Анасирма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Копия эллинистической Афродиты Каллипиги в Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Анасирма (др.-греч. ἀνάσυρμα, ἀνά ana «вверх, против, назад» и σύρμα syrma «юбка») — жест, заключающийся в подъеме юбки или килта. Он используется в религиозных ритуалах, в связи с эротизмом и непристойными шутками (см. баубо). Термин используется при описании произведений искусства. Анасирма отличается от обнажения ягодиц в эксгибиционизме, тем, что эксгибиционист стремится получить сексуальное возбуждение, тогда как анасирма делается только для воздействия на зрителей.

Анасирма являет собой фактически акт демонстрации гениталий, встречается в религии или произведениях искусства и состоит в том, что женщина показывает свое естество, однако не ради возбуждения:

  • поднятие юбки для показа гениталий может иметь апотропеический эффект;
  • в ходе военных сражений может вызвать страх у врага;
  • может вызывать удивление, потом смех и освобождение от грусти.
  • отражает нуминозные качества женских гениталий и той части половых органов, через которые происходит рождение;
  • в некоторых культурах существует миф об эмоциональном исцелении благодаря анасирме.
  • может быть намеренно провокационным обнажением, известный пример — Афродита Каллипига («Афродита с красивыми ягодицами»);
  • во многих традициях этот жест — средство оградиться от сверхъестественного врага.

Античная Греция

Ermafroditto anasyromenos. Набросок Рубенса.

Ритуальные шутки и обнажение естества были обычны в культах Деметры и Диониса и играют заметную роль в праздновании посвященных им Элевсинских мистерий. Мифограф Аполлодор говорит, что шутка Ямбы породила традицию ритуальных шуток на посвященном Деметре и Персефоне празднике Тесмофории. В других версиях мифа о Деметре богиню принимает старуха крона по имени Баубо, которая рассмешила ее обнажением в ритуальном жесте анасирма. Статуэтки из Приене, греческого города на западном побережье Малой Азии, называемые статуэтки «Баубо», изображают женское тело с головой совмещённой с нижней частью живота. Они появились по аналогии с фаллосами, украшенных глазами, ртом, а иногда и ногами, которые появляются на вазах и в виде статуэток.

Терракотовые гермафродитные статуэтки в позе anasyromenos с женской грудью и длинных одеяниях, поднятых чтобы обнажить мужские гениталии, находят от Сицилии до Лесбоса. Они датируются от позднего классического и раннего эллинистического периода. Однако поза anasyromenos появилась не в 4-м веке до нашей эры, она основана на более ранней восточной иконографической традиции для женских божеств[1]. В древней литературе предполагают, что статуэтки изображают андрогинное кипрское божество Афродит (возможно, вариант Астарты), культ которого был завезен в материковую Грецию в период с 5 по 4 век до н. э. Считалось, что обнаженный фаллос обладает апотроеическими магическими способностями, предотвращает сглаз или инвидию и дарит удачу .

Апотропеический эффект наготы

Многие исторические источники указывают, что анасирма имела драматический или сверхъестественный эффект — положительный или отрицательный. Плиний Старший писал, что обнаженная менструирующая женщина способна отпугивать град, ураганы и молнии. Если она раздевается догола и ходит по полю, то с колосьев пшеницы падают гусеницы, черви и жуки. Даже без менструации, лишь раздевшись, она способна успокоить шторм в море[2].

Иллюстрация к книге Лафонтена

По фольклорным преданиям, женщины задирали юбки, чтобы отогнать врагов в Ирландии и Китае[3]. В статье из «The Irish Times» 23 сентября 1977 года сообщалось о потенциальном изнасиловании с участием нескольких мужчин, которое было предотвращено, когда женщина показала атакующим свои гениталии[уточнить]. Согласно балканскому фольклору, когда шел слишком сильный дождь, женщины бегали по полям и поднимали юбки, чтобы напугать богов и прекратить дождь[4]. Снятие одежды воспринималось как приближение к природе, которое помогало общению со сверхъестественными сущностями[5]. На иллюстрации к книге «Nouveaux Contes» Жана де Ла Фонтена (1674 г.) демон отпрянул при виде женщины с задранной юбкой. В средневековых церквях в Северной Европе и на Британских островах распространены резные фигурки шила-на-гиг, изображающие женщин с обнаженными гениталиями.

В некоторых странах Африки раздевающаяся и демонстрирующая себя женщина считается проклятием и средством отразить зло[6]. Женщины дают жизнь, они могут ее и забрать. В некоторых частях Нигерии, наряду с некоторыми другими местами, женщины применяли данное проклятие только в исключительных обстоятельствах. Проклятые таким способом мужчины считаются мертвыми. Никто не готовит для них, не женится, не заключает с ними контракты и ничего у них не покупает. Проклятие распространяется и на иностранных мужчин, считается, что они станут импотентами или им будет причинен вред[7].

В Нигерии во время массовых акций протеста против нефтяной промышленности женщины прибегали к анасирме[8]. Лейма Гбоуи использовала анасирму в акциях за мир во время Второй гражданской войны в Либерии. На Украине в 2020 году активистка движения Femen задрала юбку перед президентом страны В. А. Зеленским в знак протеста против его сексистских высказываний[9].

См. также

Примечания

  1. Aileen Ajootian. Hermaphroditos ανασυρόμενος: Revealing the Body (PDF) (недоступная ссылка). University of Mississippi. Дата обращения: 1 августа 2012. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  2. Pliny the Younger. Natural History.
  3. 10 Questions: Miriam Robbins Dexter on the Power of Female Display. UCLA Program on Central Asia (6 октября 2010). Дата обращения: 1 августа 2012. Архивировано 19 сентября 2015 года.
  4. Marina Abramovic: Balkan Erotic Epic. New York: Sean Kelly Gallery (9 декабря 2005). Дата обращения: 20 июня 2020. Архивировано 26 января 2020 года.
  5. Pócs, Éva. Shirts, Cloaks and Nudity: Data on the Symbolic Aspects of Clothing Srajce, ogrinjala in golota: simbolični vidiki oblačil (англ.) // Studia mythologica Slavica : journal. — 2018. — Vol. 21.
  6. Alexis Okeowo. The Ivory Coast Effect, The New Yorker (21 марта 2011). Архивировано 20 мая 2015 года. Дата обращения 22 марта 2011.
  7. The Curse of Nakedness (недоступная ссылка). Imow.org. Дата обращения: 1 августа 2012. Архивировано 25 мая 2008 года.
  8. Geraldine Sealey. Naked Ploy Is Latest Threat in Oil Wars, ABC News. Архивировано 1 июля 2012 года. Дата обращения 3 ноября 2019.
  9. СМИ: полиция задержала активистку Femen около участка, где голосовал на выборах Зеленский. Дата обращения: 25 октября 2020. Архивировано 28 октября 2020 года.

Литература

  • Hairston, Julia L. (Autumn 2000) «Skirting the Issue: Machiavelli’s Caterina Sforza», Renaissance Quarterly. Vol. 53, No. 3., pp. 687—712.
  • Marcovich, M. (September 1986) «Demeter, Baubo, Iacchus, and a Redactor», Vigiliae Christianae. Vol. 40, No. 3. pp. 294—301.
  • Morris, Ellen F. (2007). «Sacred and Obscene Laughter in 'The Contendings of Horus and Seth', in Egyptian Inversions of Everyday Life, and in the Context of Cultic Competition». In Schneider, Thomas; Szpakowska, Kasia. Egyptian Stories: A British Egyptological Tribute to Alan B. Lloyd on the Occasion of His Retirement. Ugarit-Verlag. ISBN 978-3934628946.
  • Säflund, Gösta. (1963) Aphrodite Kallipygos, Almqvist & Wiksell, Stockholm, Sweden.
  • Stoichita, Victor I.; Anna Maria Coderch. (1999) Goya: The Last Carnival, Reaktion Books. pp. 118. ISBN 1-86189-045-1.
  • Thomson De Grummond, Nancy. (2006) Etruscan Myth, Sacred History, and Legend, University of Pennsylvania Museum of Archaeology. ISBN 1-931707-86-3.
  • Zeitlin, Froma I. (1982) Cultic models of the female: Rites of Dionysos and Demeter, Arethusa. pp. 144—145.
  • Dexter, Miriam Robbins, and Victor H. Mair. (2010) Sacred Display: Divine and Magical Female Figures of Eurasia. Cambria Press. ISBN 9781604976748.

Ссылки