Хроматизм (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Хромати́зм (от др.-греч. χρώμα — цвет) в мажорно-минорной тональности  — мелодический ход на полутон от диатонической к одноимённой хроматической ступени звукоряда (или наоборот); например, в до-мажоре f-fis и fis-f; то же что, увеличенная прима (хроматический полутон); напротив, as-h (увеличенная секунда), h-as1 (уменьшённая септима) — хроматические интервалы, но не хроматизмы.

Не любой ход на полутон — хроматизм. Например, ход h-c в тональности до мажор не считается хроматизмом, поскольку в этом случае полутоновый ход происходит от ступени одного наименования к ступени другого наименования. Таким образом, оценка того или иного мелодического хода как «хроматического», «диатонического» или какого-либо другого зависит от гармонической логики целого (прежде всего, от целостной трактовки ладового звукоряда).

Термин «хроматизм» иногда употребляют в том же смысле, что и термин «хроматика» (один из интервальных родов)[1].

Примечания

  1. Например, Ю. Н. Холопов описывает одно и то же явление в МЭСе в статье под названием «Хроматизм» (с. 606—607), а в учебнике гармонии — в главе «Хроматика».

Литература

  • Холопов Ю. Н. Хроматизм // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1982. — Т. 6. — Стб. 1008.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988 (особенно с. 135—144)