Перейти к содержанию

Анна Зимняя

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анна тёмная
А. К. Саврасов, Зимняя ночь. 1869.А. К. Саврасов, Зимняя ночь. 1869.
Тип народно-христианский
Иначе Анна зимняя, «Ганночное зачатье» (полес.)
Также Зачатие Богородицы (церк.)
Значение самый короткий день
Отмечается славянами
Дата 9 (22) декабря
Традиции подготовка к Рождеству (Коляде); стараются не выходить из дома, особенно беременные. Беременным женщинам пост весь день.
Икона «Зачатие святой Анны (Иоаким и Анна)». Конец XVII века.

А́нна Зи́мняя — день в народном календаре у славян, приходящийся на 9 (22) декабря. Название происходит от имени святой Анны.

Русины Буковины считали, что с этого дня начинается Новый год[1], а белорусы — что совершается поворот на лето[2].

Другие названия

рус. Анна тёмная, Анна зимняя[3], Анна, Стефан[4], Зачатие, Зачатьев день[5], Зачатие св. Анны[6]; белор. Ганна[2], Ганны, Ганки[7]; полес. Ганночное зачатье[8]; серб. Анино зачеће[9]; макед. Зимен Въртолун[10]; болг. Ановден[10].

В этот день православными славянами почитаются в том числе: Святая Анна (Зачатие Богородицы), Стефан Новосиятель, Апостол Варфоломей; чьи имена присутствуют в названиях дня[11].

Обряды и поверья русских

У восточных славян принято в этот день молиться святой Анне при бесплодии. Перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость» молятся об исцелении от душевных недугов, об обращении заблудших, об искуплении грехов, за детей, при глухоте[12].

Русские считали, что с этого дня зима устанавливается окончательно[13]; белорусы — что от Ганны начинается поворот на лето[2]; на Буковине (Украина) — что с этого дня начинается Новый год[1].

«На зачатие святой Анны беременным бабам пост»[14]. Беременным женщинам предписывалось поститься, а также в течение суток запрещалось приниматься за какую-либо существенную работу, не уходить из избы, особенно беречь дитя в утробе[15]. В этот обетный день беременные женщины молились: «Распростай, Господи, легко!»[16].

Пчеловоды, после утренней службы ходили в омшанники, где стояли ульи, и, пошевелив каждый из них, произносили: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостливого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа <…> на дело; зачинайте же белые и жёлтые воски и густые меда господу богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, рабу божию, в пожиток»[17].

Говорили, что с это дня волки начинают ходить стаями: «На Зачатие св. Анны волки стадятся, а после Крещения разбегаются»[6]. Считалось, что в этот день волки сходятся в стаи и становятся особенно опасными, а на Крещение после выстрелов разбегаются[15].

Поговорки и приметы

  • На зачатие святой Анны осень кончается, зима начинается[18].
  • Если урбуши (почек) на ольхе и берёзе много — год будет урожайный (заонеж.)[19].
  • Обетный день беременным бабам[20].
  • «На Анну санки хватай да к любимой поезжай» (полес. На Гáнки напрягáй сáнки да едь до кохáнки)[21].
  • «Анны — заметно прибавится день» (белор. Ганны — прыбавіцца багата дня)[7].
  • Коли снег привалит вплотную к изгороди — плохое лето, а коли есть промежутки — урожайное[22].

См. также

Примечания

Литература

  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Лютин А. Т., Бондаренко Г. А. Народное наследие о приметах погоды. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. — 98 с. — ISBN 5-7595-0881-4.
  • Логинов К. К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2003.
  • Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  • Анна / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 111–112. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Кулишић Ш., Петровић П. Ж., Пантелић Н. Анино зачеће // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 113. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).  (серб.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)