Александрийский маяк

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Александрийский маяк
Φάρος της Αλεξάνδρειας
Александрийский маяк, рисунок археолога Г. Тирша (1909)Александрийский маяк,
рисунок археолога Г. Тирша (1909)
Координаты: 31°12′51″ с. ш. 29°53′06″ в. д.HGЯO
Страна  Египет
Местоположение Александрия
Статус утрачен
Высота 150 метров[~ 1]
Александрийский маяк (Египет)
Точка

Александри́йский маяк (известен также как Фа́росский маяк, др.-греч. ὁ Φάρος τῆς Ἀλεξανδρείας, ho pʰá.ros teːs a.lek.sandréːaːs) — маяк на острове Фарос около египетского города Александрии, одно из семи чудес света[1].

Был построен во время правления Птолемея II Филадельфа (280—247 до н. э.)[2], высота маяка составляла порядка 120—150 метров[3], на протяжении многих веков это было одним из самых высоких искусственных сооружений в мире. Александрийский маяк был единственным из Семи чудес, имевшим практическое предназначение. Прежде всего, он давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт Александрии, имевший важное стратегическое значение; кроме того, он служил дополнительным ориентиром морякам на фоне однообразного египетского побережья и, наконец, служил наблюдательным пунктом для наблюдения за водными просторами (военная угроза Александрии исходила в основном с моря, поскольку с суши город защищала пустыня).

Александрийский маяк входил в число трёх из Семи чудес древности, сохранявшихся дольше всего (наряду с сохранившейся до настоящего времени пирамидой Хеопса и Галикарнасским мавзолеем, просуществовавшим в разрушенном виде до 1494 года). Маяк был сильно поврежден в результате землетрясений в период 796—1323 годов нашей эры, остатки его конструкции частично сохранялись до 1480 года, после чего были использованы для строительства цитадели Кайт-Бей на этом месте.

В 1994 году французские археологи обнаружили фрагменты маяка на дне Александрийской восточной гавани[4]. В 2016 году Министерство по делам древностей Египта объявило о намерении превратить подводные руины древней Александрии, включая Фарос, в подводный музей[5].

История постройки

План Александрийской гавани с островом Фарос и местом маяка (Phare)

В 332 году до н. э. Александр Македонский основал город Александрия. Место для города полководец выбирал чрезвычайно тщательно, поскольку планировал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света — Африки, Европы и Азии. Местонахождение этого порта должно было быть удобным как для кораблей, прибывающих из Средиземного моря, так и для кораблей, осуществлявших навигацию по Нилу. Поэтому в конечном счёте Александр Македонский выбрал место не непосредственно в дельте Нила, а на 20 миль южнее, на перешейке напротив острова Фарос. Для создания двух гаваней Александрия и Фарос были соединены молом длиной более 1200 метров, который назывался Гептастадион (буквально «семь стадий»: стадий — греческая единица длины, приблизительно 180 м)[6]. Гавань к востоку от мола стала Большой Гаванью, в настоящее время представляет собой открытую бухту; к западу от мола находился порт Евностос, который теперь значительно расширен, формируя современную гавань. В настоящее время от острова Фарос сохранился лишь небольшой участок[7], а место, где находился маяк, расположено в его восточной точке.

Очевидно, что для удобства мореплавания в новом порту нужен был маяк, но строительство его началось уже после смерти Александра Македонского. Основатель династии Птолемеев, Птолемей I Сотер в 305 году до н. э. провозгласил себя царём Египта и провёл ряд успешных военных кампаний: завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет, в 295—294 годах до н. э. вернул себе Кипр. Это позволило Птолемею начать строительство маяка, требовавшее огромных ресурсов. Точная дата начала строительства неизвестна, различные источники называют даты в промежутке 299—285 гг. до н. э. Строительство было завершено уже во время правления его сына, Птолемея II Филадельфа. Сооружение маяка заняло двенадцать лет и обошлось казне примерно в 800 талантов (около 23 тонн) серебра. Это составляло примерно десятую часть размера казны Египта при вступлении Птолемея I на трон. (Для сравнения, сооружение Парфенона на афинском Акрополе оценивается в 469 талантов серебра).

Вопрос о материале, из которого был построен маяк, остается спорным до настоящего времени. По некоторым сведениям, маяк был построен из твёрдых блоков известняка, которые добывались в карьерах Вади-Хаммамат в пустыне к востоку от города[8]. Ряд исследователей возражает против этой версии, полагая, что в этом случае маяк мог разрушиться из-за собственной тяжести. В качестве альтернативной высказывается версия, что материалом для маяка мог послужить розовый гранит, найденный поблизости. Есть также точка зрения, что маяк был построен из мраморных глыб, соединенных раствором с примесью свинца[9].

Римский историк Плиний Старший упоминает в своих трудах, что архитектором маяка был Сострат Книдский; эта точка зрения оспаривается некоторыми исследователями[10]. Согласно одной из легенд, царь Птолемей повелел, чтобы на здании маяка было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это чудо света, но Сострат решил его перехитрить и вначале выбил на камне своё имя, а поверх него наложил толстый слой штукатурки, на котором было начертано уже имя Птолемея[11]. Эту легенду упоминает древнегреческий историк Лукиан Самосатский (II век н.э)[12].

Описания античных и средневековых авторов

Изображение маяка на монетах, отчеканенных в Александрии во II веке н. э. (1. Реверс монеты Антонина Пия и 2. Реверс монеты Коммода).
Мозаика, изображающая Александрийский маяк (с надписью «Ο ΦΑΡΟϹ») из Ольвии, Ливия, ок. IV в. н. э.

Юлий Цезарь в «Записках о гражданской войне» описывает Фарос и его стратегическое значение. Получение контроля над маяком помогло ему покорить армии Птолемея XIII (48 г. до н. э.):

Но против воли тех, кто занимает Фарос, ни один корабль не может войти в гавань вследствие узости прохода. Именно этого и боялся Цезарь[13]; поэтому в то время как враги были заняты сражением, он высадил туда солдат, захватил Фарос и поставил там гарнизон. Таким образом, и провиант, и подкрепления могли безопасно подходить к нему морским путем.

Иудейский историк Иосиф Флавий (37 — ок. 100 н. э.) описывает маяк в своей книге «Иудейская война» (4.10.5), когда даёт географический обзор Египта. Чжао Жугуа (1170—1228), китайский географ и государственный деятель времён династии Сун, описывает маяк в своём трактате «Чжу фань чжи» («Записки о чужеземных народах»)[14].

Имеются многочисленные описания маяка у арабских авторов. Они указывают, что маяк был построен из больших блоков светлого камня, башня состояла из трех сужающихся ярусов: нижнего — квадратного сечения с центральным ядром, среднего — восьмиугольного сечения и верхнего яруса круглого сечения. Разные источники дают различные оценки высоты маяка — от 103 до 118 м, размеры квадратного основания — 30 на 30 м[15]. Наиболее полное описание маяка дано путешественником Абу Ходжа Юсефом ибн Мохаммедом эль-Балави эль-Андалуси, который посетил Александрию в 1166 году н. э.[16] Балави в своём труде описывает, что основание маяка имеет длину 45 бар (30 м) с каждой стороны, внутренняя часть прямоугольного основания маяка покрыта каменной кладкой шириной 7 шибров (189 см), по которой могут одновременно проехать два всадника. Четырёхэтажное основание маяка имело восемнадцать, четырнадцать и семнадцать комнат соответственно на втором, третьем и четвёртом этажах. Вторая часть маяка, над основанием, имела ширину 24 бар (16,4 м) при диаметре цилиндрического участка 12,73 бар (8,7 м). Верхняя часть маяка была диаметром 6,4 бар (4,3 м)[17].

Другой арабский географ, Мухаммад аль-Идриси, оставил восхищённый отзыв о своём посещении маяка в 1154 году. Аль-Идриси рассказывает о конструкции маяка, отверстиях в стенах по всему прямоугольному фасаду, использовании свинца в качестве наполнителя между каменными блоками у основания. По оценке Аль-Идриси, высота маяка составляла 300 дхира (эквивалент 162 м)[17].

На вершине маяка было расположено зеркало, которое отражало солнечный свет в течение дня; ночью на этом месте зажигали костёр. На древних римских монетах, выпущенных Александрийским монетным двором, видно, что на каждом из четырёх углов здания была установлена статуя Тритона, а на самой вершине маяка — статуя Посейдона или Зевса[18].

Арабский историк, географ и путешественник Аль-Масуди писал в X веке, что на стороне маяка, обращённой к морю, была надпись, посвященная Зевсу[19].

Свидетельства о маяке после землетрясения на Крите 1303 года[англ.] имеются у Ибн-Баттута, марокканского ученого и исследователя, побывавшего в Александрии в 1326 и 1349 годах. В 1326 году Ибн-Баттута обнаружил «одну из его сторон в руинах», но смог войти и отметил место, где мог сидеть хранитель маяка и многие другие комнаты. Посетив маяк вновь в 1349 году, путешественник «обнаружил, что маяк впал в такое ужасное состояние, что невозможно было войти в него»[20]. Ибн-Баттута подробно описал планы султана Ан-Насира Мухаммеда построить новый маяк возле разрушенного, но эти планы так и не были выполнены после смерти султана в 1341 году[17].

Разрушение и гибель маяка

Маяк был повреждён в результате землетрясений в 796, 951 и 956 годах, а также в 1303 и 1323 годах. Маяк находился в рифте Красного моря на стыке двух тектонических плит — Африканской и Аравийской, расположенных, соответственно, в 350 и 520 км от Фароса. Сохранившиеся источники указывают, что землетрясение 956 года вызвало обвал верха маяка и падение находившейся там статуи. Документально подтверждено, что после этого землетрясения на вершине маяка был установлен купол в исламском стиле. Наибольший ущерб маяку нанесло землетрясение 1303 года, интенсивность которого оценивают в 8 баллов, эпицентр которого находился в районе острова Крит (280—350 км от Александрии)[21]. Последние фрагменты маяка исчезли в 1480 году, когда тогдашний султан Египта Кайт-бей[англ.] построил крепость на месте маяка, используя часть развалин последнего.

Арабский писатель X века аль-Масуди в своих сочинениях приводит легендарную историю о разрушении маяка, согласно которой во времена халифа Абдуль-Малика ибн Марвана (ок. 705—715) византийцы заслали в окружение халифа своего агента-евнуха, который, приняв ислам, втёрся в доверие к Абдуль-Малику и получил разрешение на поиск сокровищ, спрятанных в основании маяка. Агент, чтобы получить доступ к сокровищам, взорвал маяк, а сам успел скрыться на поджидавшем его корабле[22].

Археологические исследования

Руины маяка в Средиземном море

В 1968 году экспедиция подводных археологов во главе с Хонор Фрост, проходившая под эгидой ЮНЕСКО, подтвердила обнаружение руин, бывших частью маяка, но из-за нехватки квалифицированных морских археологов и превращения района поисков в военную зону исследование было приостановлено[23].

Подводные исследования на месте маяка были продолжены лишь в 1990-х годах экспедицией французских археологов во главе с Жан-Ивом Эмперером[англ.]. Его команда вновь обнаружила руины маяка в конце 1994 года на дне Восточной гавани. Египетский кинорежиссёр Асма эль-Бакри[англ.], входившая в команду Эмперера, провела первые подводные снимки остатков рухнувших колонн и статуй, используя 35-миллиметровую камеру. Важнейшие находки команды Эмперера включали гранитные блоки весом от 49 до 60 тонн, нередко разбитые на части, 30 статуй сфинксов, 5 обелисков и колонн с резьбой периода Рамсеса II (1279—1213 гг. до н. э.). Каталогизация более 3300 артефактов была завершена Эмперером и его командой в конце 1995 года с использованием техник фотографии и картографии. Тридцать шесть фрагментов гранитных блоков и другие артефакты были восстановлены и в настоящее время выставлены в музеях Александрии[24]. Последующее обследование этого района моря с помощью спутников позволило обнаружить ещё ряд фрагментов маяка. В начале 1990-х франко-итальянский подводный археолог Франк Годдио[англ.] начал свои исследования на стороне гавани, противоположной месту поисков Эмперера. Спутниковые снимки и результаты эхолокации позволили выявить новые фрагменты причалов, домов и храмов, которые были смыты в море в результате землетрясений и других стихийных бедствий[25].

Секретариат Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия[англ.] в настоящее время работает с правительством Египта над инициативой добавления Александрийской гавани (включая остатки маяка) в список Всемирного наследия подводных культурных объектов[26].

Значение

3D-модель Александрийского маяка, 2013

Благодаря Александрийскому маяку слово «фарос» в греческом языке приобрело значение «маяк» (греч. φάρος), вошло во многие романские языки, такие как французский (phare), итальянский и испанский (faro), каталанский, румынский (far) и португальский (farol), и некоторые славянские языки, как, например, болгарский (фар). В турецком, сербском и русском языках появилось аналогичное слово, обозначающее «автомобильный фонарь» (far, фар, фара).

Инициативы по восстановлению маяка

С 1978 года был сделан ряд предложений о сооружении на месте маяка современной конструкции, воспроизводящей древний артефакт. В 2015 году правительство Египта и мухафаза Александрия предложили построить на месте маяка небоскрёб в рамках реконструкции восточной гавани Александрийского порта. С критикой этого плана выступил александрийский социолог Амро Али[27].

В культуре

Изображение маяка является символом города Александрии и мухафазы Александрия. Стилизованное изображение маяка помещено на флаге и гербе мухафазы и многих её учреждений, включая печать Александрийского университета.

В архитектуре

Гробница в Абусире
  • Хорошо сохранившаяся древняя гробница в городе Абусир[англ.], в 48 километрах к юго-западу от Александрии, считается уменьшенной моделью Александрийского маяка. Известна под разными названиями — Фарос Абуссирский, погребальный памятник Абусир и Бург-аль-Араб. Состоит из 3-этажной башни высотой приблизительно 20 метров с квадратным основанием, восьмиугольной средней частью и цилиндрическим верхом. Время постройки датируется правлением Птолемея II (285—246 гг. до н. э.), то есть примерно в то же время, что и Александрийский маяк.
  • Архитектура минаретов во многих ранних египетских мечетях также имеет сходство с Александрийским маяком, что свидетельствует о значительном влиянии здания на архитектуру[28].
  • Масонский национальный мемориал Джорджа Вашингтона, расположенный в Александрии, штат Вирджиния, создан по образцу Александрийского маяка[29].
  • В честь маяка назван Маяк Фарос в городе Флитвуд (Ланкашир, Великобритания).

В литературе

  • Американский фантаст Роберт Силверберг в своей повести «Плавание в Византий» (1985) описывает, как культура далёкого будущего воссоздаёт древние города, включая Александрию, во всех деталях; несколько эпизодов происходят на перестроенном маяке.

В компьютерных играх

  • Маяк был одним из чудес света в компьютерной игре 1991 года Civilization. Присутствует во всех дальнейших версиях игры.
  • Маяк может быть построен в стратегических играх Pharaoh (2000)[30][31][32] и Бессмертные города: дети Нила (2004)[33][34].
  • Маяк является чудом в стратегической игре 2013 года Total War: Rome II, где он дает небольшую поддержку армии, оккупирующей Александрию[35][36].
  • Маяк был показан в видеоигре Assassin’s Creed Origins, выпущенной 27 октября 2017 года. Действие игры разворачивается в Древнем Египте периода династии Птолемеев (48 г. до н. э.). Разработка компании Ubisoft Montreal была реализована с помощью французского археолога и египтолога Жана-Клода Гольвена[37].
  • Маяк может быть построен в игре SimCity 3000 как ориентир[38].
  • В Final Fantasy XII на него ссылаются как на Фарос, второе и последнее подземелье в игре.
  • Маяк может быть построен в игре Age of Mythology: The Titans.

Примечания

Комментарии
  1. Разные источники приводят разные данные. Например, Иосиф Флавий приводит цифру в 180 метров, что вряд ли соответствует истине, в других источниках называются цифры в 135, 140, 146 и 120 метров. По-видимому, реальная высота составляла не менее 120 метров
Источники
  1. EdwART. Маяк Александрийский (Фаросский) // Античный мир. Словарь-справочник. — 2011. Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.
  2. Clayton, Peter A. Chapter 7: The Pharos at Alexandria // The Seven Wonders of the Ancient World / Peter A. Clayton; Martin J. Price. — London: Routledge, 2013. — С. 11. — ISBN 9781135629281.
  3. Clayton, Peter A. Chapter 7: The Pharos at Alexandria // The Seven Wonders of the Ancient World / Peter A. Clayton; Martin J. Price. — London: Routledge, 2013. — С. 147. — ISBN 9781135629281.
  4. «Treasures of the Sunken City». Nova. PBS. Серия 17, сезон 24. Transcript. Проверено March 5, 2012 . Архивная копия от 21 ноября 2019 на Wayback Machine
  5. Sunken Ruins of Alexandria Will Be World's First Underwater Museum. Earthables. Дата обращения: 27 марта 2016. Архивировано 10 марта 2016 года.
  6. Smith, Sir William. Everyman's Smaller Classical Dictionary. — J. M. Dent & Sons Ltd, 1952. — С. 222.
  7. Haag, Michael. Vintage Alexandria: Photographs of the City, 1860–1960 (англ.). — American University in Cairo Press[англ.], 2008. — P. 113. — ISBN 9789774161926.
  8. Akarish, Adel I.M.; Dessandier, David. Characterization and Source of Sedimentary Rocks of the Alexandria Lighthouse Archaeological Objects, Egypt (англ.) // Journal of Applied Sciences : journal. — 2011. — 1 December (vol. 11, no. 14). — P. 2513–2524. — doi:10.3923/jas.2011.2513.2524. — Bibcode2011JApSc..11.2513A.
  9. Самое высокое сооружение древности — Александрийский маяк
  10. Tomlinson, Richard Allan. From Mycenae to Constantinople: the evolution of the ancient city (англ.). — Routledge, 1992. — P. 104–105. — ISBN 978-0-415-05998-5.
  11. Mckenzie, Judith. Architecture of Alexandria and Egypt 300 B.C. A.D 700 (англ.). — Yale University Press, 2007. — P. 41. — ISBN 978-0-300-11555-0.
  12. Лукиан Самосатский, Как надо писать историю? «После того, как он [Сострат] закончил работу, он написал своё имя на каменной кладке внутри, покрыл её гипсом и, спрятав, вписал имя правящего царя. Он знал, как это и произошло на самом деле, что через очень короткое время буквы исчезнут с гипса и там будет раскрыто: „Сострат из Книда, сын Дексифана, Божественным Спасителям ради тех, кто плывет в море“. Таким образом, он не имел в виду тот момент или свою короткую жизнь: он смотрел в наши дни и вечность, пока башня будет стоять и его умение сохранится. Тогда история должна быть написана в этом духе, с правдивостью и взглядом на будущие ожидания, а не с лёгкостью и видом на удовольствие от нынешней похвалы.»
  13. Для сочинений Юлия Цезаря характерно упоминание о себе в третьем лице.
  14. Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 5, Physics and Physical Technology, Part 3: Civil Engineering and Nautics. Taipei: Caves Books, Ltd. Page 662.
  15. McKenzie, Judith. The Architecture of Alexandria and Egypt: 300 BC – AD 700 (англ.). — Yale University Press, 2011. — P. 42. — ISBN 978-0300170948.
  16. Clayton & Price 1988, p. 153.
  17. 17,0 17,1 17,2 Behrens-Abouseif, Doris. The Islamic History of the Lighthouse of Alexandria (англ.) // Muqarnas Online : journal. — 2006. — 1 January (vol. 23, no. 1). — P. 1–14. — ISSN 0732-2992. — doi:10.1163/22118993-90000093.
  18. Haas 1997, p. 144.
  19. Paul Jordan. Seven Wonders of the Ancient World. — Routledge, 2014. — С. 44. — ISBN 978-1-317-86885-9.
  20. Battutah, Ibn. The Travels of Ibn Battutah. — London: Picador, 2002. — С. 6–7. — ISBN 9780330418799.
  21. Abdelnaby, Adel E.; Elnashai, Amr S. Integrity assessment of the Pharos of Alexandria during the AD 1303 earthquake (англ.) // Engineering Failure Analysis : journal. — 2013. — October (vol. 33). — P. 119–138. — doi:10.1016/j.engfailanal.2013.04.013.
  22. Eickhoff, 1966, p. 40.
  23. Frost, H. (2000). From Byblos to Pharos: some archaeological considerations. In N. Grimal, M. H. Mostafa, & D. Nakashima (Authors), Underwater archaeology and coastal management: Focus on Alexandria (pp. 64-68). Paris: UNESCO.
  24. Lawler, Andrew Raising Alexandria. Smithsonian. Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 30 апреля 2019 года.
  25. Boukhari, Sophie. Swimming With Sphinxes // UNESCO. — 1997. — Февраль (т. 87).
  26. Museums and Tourism – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. unesco.org. Архивировано 10 ноября 2012 года.
  27. Amro Ali. A frightening vision: on plans to rebuild the Alexandria Lighthouse. openDemocracy (7 июля 2015). Дата обращения: 14 ноября 2019. Архивировано 12 июня 2018 года.
  28. Petersen, Andrew. Dictionary of Islamic Architecture. — Routledge, 1996. — С. 188. — ISBN 9781134613663.
  29. «*Ferris, Gary W. Presidential Places: A Guide to the Historic Sites of U.S. Presidents. Winston-Salem, N.C.: J.F. Blair, 1999. p.21»
  30. Pharaoh Expansion: Cleopatra – Queen of the Nile PC. Game Pressure. GRY-OnLine S.A. (28 июля 2000). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 30 октября 2018 года.
  31. Pharaoh: Cleopatra. IGN. Ziff Davis, LLC (26 июля 2005). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
  32. Pharaoh + Cleopatra. SteamPowered. Valve Corporation (31 октября 1999). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
  33. Nobles, Thomas M. Alexandria (City Pack). Tom's Subject Directory & City Building Fan Site (15 февраля 2009). Дата обращения: 2 августа 2013. Архивировано 7 ноября 2012 года.
  34. Children of the Nile: Alexandria Expansion Now on Impulse. IGN. Ziff Davis, LLC (11 сентября 2008). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
  35. Alexandria. Honga. Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
  36. Honores. Pharos of Alexandria. Steam Community. Valve Corporation (11 марта 2015). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 27 июня 2021 года.
  37. Nielsen, H. (October 5, 2017). Assassin’s Creed Origins: how Ubisoft painstakingly recreated ancient Egypt Архивная копия от 23 ноября 2020 на Wayback Machine. Retrieved November 25, 2017.
  38. Landmarks list - SC3000.COM (недоступная ссылка). www.sc3000.com. Дата обращения: 21 мая 2019. Архивировано 19 февраля 2003 года.

Литература

На русском языке

  • Шишова И. А., Нейхардт А. А. Семь чудес древнего мира. — М.: Наука, 1966. — 135 с.
  • Голицына И. А. Чудеса света. — М.: Дрофа плюс, 2008. — 156 с. — ISBN 978-5-9555-1250-1.

На других языках

  • Al-Bakri; Dozy, Rheinhart P.A.; Goeje, Michael J. de. Description de l'Afrique et de l'Espagne, (Description of Africa and Spain) (фр.). — Leyde, E.J. Brill, 1866.
  • Clarie, Thomas C. Pharos – A Lighthouse For Alexandria. — Back Channel, 2009. — ISBN 978-1-934-58212-1.
  • Clayton, Peter; Price, Martin. The Seven Wonders of the Ancient World. — Dorset, 1988. — ISBN 0-880-29393-4.
  • Eickhoff, Ekkehard. Seekrieg und Seepolitik zwischen Islam und Abendland: das Mittelmeer unter byzantinischer und arabischer Hegemonie (650-1040) (нем.). — De Gruyter, 1966.
  • Haas, Christopher. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict (англ.). — Johns Hopkins, 1997. — ISBN 0-8018-8541-8.
  • Levi-Provençal, Évariste. Une Description Arabe Inédite du Phare d'Alexandrie,(An Unpublished Description of the Lighthouse of Alexandria), extract from Mémoires de l'Institut Francais (англ.). — unpublished, 1935.
  • Trethewey, Ken. Ancient Lighthouses. — UK, 2018. — ISBN 978-0-9926573-6-9.
  • Harris, William V., and Giovanni Ruffini. 2004. Ancient Alexandria Between Egypt and Greece. Leiden: Brill.
  • Jordan, Paul. 2002. The Seven Wonders of the Ancient World. Harlow: Longman.
  • Polyzōidēs, Apostolos. 2014. Alexandria: City of Gifts and Sorrows: From Hellenistic Civilization to Multiethnic Metropolis. Chicago: Sussex Academic Press, 2014.
  • Thompson, Alice. 2002. Pharos. London: Virago.
  • Tkaczow, Barbara, and Iwona Zych. 1993. The Topography of Ancient Alexandria: An Archaeological Map. Warszawa: Zaklad Archeologii Śródziemnomorskiej, Polskiej Akadmii Nauk.

Ссылки