Перейти к содержанию

Аксельрод, Любовь Исааковна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Любовь Исааковна Аксельрод
Псевдонимы Ортодокс
Место рождения Дуниловичи, Вилейский уезд, Виленская губерния, Российская империя (нынеПоставский район, Витебская область)
Род деятельности революционерка, публицист, философ, литературовед

Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д, литературный псевдоним Ортодокс (нем. Esther Luba Axelrod; 1868, Дуниловичи, Вилейский уезд, Виленская губерния — 5 февраля 1946, Москва[1]) — российская революционерка, философ и литературовед. Доктор философии (1900). Старшая сестра Иды Аксельрод.

Биография

Эстер-Либа Аксельрод родилась в местечке Дуниловичи Вилейского уезда Виленской губернии в семье раввина; мать была дочерью раввина. В 1883 году стала участницей полтавского революционного кружка. В 1886 году уехала в Харьков, где работала в народнической организации. Затем революционную деятельность продолжала в Мелитополе, Санкт-Петербурге и Вильне.

В 1887 году после неудачного покушения народовольцев на императора Александра III и провала народовольческой организации в Вильне эмигрировала во Францию, затем переехала в Швейцарию, где поступила в Коммерческий институт в Винтертуре, но из-за тяжёлого материального положения была вынуждена прервать обучение.

В 1892 году, окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в группу «Освобождение труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера Плеханова при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 году большевистского крыла во главе с В. Лениным.

В 1894 году поступила на философский факультет Бернского университета, где, помимо философии, много занималась историей и историей французской литературы XVII—XIX вв. По окончании университета в 1900 году защитила диссертацию на тему о мировоззрении Льва Толстого (её диссертация в 1902 году была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических изданиях «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции.

В 1906 году, после объявления амнистии членам оппозиционных партий, вернулась в Россию уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после Г. В. Плеханова эксперт по вопросам марксистской философии.

В 1906 году вышел в свет сборник «Философские очерки», где с меньшевистских позиций Аксельрод критиковала неокантианцев Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других, а также гносеологию И. Канта и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 году сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).

Во время Первой мировой войны занимала оборонческую позицию. В начале революции 1917 года была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».

В начале 1920-х годов Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов (РАНИОН) АН СССР и Государственной академии художественных наук. В 1921—1925 годах профессор кафедры философии факультета общественных наук МГУ, действительный член НИИ научной философии при факультете (1922—1925), с 1925 года профессор кафедр исторического материализма факультетов советского права и этнологического факультета[2].

В начале 1930-х годов Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению. Аксельрод обвиняли (в частности А. М. Деборин) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы Б. Спинозы.

Последняя книга Л. Аксельрод была издана в 1934 году[3].

Любовь Исааковна Аксельрод скончалась в Москве 5 февраля 1946 года. Похоронена на новом Донском кладбище. Её захоронение находится в закрытом колумбарии № 16 (секция 3, ниша 526).

Места проживания

В 1917 году — Царское село, Нижний бульвар 5[4].

Библиография

  • Esther Luba Axelrod. Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung. — Stuttgart, Druck der Union Deutsche Verlagsgesellschaft, 1902. — 107 S.
  • «К. Маркс как философ», 1924
  • «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924
  • «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925
  • «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928
  • «К вопросу о мировоззрении Щедрина», Литературное наследство, 1933,1—12
  • «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934.

Примечания

  1. Сачков В. Н. Аксельрод Любовь Исааковна // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 40-41.
  2. Аксельрод Любовь Исааковна | Летопись Московского университета. Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
  3. «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934.
  4. ГАРФ. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 24. Л. 1.

Литература

  • Сачков В. Н. Аксельрод Любовь Исааковна // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 40-41.
  • * Аксельрод, Любовь Исааковна // Био-библиографический словарь русских писателей XX века. Вып. 1. — С. 14—16.

Ссылки