Перейти к содержанию

Алмазная

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Алмазная
48°31′ с. ш. 38°35′ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Субъект Федерации Луганская Народная Республика
Городской округ город Стаханов
Глава Шумилин В. М. (Тищенко, Филюшкин)
История и география
Основан 1870
Прежние названия село Изюм (1870)
Город с 1977
Площадь 35 км²
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 4148[1] человек (2022)
Катойконим алма́знянец, алма́зняне[2]
Цифровые идентификаторы
Код ОКАТО 43 435 502 000
Код ОКТМО 43 735 000 002
Алмазная (Россия)
Точка
Алмазная
Москва
Алмазная (Луганская Народная Республика)
Луганск
Стаханов
Стаханов
Точка
Алмазная

Алма́зная (укр. Алма́зна) — город в Луганской Народной Республике Российской Федерации. Подчинён городу республиканского значения Стаханову, входит в одноимённый городской округ.

География

Соседние населённые пункты: города Ирмино на севере, Стаханов (примыкает) на северо-востоке, Брянка (примыкает) на юго-востоке, посёлки Новый, Глубокий, Анновка, Ломоватка на юге, Калиново на западе.

История

При крепостном праве (до 1861 года) помещик Стебельский приобрел в районах нынешних Калиново, Ирмино, Петро-Голенищевки, Кадиевки, Бугаевки и Алмазной обширный участок никем не обрабатываемой земли и переехал сюда со своими крепостными из Изюма Харьковской губернии. Один из хуторов назвал Беззаботовкой.

Жизнь переселенцев в Беззаботовке чем-то напоминала им жизнь в Изюме, и они в противовес помещичьему названию дали своё — Изюмчик. Это название хутора сразу вошло в повседневный быт, а панское название постепенно забылось.

В 1870 году населённый пункт уже известен как село Изюм.

В декабре 1878 года был построен и открыт для движения участок железной дороги Дебальцево — Попасная

В 1895 году переименован в станцию Алмазную.

Из описания станции Алмазной 1898 г.

Буфет с холодными закусками; дамская уборная. Прежде называвшаяся Изюмом, станция переименована в Алмазная, ибо это безспорно алмаз крупной величины на ЮВЖД уступая лишь ст. Мушкетово Екатерининской ж/д. Так в 1898 г. со станции Алмазной было отправлено 48.300.760 пудов каменного угля, в числе коего было более 14 миллионов пудов кокса.

Влево от станции идет шесть подъездных путей к грандиозным каменноуглевым шахтам следующих акционерных компаний: Голубовское Берестово-Богодуховское Горнопромышленное товарищество, Алмазное общество, построившее здесь же чугуноплавильный завод, пока в одну доменную печь; Алексеевское горнопромышленное товарищество, Брянское общество, Общество Криворожских железных руд; кроме того здесь же расположены шахты отдельных владельцев В. Р. Максимова, Малкина,Савельева, Лещинского, Васильева, Вазинских и К,Конжукова и Тюрикова.

фотография из книги «Спутник Пассажира по ЮВЖД, выпуск 2, Балашово-Харьковская, Донецкая Каменноугольная, Восточно-Донецкая и Елец-Валуйская линии. Москва. 1900.»

(Источник: «Спутник Пассажира по ЮВЖД, выпуск 2, Балашово-Харьковская, Донецкая Каменноугольная, Восточно-Донецкая и Елец-Валуйская линии. Москва. 1900.»)

15 января 1898 года Алмазное каменноугольное общество приступило к постройке металлургического завода. Летом была задута первая доменная печь, руда для которой поступала из Кривого Рога. В январе 1900 года была задута вторая доменная печь.

В 1905 году было построено новое здание вокзала, которое существует и сейчас. При станции имелось одноклассное училище в 4 отделения, где обучалось 70 учащихся.

1905 год. Промышленность на подъёме. Алмазнянский металлургический завод ввел в строй третью доменную печь.

В 1910-х годах Алмазнянский металлургический завод ЮРДМО (Южно-Русское днепровское металлургическое общество) производил чугун передельный: бессемеровский и мартеновский, литейный (красный и шотландский) и чугуны специальные: зеркальный, ферромарганец и ферросилиций, а также отливки чугунные и медные. Первое место по нагрузке угля на линии Дебальцево — Попасная занимала станция Алмазная, которая ежегодно нагружала около 1 600 000 тонн угля — больше любой станции в Донбассе.

В конце первой пятилетки Алмазнянский металлургический завод (АМЗ) производил за год 43 800 тонн чугуна.

В конце 1930-х годов шло строительство трамвайной линии Кадиевка — Алмазная.

В 1959 году в степь под Алмазной пришли строители треста «Коммунарскстрой», чтобы возвести завод ферросплавов (сейчас завод именуется как Стахановский завод ферросплавов.).

31 марта 1962 года смена начальника Ю. В. Гриценюка включила печь № 1, а 10 апреля была выдана первая плавка ферросилиция.

Статус города — с 1977 года.

В 1993 году трамвайную линию демонтировали и пустили троллейбусы. А в 2012 году демонтировали и троллейбусную линию.

До 2014 года город был подчинён Стахановскому городскому совету Луганской области Украины. С весны 2014 года — в составе Луганской Народной Республики.

Население

  • 1959 год — 10685 человек[3],
  • 1970 год — 11700 человек,
  • 1979 год — 9747 человек,
  • 1989 год — 7487 человек[4],
  • 2001 год — 5061 человек,
  • 2011 год — 5384 человека,
  • 2013 год — 5325 человек[5].
  • 2019 год — 4 203 человека

Языки

Язык %
Русский 68,77
Украинский 32,53

Промышленность и транспорт

Промышленные предприятия

  • ОАО «Стахановский (Алмазнянский — 1962 год) завод ферросплавов»
  • «Стахановский кирпичный завод»
  • Шлакоблочный завод.
  • ОАО «Алмазнянский металлургический завод» 1898—2001 годы.
  • «Стахановский кирпичный завод» — реконструирован в 2008 году, бывший Алмазнянский завод ж/б шпал
  • ПУ ООО «Экологическая инициатива». Цех по производству тротуарной плитки. АТП № 4. Стадион «Атлант».

Железнодорожные станции Стаханов, Максимовка, Владимировка, Сталь Донецкой ж.д., а также вагонное депо ПТО на ст. Стаханов.

Городской транспорт

Автобусные маршруты № 102, 102А, 102Б, 102В, 107, 108; с 1939 года по 1993 год имелось трамвайное сообщение, с 1993 года по 2008 — троллейбусное сообщение с г. Стаханов.

Школы

  • СШ № 1
  • НСШ № 19 — в настоящее время музыкальная школа
  • НСШ № 25.

См. также

Литература

Примечания