Ангара-1.2

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ангара-1.2
Ангара-1.2Конструкция ракеты-носителя Ангара-1.2[1]
Общие сведения
Страна  Россия
Семейство Ангара
Назначение ракета-носитель лёгкого класса
Разработчик Хруничев
Изготовитель Хруничев
Основные характеристики
Количество ступеней 2
Длина (с ГЧ) 42,2 м
Диаметр 2,9 м
Стартовая масса ~171 т[2]
Вид топлива кислород-керосин
Масса полезной нагрузки
 • на НОО (200 км) 3,5 т[2]
 • на ССО 2,4 т[3]
 • на НОО (1500 км) 1,6 т[4]
Система управления автономная
История запусков
Места запуска Плесецк, Пл. 35
Число запусков  
 • успешных 3
Первый запуск 9 июля 2014 (Ангара-1.2ПП)
Последний запуск 15 октября 2022
Первая ступень — УРМ-1
Маршевый двигатель РД-191
Тяга 1922 кН (196 тс)
Удельный импульс 311,5/337,4 с
Горючее керосин РГ-1
Окислитель жидкий кислород
Вторая ступень
Маршевый двигатель РД-0124А
Тяга 294,3 кН (30,0 тс) в вакууме
Удельный импульс 359 с (3521,8 м/с) в вакууме
Горючее керосин РГ-1
Окислитель жидкий кислород

«Ангара-1.2» — российская двухступенчатая ракета-носитель лёгкого класса, предназначенная для вывода на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки до 3,5 тонн, на солнечно-синхронную орбиту — до 2,4 тонн. Высота «Ангары-1.2» составляет около 41,5 м, стартовая масса ракеты около 171 тонны. Входит в семейство ракет-носителей «Ангара»[3].

Конструкция

Макет РН «Ангара-1.2» на МАКС-2009

Ракета «Ангара-1.2» имеет две ступени, работающие на криогенном топливе, горючим является керосин марки РГ-1 «нафтил», а окислителем жидкий кислород[5]. Поскольку вторая ступень не имеет возможности повторного включения для формирования окончательной орбиты выводимого космического аппарата, в её состав входит отделяемый блок орбитального выведения «АМ» (агрегатный модуль), работающий на высококипящем[a] топливе АТ+НДМГ[7][8].

Первая ступень

Первой ступенью ракеты «Ангара-1.2» является универсальный ракетный модуль УРМ-1, аналогичный используемым на первой и второй ступени тяжелого носителя Ангара-А5[2]. Модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего и двигательного отсека, имеет диаметр 2,9 м и длину 25,1 м[4]. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем замкнутой схемы РД-191, созданным в НПО «Энергомаш» на базе двигателя РД-170, использовавшегося на первых ступенях ракет-носителей Зенит и Энергия и работающим на топливной паре «керосин-кислород»[9][10].

В конфигурации первой ступени «Ангары-1.2» в состав УРМ-1 дополнительно включаются: блок управляющих газовых сопел, работающих на газе, отбираемом после турбонасосного агрегата двигателя РД-191; аэродинамические рули для управления по крену; промежуточный отсек для соединения со второй ступенью[11].

Вторая ступень

В первом испытательном пуске Ангара-1.2ПП использовалась нештатная конфигурация ракеты, с блоком УРМ-2 носителя Ангара-А5 диаметром 3,6 м в качестве второй ступени и без агрегатного модуля. Полёт проходил по суборбитальной траектории с неотделяемым макетом полезной нагрузки[11].

В штатной комплектации вторая ступень «Ангары-1.2» отличается от модуля УРМ-2[12], она несёт меньший запас топлива и имеет такой же диаметр, как УРМ-1 — 2,9 м. Как и модуль УРМ-2 для «Ангары-А5», вторая ступень «Ангары-1.2» работает на топливной паре «кислород-керосин» и иcпользует двигатель замкнутой схемы РД-0124А, созданный в КБХА на базе двигателя РД-0124, используемого на «блоке И» ракет-носителей семейства «Союз-2» и имеющего рекордное для «керосиновых» двигателей значение удельного импульса[13][14]. Двигатель РД-0124А имеет ряд конструктивных отличий от РД-0124 и увеличенное время работы[15].

Агрегатный модуль

Для формирования целевой орбиты космического аппарата на ракете «Ангара-1.2» используется отделяемый агрегатный модуль, работающий на высококипящей топливной паре АТ+НДМГ либо её зарубежном аналоге MON+MMH. Агрегатный модуль оснащён двигателями малой тяги, разработанными в НИИМаш (Свердловская область)[16] — четырьмя 11Д458 тягой по 40 кгс и четырнадцатью двигателями ориентации и стабилизации 17Д58Э тягой по 1,3 кгс каждый[7][1].

Головной обтекатель

Головной обтекатель ракеты «Ангара-1.2» состоит из двух створок, его оболочка имеет трёхслойную ячеистую структуру. Под обтекателем размещается агрегатный модуль, адаптер полезной нагрузки и выводимые космические аппараты. Обтекатель имеет диаметр 2,9 метра и общую длину 9,2 м. Для размещения полезной нагрузки под обтекателем может использоваться объём около 25 м³[1].

Стартовые площадки

Запуски ракет-носителей семейства «Ангара» производятся с площадки 35 космодрома Плесецк. Планируется создание стартового комплекса на космодроме «Восточный»[4][1].

Производство

Ракеты семейства «Ангара» изготавливаются производственным объединением «Полёт» — омским филиалом ГКНПЦ им. Хруничева[17], производством агрегатного модуля (блока выведения) для «Ангары-1.2» занимается головное предприятие. Серийное производство ракет семейства «Ангара» планировалась начать в 2023 году[3], в сентябре 2022 года объявлено о переносе начала серийного производства на 2024 год[18].

Сравнение с другими носителями лёгкого класса

Список пусков

Список пусков РН «Ангара-1.2»
Дата Стартовая площадка Итог Полезная нагрузка Примечания
1 2014-07-09 Плесецк Успешно Неотделяемый габаритно-весовой макет Испытательный запуск в нештатной конфигурации «Ангара-1.2ПП» по суборбитальной траектории
2 2022-04-29 Плесецк Успешно Космос-2555 Запуск в интересах МО РФ, первый полёт РН «Ангара-1.2» в штатной конфигурации[19].
3 2022-10-15 Плесецк Успешно Космос-2560 Запуск в интересах МО РФ, последний по программе лётных испытаний лёгкого носителя семейства «Ангара»[20].


Примечания

Комментарии

  1. Высококипящие топлива — ракетные топлива, оба компонента которых (горючее и окислитель) могут храниться и использоваться при температуре выше 298 К (24,85 °C)[6]

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Angara 1.2 Brochure. — ILS, 2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ракета-носитель «Ангара-1.2». Роскосмос. Дата обращения: 19 августа 2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 История и характеристики ракет-носителей "Ангара". ТАСС.
  4. 4,0 4,1 4,2 Семейство ракет-носителей «Ангара». ГКНПЦ им Хруничева.
  5. Зачем России «Ангара»?. Наука и техника. Дата обращения: 23 октября 2022.
  6. Ракетное топливо (РТ). Энциклопедия РВСН. МО РФ. Дата обращения: 11 июня 2021. Архивировано 11 июня 2021 года.
  7. 7,0 7,1 Центр Хруничева и НИЦ РКП: успешные огневые стендовые испытания агрегатного модуля ракеты-носителя «Ангара». ГКНПЦ им Хруничева.
  8. Ракетные двигатели малой тяги. — ФГУП НИИМАШ, 2015.
  9. Ирик Имамутдинов. Две с половиной тонны топлива в секунду. АНО «Эксперт». Дата обращения: 24 октября 2022.
  10. И. Афанасьев, Д. Воронцов. Первый старт «Ангары» // Взлёт : журнал. — 2014. — № 9. — С. 23—24.
  11. 11,0 11,1 И. Афанасьев. Первый полет «Ангары» // Новости космонавтики. — ФГУП ЦНИИмаш, 2014. — № 09 (380).
  12. Экзамен сдан на «отлично». Роскосмос.
  13. И. Афанасьев, Д. Воронцов. Двигатели КБХА // Взлёт : журнал. — 2008. — № 4.
  14. Justin Mooney. Angara 1.2 launches satellite for Russian Aerospace Forces. NASAspaceflight.com.
  15. РД0124А. КБХА.
  16. Двигатели малой тяги. — Нижняя Салда, Свердловской обл.: Научно-исследовательский институт машиностроения.
  17. На омском ПО «Полёт» в производстве находится 11 ракет-носителей «Ангара», Коммерческие вести. Дата обращения 25 октября 2022.
  18. Омская "Ангара-1.2" вывела на орбиту спутник "Космос-2560", однако к полноценному серийному производству «Ангары» ПО «Полет» еще не готово, Коммерческие вести. Дата обращения 25 октября 2022.
  19. Гендиректор Центра им. Хруничева: в мире есть интерес к ракете «Ангара». ТАСС.
  20. Роскосмос отправляет легкую «Ангару» для завершения летных испытаний на Плесецк. ТАСС.