадным помещением дворца был Тронный зал, украшенный двумя изразцовыми печами и живописным плафоном работы Луи Каравака и Ивана Одольского. Согласно описи, зал освещался золочёными паникадилами и был декорирован деревянными статуями. В столовой и спальне были установлены камины с «плитками и зеркальным стеклом», а стены и потолки имели алебастровую подмазку. В 1736 году Кремлёвский Анненгоф был перенесён в Лефортово к уже отстроенной там летней резиденции императрицы. Зимний Анненгоф неоднократно перестраивался, сгорал и восстанавливался. Так, в 1741 году к коронации Елизаветы Петровны в Головинском саду был возведён новый деревянный зимний дворец архитекторами Алексеем Евлашёвым и Иваном Коробовым при участии Растрелли. Этот дворец был уничтожен пожаром в 1753 году, отстроен за шесть недель архитектором Дмитрием Ухтомским. Окончательно сгорел 31 декабря 1771 года[5].

Летний Анненгоф

Генплан летней резиденции, 1748 год

С мая 1731 года бывший Головинский дворец и сад (владения сподвижника Петра I Фёдора Головина) служили летней резиденцией Анны Иоанновны и назывались Летним Анненгофом. На его территории по проекту Растрелли возвели новые деревянные строения в стиле барокко. В своих отчётах архитектор докладывал:

Я построил большой двухэтажный дворец из дерева, с каменными погребами, наименованный Анненгоф, фасад которого, обращенный в сторону города Москвы, имел более 100 туаз в длину, не считая галерей, выходивших во двор и имевших в длину более 60 туаз; вместе с этим большим зданием, там был сделан сад в сторону деревни, а также терраса напротив названного дворца, вся из тёсанного камня, с большим спуском, над которым был сделан цветочный партер, окруженный пятью бассейнами, с фонтанами, украшенный статуями и вазами — все в позолоте. Это большое сооружение состояло более чем из 400 комнат, помимо большого зала, и имело две парадные лестницы, также украшенные скульптурой, а в главных апартаментах плафоны были расписаны живописью. Это обширное строение было выполнено менее чем в четыре месяца, включая меблировку. Число рабочих всякого рода, которые были там заняты, превышало 8000 человек[6].

Сама императрица отмечала, что «Сии есть новопостроенные преславные палаты в преждебывшем Головинском саду при Яузе в Немецкой слободе, которые так изрядный проспект имеют, что оные другим, имеющимся в Европе таким же увеселительным дворам, ни в чём не уступят»[7].

Новый этап строительства в Анненгофе пришёлся на 1731—1735 годы: тогда были созданы канал и партер перед главным фасадом дворца. В 1736—1740 годах шли работы по облагораживанию Верхнего сада, который впоследствии стал называться Анненгофской рощей. Создание рощи требовало большого количество посадочного материала: «10 000 дерев липняку стамбом, чтобы оные деревья были прямы, 5000 дерев клённику, 5000 дерев ильму, 50 000 дерев на гонг (крытую дорогу) и в рощи»[8] Одновременно здесь производились фонтанные и канальные работы, периодически шёл ремонт зданий. Исследователи отмечают, что резиденция была устроена по принципам французского классицизма, и все элементы дворцово-паркового ансамбля были строго соподчинены. В центре парка высился белокаменный каскад с центральной статуей Геркулеса[8].

Как отмечают исследователи, к концу 1740-х облик сложившегося дворцово-паркового ансамбля заметно изменился с петровского периода. Увеселительный сад в бывших владениях Головина превратился в строго геометрическую парадную императорскую резиденцию. В состав Анненгофа входили: парадный въезд, главная аллея Верхнего сада (Анненгофской рощи), площадь с партерами перед западным фасадом, каскад и Большой канал. Центральная аллея заканчивалась обзорной площадкой с видом на пруды, перспективу замыкали берега Яузы[8].

Согласно сохранившимся документам, императорская резиденция находилась в ведении Интендантской конторы и ежегодно получала порядка 30 тысяч рублей. Смотрителем Анненгофского сада был назначен архитектор Пётр Гейден. Вскоре после смерти Анны Иоанновны деревянный дворец сгорел, и на его месте были устроены галерея с беседкой. Императрица Елизавета Петровна приказала отстроить неподалёку новый деревянный дворец, в котором 1 мая 1742 года был проведён пышный обед по случаю её коронации. При её правлении этот дворец вновь получил название Головинского. В 1741—1742 годы в Лефортове также строятся новые дворцы, церковь Воскресения, Иллюминационный театр, Оперный дом и Триумфальные ворота[9]. Новый ансамбль, сформировавшийся при Елизавете Петровне, был результатом совместной работы архитекторов Растрелли и Михаил Земцова[10].

Примечания

  1. Евангулова, 2014, с. 225—230.
  2. Векслер, Пирогов, 2010, с. 58—59.
  3. Алексей Дедушкин. Ансамбль Анненгофа (Головинского дворца) в Лефортово. LiveJournal (2017-17-29). Дата обращения: 29 января 2018. Архивировано 12 февраля 2018 года.
  4. Евангулова, 2014, с. 227.
  5. Евангулова, 2014, с. 228.
  6. Анненгоф. Прогулки по Москве. Дата обращения: 17 января 2018. Архивировано 29 января 2018 года.
  7. Дворец увеселений «Анненгоф». История маски, моды, куклы и костюма. Дата обращения: 29 января 2018. Архивировано 29 января 2018 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Сады на Яузе: Лефортово и Анненгоф. TOTALARCH. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство. Дата обращения: 17 января 2018. Архивировано 30 января 2018 года.
  9. Евангулова, 2014, с. 257.
  10. Москва. Столица России, 2010, с. 50—51.

Литература

  1. Векслер А. Г., Пирогов В. Ю. Археологические исследования в Лефортовском парке // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. — М., 2010. — № 6. — С. 58—69.
  2. Евангулова О. С. Московская архитектура и ее создатели (первая половина XVIII века). — Москва: Прогресс-Традиция, 2014. — ISBN 978-5-89826-428-4.
  3. Школьник Ю.К. Москва. Столица России. История и современность. — Москва: ЭКСМО, 2010.

Ссылки

Растрелли Ф. Б. Общее описание всех зданий, дворцов и садов