Алтарь Сан-Кассиано

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антонелло да Мессина
Алтарь Сан-Кассиано. ок. 14751476
итал. Pala di San Cassiano
доска, масло. 125,5 × 146,2 см
Музей истории искусств, Вена

«Алтарь Сан-Кассиано» (итал. Pala di San Cassiano), также известная как «Мадонна со святыми Николаем, Анастасией (?), Урсулой, Домиником и Еленой» — алтарная картина итальянского живописца Антонелло да Мессины (1429/30–1479), представителя эпохи Раннего Возрождения. Создана около 1475/1476 года.

Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене (инв. №GG 2574).

История

Алтарная картина была заказана венецианским патрицием Пьетро Боном для церкви Сан-Кассиано в Венеции. В 1620 году была взята из церкви и распилена, перед тем как попала в коллекцию эрцгерцога Леопольда Вильгельма (1614—1662).

Алтарь является одним из знаковых произведений Антонелло да Мессина, созданных в Венеции, кроме этого, он представляет существенный этап творческого пути художника, в котором он успешно соединил опыт нидерландской живописи и Пьеро делла Франческа. Художник создал ценный прецедент, используя более яркий хроматизм Джованни Беллини и своим светом и глубокой перспективой вдохновил поколение таких мастеров, как Чима да Конельяно, Витторе Карпаччо, Альвизе Виварини и Джорджоне.

Описание

Деталь

От картины остались только три фрагмента центральной части, которые сейчас соединены вместе. На картине изображена сцена «Святое Собеседование»: в центре Мадонна с младенцем, слева — святые Николай и Анастасия, а справа — святые Доминик и Урсула.

Чувство объёма и света обусловило современную композицию, которая была выразительным знаком уважения к смелым поискам Джованни Беллини, у которого Антонелло позаимствовал не только расположение Мадонны на возвышении, но и мягкое свечение цветов. К этому он добавил размещения святых по полукругу, что создало ощущение глубины. Мадонна, окутанная своим покровом, выглядит крупнее, чем окружающие её фигуры; будто художник пытался подчеркнуть её величие. Безупречное перспективное обрамление стало результатом общения с Пьеро делла Франческа.

Тщательность изображения драгоценного золотого шитья Мадонны напоминает об обучении художника в неаполитанской мастерской Николо Колантонио. Святой Доминик, который изображён на первом плане, в одежде основанного им ордена доминиканцев: белая ряса, воротник, чёрный плащ и капюшон. Посох св. Урсулы, стоящий рядом с ним, напоминает о её мученической смерти; она была замучена гуннами в Кельне, когда возвращалась после паломничества в Рим.

Примечания

Литература

  • Вольфганг Прохаска. «Венский музей истории искусств. Живопись». — Лондон: Scala Publishers, 2011. — 128 с. — («Музеи мира»). — 7000 экз. — ISBN 978-34-065-2756-2.
  • «Музей истории искусства. Вена». Под редакцией Сильвии Боргези. = Kunsthistorisches Museum. Vienna. — /Пер. с ит. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 144 с. — (Великие музеи мира). — 3000 экз. — ISBN 978-88-370-2769-8.

Ссылка