Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство регионов (субъектов) Российской Федерации — территориальная организация регионов (субъектов) Российской Федерации, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления.
Описание
Согласно части 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации, то есть регионы (субъекты) являются территориальными единицами первого (верхнего) уровня[1]. Указанная особенность распространяется в том числе и на автономные округа, входящие в состав регионов (Ненецкий автономный округ в составе Архангельской, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский в составе Тюменской областей).
Федеральные территории как субъекты не охарактеризованы (статья 67)[1].
В ОКАТО и ОКТМО вхождение автономных округов в состав областей указывается, федеральные территории обозначаются отдельно.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами (Конституциями) субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от категоризации муниципальных образований. Каждый регион устанавливает самостоятельно названия и категории объектов административно-территориального устройства (административно-территориальная / территориальная единица, административно-территориальное / территориальное образование, городской населённый пункт и так далее), их соотношение с муниципальными образованиями, потому объекты, которые являются представителями одних и тех же логических регионов, разнятся по регионам (например, населённые пункты, сельские администрации как административно-территориальные или территориальные единицы).
Общероссийского определения административно-территориального устройства не существует, отсутствуют и общероссийская терминология. Каждый регион определяет самостоятельно особенности административно-территориального устройства, а также виды и категории объектов административно-территориального устройства и его соотношение с организацией местного самоуправления, соответствующими законами, уставами (конституциями) и реестрами.
Органы местного самоуправления, согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону об особенностях организации местного самоуправления, в систему органов государственной власти не входят (но вместе с ними составляют публичную власть), то есть муниципальные образования административно-территориальными единицам (образованиями) не являются (ст. 12 Конституции РФ; ч. 4 ст. 34 гл. 6)[2][1].
Основными объектами административно-территориального устройства в регионах Российской Федерации, за исключением городов федерального значения, являются:
- города, соответствующие категории республиканского, краевого, областного, окружного значения (подчинения);
- районы;
- административно подчинённые городские и сельские населённые пункты.
Внутри районов возможно выделение различных городских, поселковых и сельских образований.
Внутри городов республиканского, краевого, областного значения (подчинения) возможно выделение внутригородских районов (округов). В подчинении городов республиканского, краевого, областного значения (подчинения) могут также находиться образования, состоящие из населённых пунктов.
В некоторых регионах к указанным объектам добавляются следующие:
- закрытые административно-территориальные образования и наукограды — города, реже посёлки (городского типа), ещё реже сельские населённые пункты регионального значения (подчинения),
- округа — как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х, до образования автономные округа или как преобразованные районы.
Из других распространившихся или распространяющихся особенностей:
- округа как административно-территориальные единицы с особым статусом;
- посёлки городского типа, соответствующие категории краевого, областного значения (подчинения);
- округа, административные округа — как объекты административно-территориального устройства уровня городов республиканского, краевого, областного, окружного значения (подчинения) и районов;
- муниципальные образования, использующиеся в качестве объектов административно-территориального устройства.
Федеральный закон 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» устанавливает возможные виды объектов административно-территориального устройства (ст. 1)[3][4][5]:
географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определённым местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озёра, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населённые пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты (абзац в редакции, введённой в действие с 9 ноября 2008 года Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 191-ФЗ...).
То есть, согласно тексту закона:
- исчерпывающий список объектов, являющихся административно-территориальными единицами (образованиями), отсутствует;
- но населённые пункты сами по себе таковыми единицами (образованиями) не являются.
Тем самым:
- в одних регионах населённые пункты все или частично законодательно отнесены к административно-территориальным единицам (образованиям), что внешне вступает в противоречие с законом;
- в других регионах, наоборот, населённые пункты не отнесены к административно-территориальным единицам (образованиям), в частности, наиболее последовательно это проводится по законодательству Костромской, Курской и Новгородской областей, где города областного значения являются самостоятельными единицами (за исключением, возможно, Старой Руссы и Боровичей), но к административно-территориальным единицам не отнесены — в других регионах города данной категории к административно-территориальным единицам (образованиям) отнесены.
С другой стороны, отсутствует запрет на возможность использования в названиях объектов административно-территориального устройства категорий муниципальных образований, как, собственно, и в Конституции Российской Федерации и законе об организации местного самоуправления, где говорится исключительно о непринадлежности органов местного самоуправления к государственной власти, следовательно, соответствующих муниципальных образований к административно-территориальным единицам (образованиям), но никак не о запрете на тождество официальных названий муниципальных образований и объектов административно-территориального устройства.
К регионам, где частично или полностью используются в названиях объектов административно-территориального устройства категории муниципальных образований, относятся:
- Республика Алтай (сельские поселения);
- Республика Тыва (муниципальные районы, сельские, городские поселения, городские округа — наравне с оригинальными терминами);
- Чувашская Республика (сельские, городские поселения — при упразднении соответствующих муниципальных образований);
- Ставропольский край (городские и муниципальные округа, параллельно сохраняются районы и населённые пункты как территориальные единицы);
- Амурская область;
- Воронежская область;
- Ленинградская область;
- Новосибирская область;
- Ростовская область;
- Тверская область.
Из ещё одних особенностей наименований — случаи, когда так называемые административные округа, административные территории, администрации к собственно административно-территориальным единицам (образованиям) не относятся.
Отождествление объектов административно-территориального устройства и муниципальных образований существенно затрудняет воспроизведение административно-территориального устройства в ОКАТО, ГКГН.
Основными объектами административно-территориального устройства, непосредственно входящими в состав регионов, являются районы и города республиканского, краевого, областного, окружного значения / подчинения (второй термин официально используется не везде). Города могут, сохраняя статус республиканского, краевого, областного значения / подчинения, объединяться с районами.
Иерархия
Выделяются три уровня объектов административно-территориального устройства Российской Федерации согласно ОКАТО, но реальное устройство не всегда укладывается в иерархию.
Первый уровень
Первый уровень административно-территориального устройства образуют:
- субъекты Российской Федерации;
- федеральные территории (по состоянию на 2022 год — федеральная территория Сириус, входящая в состав Краснодарского края).
В ОКАТО первый уровень образуют субъекты Российской Федерации, за исключением автономных округов, входящих в состав областей, и федеральные территории.
Второй уровень
Второй уровень административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения, образуют в основном:
- районы (варианты названий — административные районы, сельские районы, аймаки, кожууны);
- города республиканского, краевого, областного, окружного значения (подчинения) — или соответствующие указанной категории, в том числе включённые в районы.
Другие объекты административно-территориального устройства (показаны в хронологическом порядке возникновения):
- закрытые административно-территориальные образования;
- посёлки городского типа краевого, областного значения (подчинения) — или соответствующие указанной категории;
- сельские населённые пункты областного значения (подчинения) — или соответствующие указанной категории;
- округа как отдельный вид объектов административно-территориального устройства регионального значения (подчинения) наравне с районами и городами;
- округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (до 2000-х являлись субъектами Российской Федерации).
Закрытые административно-территориальные образования являются, в сущности, городами, посёлками городского типа, сельскими населёнными пунктами
В некоторых регионах административно-территориальное устройство сближается с организацией местного самоуправления, в результате в качестве объектов административно-территориального устройства указываются муниципальные районы, муниципальные и городские округа. Муниципальные районы соответствуют районам, городские округа городам и посёлкам городского типа регионального подчинения (в том числе ЗАТО), а муниципальные округа являются переходной формой.
Москва делится на административные округа, Санкт-Петербург и Севастополь на районы.
В ОКАТО второй уровень административно-территориального устройства образуют:
- автономные округа, входящие в состав областей (согласно ОКАТО);
- округа как административно-территориальные единицы с особым статусом;
- районы;
- города республиканского, краевого, областного, окружного значения (подчинения), в том числе отнесённые к районам;
- посёлки городского типа краевого, областного значения (подчинения);
- внутригородские районы, округа города федерального значения;
- города, посёлки городского типа республиканского, краевого, областного значения (подчинения), находящиеся в ведении федеральных органов власти и управления (то есть часть ЗАТО).
В некоторых регионах сведения в ОКАТО об административно-территориальном устройстве на этом уровне являются неактуальными, в частности, из-за подстройки административно-территориального устройства под организацию местного самоуправления.
Третий уровень
Третий уровень административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения, образуют:
- города районного значения (подчинения) и в подчинении городов республиканского, областного значения (подчинения);
- посёлки городского типа районного значения (подчинения) и в подчинении городов республиканского, краевого, областного, окружного значения (подчинения), посёлков городского типа областного значения (подчинения), а также поссоветы, поселковые округа;
- внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
- посёлки городского типа в подчинении городов, посёлков городского типа районного значения (подчинения);
- сельсоветы, сельские округа и проч.;
- сельские населённые пункты.
Поссоветы (поселковые округа), сельсоветы (сельские округа) могут находиться в подчинении внутригородских районов (округов).
В некоторых регионах административно-территориальное устройство сближается с организацией местного самоуправления, в результате в качестве объектов административно-территориального устройства указываются поселения (просто поселения либо городские и сельские), внутрирайонные межселенные территории.
Административные округа Москвы делятся на районы и поселения. Поселения и некоторые районы, в свою очередь, делятся на объекты, определяемые как населённые пункты, которые, однако, не являются «городскими» и «сельскими», так как всё население Москвы официально определяется как городское.
В составе некоторых районов Севастополя выделяются городские и сельские населённые пункты.
Районы Санкт-Петербурга на населённые пункты и другие объекты административно-территориального устройства не членятся.
В ОКАТО третий уровень административно-территориального устройства образуют:
- внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
- города районного значения (подчинения), а также подчинённые городам республиканского, областного значения (подчинения);
- посёлки городского типа районного значения (подчинения), а также подчинённые городам республиканского, краевого, областного значения (подчинения) и посёлкам городского типа областного значения (подчинения);
- сельсоветы, сельские округа, волости и прочие сельские образования;
- сельские населённые пункты, в том числе областного значения (подчинения);
- районы и поселения Москвы, а также населённые пункты районов и поселений;
- населённые пункты в составе районов Севастополя;
- сельские населённые пункты краевого, областного значения (подчинения), находящиеся в ведении федеральных органов власти и управления (то есть часть ЗАТО).
Поселения как объекты административно-территориального устройства воспроизводятся не всегда, межселенные территории отсутствуют.
Актуальность и достоверность
Указанная иерархия не всегда достоверно отражает реальные особенности административно-территориального устройства.
Из очевидных условностей:
- отнесение на второй уровень автономных округов в составе областей;
- наоборот, отнесение на первый уровень федеральных территорий, несмотря на вхождение в состав регионов;
- разделение населённых пунктов, которые образуют ЗАТО, на городские и сельские, что приводит к воспроизведению некорректной информации об их устройстве.
По некоторым регионам Российской Федерации воспроизводится устаревшая информация об административно-территориальном устройстве:
- устаревшие названия;
- устаревший статус;
- населённые пункты, прекратившие существование.
Наибольшую трудность для корректного воспроизведения представляют собой объекты административно-территориального устройства с обозначениями, заимствованными из категорий муниципальных образований.
Роль
Несмотря на отделение органов местного самоуправления от объектов административно-территориального устройства, фактически муниципальные образования полностью стали этими объектами и вытеснили собственно административно-территориальные:
- органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями[2];
- органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории;
- по законодательству ряда регионов названия объектов административно-территориального устройства воспроизводят категории муниципальных образований (что иногда зафиксировано в государственном каталоге географических названий);
- на региональных сайтах субъектов (правительств, парламентов и так далее) в разделах, посвящённых административно-территориальному устройству, воспроизводятся муниципальные образования, на сайтах муниципальных образований в качестве административно-территориального устройства — разделение на населённые пункты, муниципальных районов — на сельские и городские поселения;
- проявляются иные формы подстройки административно-территориального устройства под организацию местного самоуправления;
- при проведении переписи 2020—2021 учитывались в основном муниципальные образования (в отличие от переписи 2010 года с параллельным учётом), в качестве исключений — административные округа Москвы, районы Санкт-Петербурга, внутригородские районы и округа городов республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
- в остальных публикациях Росстата в основном также крайне редко наблюдается использование традиционных объектов административно-территориального устройства;
- возможно осуществление географической привязки по муниципалитетам.
Традиционное административно-территориальное устройство сохраняется в основном в следующих сферах:
- в органах государственной власти;
- в почтовой службе.
Сохранилась практика упразднения, образования, преобразования населённых пунктов по традиционным объектам административно-территориального устройства (районам, городам, сельсоветам, сельским округам и подобным).
Если рассматривать объекты административно-территориального устройства не с точки зрения формальной терминологии, а по критерию организации власти, то административно-территориальными единицами (образованиями) являются:
- объекты с сильным участием государственной власти или с руководством, подотчётным органам государственной власти;
- объекты с руководством, подотчётным руководству муниципального образования.
К первому виду объектов относятся административные центры регионов, все образования с особым правовым режимом (ЗАТО, наукограды, административно-территориальные единицы с особым статусом, федеральные территории), административные округа, районы, в меньшей степени поселения Москвы, районы Санкт-Петербурга; ко второму — внутригородские районы (не наделённые статусом муниципального образования), округа, сельсоветы, поссоветы, сельские, поселковые округа или администрации городских округов — городов республиканского, краевого, областного значения (подчинения), которые являются фактически территориальными подразделениями. Районы, города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), районные сельсоветы, поссоветы, сельские, поселковые округа, по сути, являются объектами традиционной территориальной разметки.
Перспективы
С 16 декабря 2021 года на рассмотрении находится всесённый Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[6][7], с правками, касающимися административно-территориального устройства:
- административно-территориальное устройство — территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления с учётом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
- административно-территориальная единица — часть территории субъекта Российской Федерации, включающая в себя один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов и (или) иную территорию в установленных границах, образованная для осуществления функций государственного и муниципального управления, имеющая нормативно установленные статус и наименование;
- населённый пункт — территория постоянного или преимущественного проживания населения, имеющая необходимую для проживания инфраструктуру (жилищную, коммунальную, социальную, транспортную, производственную и др.), нормативно установленные границу и наименование;
- городской населённый пункт — населённый пункт, имеющий высокую концентрацию объектов непроизводственной инфраструктуры (органов административного управления, организаций образования, здравоохранения, культуры, быта, массовой физической культуры и спорта и др.), значительную протяжённость транспортных и инженерных коммуникаций. Законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться категории (виды) городов и посёлков в зависимости от численности населения, структуры и видов хозяйственной деятельности на их территории и иных факторов;
- город — городской населённый пункт, численность населения которого составляет, как правило, более 10 000 жителей, и статус которого как города установлен законом субъекта Российской Федерации. В отдельных случаях законом субъекта Российской Федерации статус города может быть присвоен населённому пункту с меньшей численностью населения (но не менее 7 000 жителей), если он имеет важное промышленное, социально-культурное и (или) историческое значение и имеет перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения;
- посёлок — городской населённый пункт, численность населения которого составляет, как правило, не менее 3 000 жителей, и статус которого как посёлка установлен законом субъекта Российской Федерации;
- сельский населённый пункт — населённый пункт, имеющий сельскохозяйственную или преимущественно сельскохозяйственную инфраструктуру, соответствующий ей социальный состав населения и структуру его занятости. Виды сельских населённых пунктов (сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов) определяются законом субъекта Российской Федерации с учётом исторических, географических, национальных и иных местных традиций.
Весной 2024 года Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению были проведены два мероприятия:
- 19 апреля 2024 года — научно-практический круглый стол на тему «Актуальные вопросы соотношения административно-территориального и муниципального деления субъектов Российской Федерации»[8],
- 30 мая 2024 года — парламентские слушания на тему «Вопросы правового регулирования организации населённых пунктов в Российской Федерации»[9].
Обсуждались вопросы соотношения административно-территориального деления и территориальных основ местного самоуправления, правовой типизации населённых пунктов (город, посёлок, сельский населённый пункт), правового конструирования муниципальных образований в соответствии с типом «базового» населённого пункта, а также конструирования городских и сельских агломераций, правового статуса и легального определения населённого пункта — «ядра» городской агломерации и опорного населённого пункта сельской агломерации, а также другие, связанные с этим, вопросы, Большое внимание было уделено моногородам, ЗАТО, городам с высоким уровнем научно-технологического потенциала (наукоградам), геостратегическим территориям, городским агломерациям, сельским территориям и сельским агломерациям и их опорным населённым пунктам; малым и средним городам, не входящим в городские и сельские агломерации[10][11].
Были сформулированы пределения административно-территориальной единицы и муниципального образования[12]:
- административно-территориальной единицей является населённая территория, очерченная границей, на которой (в пределах которой) осуществляется государственное или (и) муниципальное управление, образованная при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, но которая при этом не выступает публично-правовым образованием;
- муниципальное образование — это населённая территория, в границах которой населением осуществляется местное самоуправление, но при этом муниципальное образование является публично-правовым образованием, статусом которого она наделяется законом субъекта РФ.
Было рекомендовано установить на федеральном уровне общие принципы административно-территориального устройства, что позволит синхронизировать территориальные основы правового статуса субъектов РФ и муниципальных образований на основе унификации практики государственного и муниципального строительства, а также сформировать территориальную основу для укрепления единой системы публичной власти в Российской Федерации:
- определить понятийный аппарат (дать законодательные определения понятиям «административно-территориальное устройство», «административно-территориальная единица», «территориальная единица», «населённый пункт» и т. д.);
- определить виды административно-территориальных и территориальных единиц (районы (административные районы), города областного (краевого, республиканского) значения (подчинения), внутригородские районы городов областного (краевого, республиканского) значения, сельсоветы (сельские округа, волости), населённые пункты (города, посёлки, сёла, станицы, хутора, аулы, кишлаки и т. д.));
- закрепить квалифицирующие признаки (критерии) категоризации населённых пунктов в зависимости от экономических факторов, лежащих в основе деления на сельские населённые пункты и городские населённые пункты, а также позволяющие выделить посёлки, возможно, подразделив их на функциональные категории (курортные посёлки, рабочие посёлки, дачные посёлки, посёлки городского типа), города, возможно, также подразделив их на функциональные категории (города-заводы, города-курорты, города-форпосты, города с высоким научно-технологическим потенциалом (наукограды));
- определить порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных и территориальных единиц.
Обозначения административно-территориальная единица и административно-территориальное образование были определены как синонимы, а также разработана предварительная терминология:
- район — административно-территориальная единица, входящая в состав области и объединяющая в своих границах географически и экономически связанные между собой города, сельсоветы (поссоветы);
- города областного (краевого, республиканского и др.) подчинения (значения) — административно-территориальные единицы, устанавливаемые, как правило, конституцией (уставом) субъекта РФ и играющие важную роль в социально-экономической, культурной и политической жизни субъекта Федерации (например, города Грозный, Аргун и Гудермес в Чеченской Республике — часть 6 статьи 59 Конституции Чеченской Республики);
- административные округа (городские, поселковые и др.) — административно-территориальные единицы, создаваемые как в рамках субъекта Федерации непосредственно, так и в рамках крупных городских поселений для целей более эффективного управления территорией. Сельские округа включают в свой состав сёла, деревни, хутора и посёлки с прилегающими к ним территориями. В отдельных субъектах РФ административные округа могут быть образованы вместо ранее существовавших автономных округов (например, Усть-Ордынский Бурятский округ в составе Иркутской области (глава 3 Устава Иркутской области от 17 апреля 2009 г. № 1; статья 10 Закона Иркутской области от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области»);
- внутригородские административные районы (например, в городе областного значения Калининград (часть 1 статьи 8 Закона Калининградской области от 10 июня 2010 г. № 463 «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области»);
- населённые пункты (городские и сельские);
- другие административно-территориальные единицы.
Из других рекомендаций:
- установить законодательно понятия «городских агломераций» и «сельских агломераций», их виды, порядок организации, функционирования и управления данными агломерациями, признаки и место в системе административно-территориального устройства субъектов РФ и территориальной организации местного самоуправления, а также порядок и механизмы государственной поддержки развития таких агломераций;
- установить понятия «сельские территории», «сельские агломерации», «„точки роста“ на сельских территориях и агломерациях», «опорные населённые пункты»;
- сохранить поселения на уровне организации местного самоуправления;
- законодательно закрепить (с правом альтернативного выбора в соответствии с законом субъекта РФ и с учётом определенных критериев, прежде всего количества жителей населённых пунктов) уровень урбанизации и инфраструктурной достаточности территорий.
Города Санкт-Петербург и Севастополь делятся на внутригородские районы непосредственно, Москва на административные округа, округа на районы.
По регионам
Классификация объектов административно-территориального деления (устройства) по регионам (субъектам) Российской Федерации.
| № | регион | классификация объектов | заявлены, но не образованы |
|---|---|---|---|
| республики | |||
| 1 | Адыгея[13] | территории: * АТЕ — города респ. знач. (2), районы (7), пгт (3), с.н.п.; * респ. гор. округа (2) | АТЕ: города рн знач., дп, кп |
| 2 | Алтай[14][15] | АТЕ (Закон об АТУ): города (1), районы / аймаки (10), сельские поселения (91); АТО / АТЕ (Конституция): города (1), районы / аймаки (10), нп, находящиеся в составе районов (аймаков) | ЗАТО; пгт: дп, кп |
| 3 | Башкирия[16][17][18][19] | АТЕ: города респ. знач. (21), в т.ч. ЗАТО (1) и города в составе районов (12), районы в городе / городские районы (7), районы (54), в т.ч. составные АТЕ, приравненные по статусу к районам (12); поссоветы (2); сельсоветы (828); в справочнике на 1 января 2017 в качестве АТЕ учитываются и н.п. | АТЕ: города рн. знач.; дп, кп |
| 4 | Бурятия[20][21] | АТЕ: районы (21), города респ. знач. (2), сельсоветы (157), сомоны (83) адм. терр. — городские районы (3) н.п. — г.н.п. — города (6), пгт (12) — и с.н.п. Термин АТЕ для н.п. в официальных документах используется[22][23]. | |
| 5 | Дагестан[24][25][26] | АТЕ: респ. знач. — районы (41), города (10); участки (1), районы в городе (3), посёлки (18), сельсоветы (363), н.п. | |
| 6 | ДНР[27][28] | АТЕ: районы (18), города респ. знач. (12) ТО: внутригородские районы (9) ТЕ: н.п. | иные виды АТЕ |
| 7 | Ингушетия[29] | АТЕ: районы (4), города респ. знач. (5) АТО: адм. округа города респ. знач., с.н.п. | АТО: города рн. знач. |
| 8 | Кабардино-Балкария[30] | АТЕ: районы (10), города респ. знач. (3) | |
| 9 | Калмыкия[31][32] | АТЕ: районы (13); города респ. (1), рн. (2) знач., с.н.п. АТО с особым статусом (1) ТЕ: сельские администрации (111) | рп |
| 10 | Карачаево-Черкесия[33] | АТЕ: районы (10), города респ. знач. (2) г.н.п.: города (1), города рн. знач. (1); пгт: посёлки (4), кп (1), рп (2); с.н.п. | |
| 11 | Карелия[34][35][36] | АТЕ: районы (15), города респ. знач. (3) | |
| 12 | Коми[37] | АТЕ: * АТО — районы (12), города респ. знач. с подч. терр. (8); * адм. терр. — районы в городе (1), города респ. знач. с прилег. терр. (8), города рн. знач. с подч. терр. (8), пгт с подч. терр. (24), пст с подч. терр., село с подч. терр. межсел. терр. | |
| 13 | Крым[38][39] | АТЕ: районы (14), города респ. знач. с подч. терр. (11) ТЕ: г.н.п. — города, с.н.п, в т.ч. пгт | ТО: внутригородские районы |
| 14 | ЛНР[40][41] | АТЕ: районы (17), города респ. знач. (14) районы в городе (4) н.п. | |
| 15 | Марий Эл[42][43] | АТЕ: районы (14), города респ. знач. (3), города рн. знач. (1), пгт (15), сельские округа (105) | |
| 16 | Мордовия[44] | АТЕ: районы (13), города респ. знач. (3), районы в городе (3), города рн. знач. (4), рп (13), сельсоветы (307) | |
| 17 | Северная Осетия[45] | АТО: районы (8), города респ. подч. (1), города рн. подч. (5), сельские округа (97) внутригородские районы (4) | |
| 18 | Татарстан[46][47] | ТО: * АТЕ (АТО) — районы (43), города респ. знач. (14), районы в городе (7) н.п. | |
| 19 | Тува[48][49] | АТЕ: кожууны / мун. районы (17), города респ. знач. (2), города рн. знач. (3), пгт (1), сумоны (120) ТЕ: н.п. | |
| 20 | Удмуртия[50] | АТЕ: районы (25), города респ. знач. (5) адм. терр.: внутригородские / городские районы (5), сельсоветы (312), поссоветы (2) | пгт (рп, дп, кп) |
| 21 | Хакасия[51] | АТЕ: районы (8), города (5), поссоветы (4), в т.ч. 3 пгт, сельсоветы (83) | |
| 22 | Чечня[52][53] | АТЕ: районы (15), города респ. знач. (3) ТЕ: районы в городе (4), города (8), с.н.п. | |
| 23 | Чувашия[54] | АТЕ: районы (21), города респ. знач. (5), городские поселения (7), сельские поселения (284), города рн. знач. (4), с.н.п. | |
| 24 | Якутия[55] | Объекты АТУ: * АТЕ - районы /улусы (34), города респ. знач. (1), наслеги / сельские округа; * н.п. | |
| Края | |||
| 25 | Алтайский[56] | АТО: сельские районы (59), города кр. знач. (9), внутригородские районы (5), города рн. знач. (2), ЗАТО (1), поссоветы / пгт рн. знач. (4), сельсоветы, сельские (поселковые) администрации | |
| 26 | Забайкальский[57][58] | АТЕ: районы (31), АТЕ с особым статусом округ (1) Чита, внутригородские районы, ЗАТО Горный | |
| 27 | Камчатский[59] | АТЕ: районы (11), города кр. подч. (3), АТЕ с особым статусом округ (1), пгт (2, 1 рп), с.н.п. | города рн. подч., дп, кп |
| 28 | Краснодарский[60] | АТЕ (объекты АТУ): районы (4), поселковые округа (14), сельские округа (390), станичные округа (9), внутригородские округа (4), внутригородские районы (8), н.п. — города (26; 15 вне районов), пгт (14, 1 вне районов), с.н.п. | |
| Сириус | |||
| 29 | Красноярский[61][62] | АТЕ: районы края (41, в т.ч. 2 АТЕ с особым статусом), краевые города (13), районы в городах (10), районные города (8), пгт (19), сельсоветы (432), ЗАТО (3) ТЕ: гп (7), с.н.п. межселенные территории н.п., расположенные на территории ЗАТО | терр. со спец. статусом (спец. АТЕ), спец. адм. округа и зоны |
| 30 | Пермский[63] | АТЕ: адм. районы (33), города кр. знач. (14), АТЕ с особым статусом округ (1), ЗАТО (1), районы в городах (7), города рн. знач. (11), рп (26), с.н.п. | кп, дп |
| 31 | Приморский[64] | АТЕ: адм. районы (22), города кр. подч. (12, в т. ч. 1 ЗАТО), внутригородские районы (5) пгт (25), кп (1), с.н.п. | рп, дп |
| 32 | Ставропольский[65][66] | отождествление АТЕ и мун. обр. АТЕ: гор. округа (7), мун. округа (26) ТЕ: районы (26), г.н.п. (26) — города (19, в т.ч. 10 кр. знач., 4 курорта), внутригородские районы (3), 7 посёлков — и с.н.п. | пригородные посёлки |
| 33 | Хабаровский[67][68] | АТЕ: районы (17), внутригородские районы / районы в городах (5), н.п., в которых находятся органы государственного управления и (или) органы местного самоуправления ТЕ — часть территории, входящая в состав административно-территориальной единицы города кр. знач. (6), города рн. знач. (1), пгт / рп (17), с.н.п. | |
| Области | |||
| 34 | Амурская[69][70] | отождествление АТЕ и мун. обр. АТЕ: мун. обр., н.п., не являющиеся мун. обр. * мун. обр. — мун. районы (5), мун. округа (15), гор. округа (9, в том числе 7 городов, 1 рп / пгт 1, ЗАТО 1), городские поселения — рп / пгт (3), сельские поселения — сельсоветы (57); * н.п. межселенные территории | гор. округа с вгд, внутригородские районы |
| 35 | Архангельская[71] | АТЕ: районы (21), города обл. знач. (7, в т.ч. 1 ЗАТО), терр. округа городов обл. знач. (9), города рн. знач. (6), пгт / рп с подч. терр. (12), остр. терр. (2), г.н.п., с.н.п. временные виды АТЕ — сельсоветы (239) | |
| 36 | Астраханская[72] | АТЕ: районы (11), города обл. знач. (1), внутригородские районы (4), ЗАТО (1), города рн. знач. (11), пгт / рп (14), сельсоветы (107), н.п. | |
| 37 | Белгородская[73][74] | Объекты АТУ: АТЕ области, статус н.п.; АТЕ мун. обр., границы н.п. АТЕ области: районы (21), города обл. знач. (6) АТЕ мун. обр.: мун. округа (290) | АТЕ мун. обр.: адм. округа, сельские округа |
| 38 | Брянская[75][76] | ТО: АТЕ, н.п. АТЕ: районы (27), города обл. знач. (4), городские районы (4), адм. округа городские (16, в т.ч. в составе области 6), поселковые (15), сельские (193) | |
| 39 | Владимирская[77][78] | АТО: районы / районные АТО (16), города (4), ЗАТО (1) АТЕ: районы в городах (4), г.н.п., с.н.п. | |
| 40 | Волгоградская[79][80] | АТЕ: районы (33), города обл. знач. / подч. (6) районы города обл. подч. (8), города рн. знач. / подч. (13, 5 горсоветов), рп / пгт (17, 9 поссоветов), сельсоветы (449), с.н.п. | кп |
| 41 | Вологодская[81][82] | АТЕ: районы (26), города обл. знач. (4), города рн. знач. (11), пгт / рп (8), поссоветы (3), сельсоветы (368), с.н.п. | кп, дп |
| 42 | Воронежская[83] | отождествление АТЕ и мун. обр. АТЕ: мун. районы / районы (31), гор. округа (3), городские поселения (28), сельские поселения (414) ТЕ: города (15), пгт (17, в т.ч. 13 рп), с.н.п. внутригородские районы (6) | |
| 43 | Запорожская[84][85] | АТЕ: районы (13), города обл. знач. (3), н.п. | |
| 44 | Ивановская[86] | АТЕ: районы (21), районы города (4), г.н.п. — города (17, в т.ч. 6 вне районов), посёлки (13) — и с.н.п. | |
| 45 | Иркутская[87][88][89] | АТО (АТЕ): районы области (33), города и иные г.н.п. — города (22, вне районов 9), районы в городах (8), рп / пгт (43) — с.н.п., округ (1) | |
| 46 | Калининградская[90][91] | Объекты АТД: * 1 уровень — область; * 2 уровень — адм. районы (13), города обл. знач. (8), пгт обл. знач. (1); * 3 уровень — внутригородские адм. районы (3); * н.п. | рп, кп, дп |
| 47 | Калужская[92][93][94][95] | АТЕ: районы (24), г.н.п. — города (22, в составе области 2), посёлки (6) — и с.н.п. | |
| 48 | Кемеровская[96] | АТЕ: адм. районы (19), города обл. подч. (19), города рн. подч. (1), пгт обл. подч. (1), пгт (17), внутригородские районы городов обл. подч. (14), сельские территории (154) с.н.п. | |
| 49 | Кировская[97][98] | АТЕ: районы (39), города (5), ЗАТО (1), сельские округа (208) города (13), пгт (40), с.н.п. | |
| 50 | Костромская[99][100] | АТЕ: районы (24), поселения (118) ТЕ: города обл. знач. (8), рн. знач. (4), гп / пгт (7), с.н.п. | |
| 51 | Курганская[101] | АТО: * АТЕ — районы (24), города обл. подч. (2); * ТЕ: города (7), рп / пгт (6), с.н.п. | |
| 52 | Курская[102][103][104] | АТЕ: районы (28), сельсоветы (480) н.п. — города обл. знач. (5), города рн. знач. (5), пгт / рп (22), с.н.п. АТО: районы, сельсоветы, г.н.п., с.н.п. | |
| 53 | Ленинградская[105] | отождествление АТЕ и мун. обр. АТЕ: гор. округа (1), мун. округа (1), мун. районы (16), городские поселения (67), сельские поселения (114) города (36), гп / пгт (36), с.н.п. | АТЕ: адм. районы, адм. округа |
| 54 | Липецкая[106] | АТЕ: районы (13), округа (5), города обл. подч. (2), города рн. подч. (6), сельсоветы (202) | |
| 55 | Магаданская[107][108] | АТЕ: районы (8), города обл. знач. (1), города рн. знач. (1), г.н.п. — пгт / рп (23), с.н.п. | |
| 56 | Московская[109][110] | АТЕ: города обл. подч. (49, в том числе с адм. терр. 39), пгт / рп обл. подч. с адм. терр. (3), ЗАТО (5) ТЕ: адм. терр.; г.н.п., с.н.п., адм. подч. | |
| 57 | Мурманская[111][112] | АТЕ: районы (6), города (1), города с подв. терр. (5), ЗАТО (5) адм. округа (3) | терр. округа |
| 58 | Нижегородская[113][114] | АТО / объекты АТУ: районы области (39), города обл. знач. (13, в т.ч. 1 ЗАТО), внутригородские районы городов обл. знач. (8), города рн. знач. (15), рп (48), кп (1), сельсоветы (334) | АТО: гор. округа, города окр. знач., внутригородские районы городов окр. знач. н.п. 50 рп |
| 59 | Новгородская[115][116] | АТЕ: районы / адм. районы (21), поселения (113) города обл. знач. (3), рн. знач. (7), пгт / рп (11), с.н.п. | кп, дп |
| 60 | Новосибирская[117][118][119] | отождествление АТЕ и мун. обр. АТЕ: районы в области (30), города обл. (4) и рн. знач. (7), иные н.п., в т.ч. 17 рп Система АТУ: районы области, н.п., мун. обр. — гор. округа (5), мун. округа (3), мун. районы (27), гор. поселения (23), сельские поселения / сельсоветы (386) внутригородские территориальные единицы — районы (10) | |
| 61 | Омская[120] | ТО: * АТО — районы области (32), города обл. знач. / подч. (6); * сельские округа (365); * н.п. — в т.ч. 20 рп, 1 дп адм. округа / городские адм. районы (5) | |
| 62 | Оренбургская[121] | АТЕ: районы (35), города (12), ЗАТО (1), сельсоветы (534), поссоветы (21), с.н.п. | |
| 63 | Орловская[122] | АТЕ: районы (24), города обл. знач. / подч. (3), сельсоветы (223) ТЕ: города рн. знач. / подч. (4), пгт (13), с.н.п. | |
| 64 | Пензенская[123][124] | АТО (АТЕ): районы / сельские районы (27), города обл. знач. (3, в т.ч. 1 ЗАТО), районы в городе (4), города рн. знач. (8), рп / пгт (16), сельсоветы (264) с.н.п. | |
| 65 | Псковская[125] | АТЕ: районы (24), города (2) городские поселения (11), сельские поселения (48) межселенные территории (1) | |
| 66 | Ростовская[126][127] | отождествление АТО / АТЕ и мун. обр. АТО: районы / мун. районы (43), города / гор. округа (12) АТЕ: городские поселения (17), сельские поселения (391) районы в городе (4) н.п. | |
| 67 | Рязанская[128][129] | АТЕ: районы (25), города обл. знач. (4), районы города (4), сельские округа (232) города рн. знач. (8), рп / пгт (21), с.н.п. | дп, кп |
| 68 | Самарская[130] | АТЕ: районы (27), города обл. знач. (10) внутригородские районы (9), города рн. знач. (1), пгт (14), волости (259), округа (30), сельские администрации (2), с.н.п. | |
| 69 | Саратовская[131][132] | АТЕ: районы (37), города обл. знач. (1), городские районы (6), адм. районы (1), адм. округа (2), ЗАТО (1), города / рн. знач. (16), рп / пгт (25), с.н.п. | |
| 70 | Сахалинская[133][134] | АТЕ: районы (17), города обл. знач. (1), города рн. знач. (1), рп / пгт (1), сельские округа (1) ТЕ: города (12), рп / пгт (5), с.н.п. | |
| 71 | Свердловская[135] | АТЕ: районы (30), города (25), ЗАТО (4), районы городов (13) города (47), пгт (27) | |
| 72 | Смоленская[136] | АТЕ: районы (25), города (15, в т.ч. 2 вне районов), пгт (10, в т.ч. 7 рп, 1 кп), с.н.п. | |
| 73 | Тамбовская[137] | АТО: округа (23), города / обл. знач. (7, в том числе 1 с подч. терр.) ТЕ: города обл. (7) и окр. (1) знач., рп / пгт (12); внутритерриториальные единицы: внутригородские образования — внутригородские районы (3), с.н.п. | кп, дп |
| 74 | Тверская[138][139][140] | отождествление АТЕ и мун. обр. АТЕ: округа (39, в т. ч. 2 ЗАТО, 6 гор., 31 мун.), районы (1), сельские поселения (14) ТЕ: н.п. — города обл. (2), окр. (21) знач., пгт (28), снп | |
| 75 | Томская[141][142] | АТЕ: районы (16), города обл. подч. (4, в т. ч. 1 ЗАТО), города рн. подч. (2), рп / пгт (1), с.н.п. ТЕ: районы в городе / городские районы (4) | |
| 76 | Тульская[143] | АТЕ: районы (23), города обл. подч. (2), районы в городе (5), города рн. подч. (17), пгт / рп (11), сельские округа (232), сельские администрации (74), сельские территории (36), волости (8), с.н.п. | |
| 77 | Тюменская[144] | АТО (самостоятельные единицы АТУ): районы (22), города (5), сельские округа (273) н.п. (пгт / рп городские или сельские) | кп |
| 78 | Ульяновская[145] | АТЕ: адм. районы (21), города обл. знач. (3), внутригородские районы (4), города рн. знач. (4), поселковые округа (28), сельские округа (112) н.п., не являющиеся АТЕ: рп / пгт (29), с.н.п. | кп |
| 79 | Херсонская[146] | АТЕ: районы (22), города обл. знач. (2), адм. подч. — города (8), пгт (31), с.н.п. | |
| 80 | Челябинская[147][148] | округа (4), города (30; 15 вне районов, в т. ч. 3 ЗАТО) города с терр. районом (4), районы (19), пгт / рп (13, в т.ч. 1 рп), сельсоветы (242) н.п. | |
| 81 | Ярославская[149][150] | ТЕ: * АТЕ — районы (17), города обл. знач. (6), городские районы (6), города рн. знач. (5), пгт / рп (11), сельские округа (227) * с.н.п. | кп, дп |
| Города фед. знач. | |||
| 82 | Москва[151] | ТЕ: адм. округа (12), районы (132) | |
| 83 | Санкт-Петербург[152] | ТЕ: АТЕ — районы (18); внутригородские муниципальные образования (111) | территории со спец. статусом |
| 84 | Севастополь[153] | АТЕ (объекты АТУ) — районы (4). ТЕ — н.п.: г.н.п. (5) — города (3), посёлки (2) — и с.н.п. | |
| Автономная область | |||
| 85 | Еврейская[154] | АТЕ: районы (5), города обл. знач. (1). ТЕ: н.п.: г.н.п. — города (2), посёлки (11) — и с.н.п. | |
| Автономные округа | |||
| 86 | Ненецкий[155] | АТЕ: районы авт. округа (1), города окр. знач. (1), пгт рн. знач. / рп (1), сельсоветы (17), с.н.п. | |
| 87 | Ханты-Мансийский[156] | ТО: * АТЕ — районы (9), города окр. знач. (14); * н.п. — г.н.п. — города (2), пгт (24) — и с.н.п. | |
| 88 | Чукотский[157][158] | АТО: районы (6), города окр. знач. (1). ТО — н.п.: города (2), пгт / рп (5); пст / сёла; иные. | ЗАТО |
| 89 | Ямало-Ненецкий[159] | ТО: * АТЕ — районы (7), города окр. знач. (7); * н.п. — г.н.п. — города (1), пгт (4) — и с.н.п. |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Конституция Российской Федерации
- ↑ 2,0 2,1 Конституция Российской Федерации (kremlin.ru)
- ↑ Федеральный закон 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (cntd.ru)
- ↑ Федеральный закон 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (pravo.gov.ru)
- ↑ Федеральный закон от 27 октября 2008 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О наименованиях географических объектов“»
- ↑ Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ 19 апреля т.г. проведен научно-практический «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы соотношения административно-территориального и муниципального деления субъектов Российской Федерации»
- ↑ 30 мая 2024 года Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению провел парламентские слушания на тему: «Вопросы правового регулирования организации населенных пунктов в Российской Федерации»
- ↑ 19 апреля 2024 г. проведен научно-практический «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы соотношения административно-территориального и муниципального деления субъектов Российской Федерации»
- ↑ 30 мая 2024 года Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению провёл парламентские слушания на тему: «Вопросы правового регулирования организации населенных пунктов в Российской Федерации»
- ↑ Рекомендации «круглого стола»
- ↑ Закон Республики Адыгея от 5 мая 2000 года № 171 «Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея»
- ↑ Закон Республики Алтай «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай»
- ↑ |Конституция Республики Алтай (Основной Закон)
- ↑ Закон Республики Башкортостан от 20 апреля 2005 года № 178-з «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан»
- ↑ Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года № 391 «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и населённых пунктов Республики Башкортостан»
- ↑ Конституция Республики Башкортостан
- ↑ Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан на 1 января 2017 года : Справочник / Правительство Республики Башкортостан. — Уфа: ГУП РБ БИ «Китап» им. Зайнаб Биишевой, 2017. — 472 с. — ISBN 978-5-295-06668-9.
- ↑ Закон Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года № 2433-III «Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия»
- ↑ Постановление Правительства Республики Бурятия «О Реестре административно-территориальных единиц и населённых пунктов Республики Бурятия»
- ↑ Постановление Правительства Республики Бурятия от 30.10.2023 № 652 «О даче заключения Правительства Республики Бурятия по вопросу упразднения поселка при станции Загустай, входящего в состав муниципального образования городское поселение „Город Гусиноозерск“, и его присоединения к территории города Гусиноозерск Селенгинского района Республики Бурятия»
- ↑ Постановление Правительства Республики Бурятия от 04.03.2024 № 113 «О даче заключения Правительства Республики Бурятия по вопросу упразднения населенного пункта поселок Заозерный, входящего в состав муниципального образования городское поселение „Город Гусиноозерск“, и его присоединения к территории города Гусиноозерск Селенгинского района Республики Бурятия»
- ↑ Закон Республики Дагестан от 10 апреля 2002 года № 16 «Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан»
- ↑ Приказ Министерства юстиции Республики Дагестан от 14.06.2023 № 118-ОД «Об утверждении единого реестра административно-территориальных единиц Республики Дагестан» (Минюст)
- ↑ Конституция Республики Дагестан
- ↑ Закон от 6 апреля 2023 года № 437-IIHC «Об административно-территориальном устройстве Донецкой Народной Республики»
- ↑ Конституция Донецкой Народной Республики
- ↑ [ttp://docs.cntd.ru/document/720705885 Конституция Республики Ингушетия]
- ↑ Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года № 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»
- ↑ Закон Республики Калмыкия от 6 ноября 2001 года № 138-II-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Калмыкия»
- ↑ Указ Президента Республики Калмыкия от 26 декабря 2001 года № 235 «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц Республики Калмыкия»
- ↑ Закон Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2004 года № 84-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики»
- ↑ Закон Республики Карелия от 29 апреля 2005 года № 871-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия»
- ↑ Реестр административно-территориального устройства Республики Карелия
- ↑ Республика Карелия. Административно-территориальное устройство
- ↑ Зако Республики Коми от 6 марта 2006 года № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми»
- ↑ Закон Республики Крым от 6 июня 2014 года № 18-ЗРК
- ↑ Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29 января 2020 года № 246 «Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым»
- ↑ Закон ЛНР от 14.03.2023 № 427-III «Об административно-территориальном устройстве Луганской Народной Республики»
- ↑ Закон ЛНР от 14.03.2023 № 428-III «Об образовании на территории Луганской Народной Республики городских округов и муниципальных округов, установлении их границ»
- ↑ Конституция Республики Марий Эл
- ↑ Постановление Правительства Республики Марий Эл от 18 января 2008 года № 9 «О Реестре административно-территориального устройства Республики Марий Эл»
- ↑ Закон Республики Мордовия от 23 марта 1998 года № 7-З «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Мордовия»
- ↑ Закон Республики Северная Осетия — Алания от 9 июля 2007 года № 34-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Северная Осетия-Алания»
- ↑ Закон Республики Татарстан от 7 декабря 2005 года № 116-ЗРТ «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан»
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц и населённых пунктов в Республике Татарстан
- ↑ Конституционный закон Республики Тыва от 12 декабря 2011 года № 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва»
- ↑ Постановление Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва от 19 июня 2019 года № 2301 ПВХ-2 «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Тыва»
- ↑ Закон Удмуртской Республики от 19 октября 2006 года № 46-РЗ
- ↑ Закон Республики Хакасия от 5 мая 2004 года № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия»
- ↑ Закон Чеченской Республики от 11 декабря 2018 года № 62-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Чеченской Республики»
- ↑ Указ Главы Чеченской Республики от 3 декабря 2019 года № 168 «Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Чеченской Республики»
- ↑ Закон Чувашской Республики от 19 декабря 1997 года № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики»
- ↑ Закон Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 года № З N 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)»
- ↑ Закон Алтайского края от 1 марта 2008 года № 28-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края»
- ↑ Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 320-ЗЗК «Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края»
- ↑ Административно-территориальное устройство Забайкальского края
- ↑ Закон Камчатского края от 29 апреля 2008 года № 46 «Об административно-территориальном устройстве Камчатского края»
- ↑ Закон Краснодарского края от 2 июля 2009 года № 1765-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения»
- ↑ Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4763 «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края»
- ↑ Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4765 «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края»
- ↑ Закон Пермской области от 28 февраля 1996 года № 416-67 «Об административно-территориальном устройстве Пермского края»
- ↑ Закон Приморского края от 14 ноября 2001 года № 161-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Приморского края»
- ↑ Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 года № 9-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»
- ↑ Постановление Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года № 63-п «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Ставропольского края»
- ↑ Закон Хабаровского края от 28 марта 2007 года № 109 «Об административно-территориальном устройстве Хабаровского края»
- ↑ Постановление Правительства Хабаровского края от 18 июля 2007 года № 143-пр «Об утверждении реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края»
- ↑ Закон Амурской области от 23 декабря 2005 года № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области»
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц Амурской области
- ↑ Закон Архангельской области от 23 сентября 2009 года № 65-5-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области»
- ↑ Закон Астраханской области от 4 октября 2006 года № 67/2006-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Астраханской области»
- ↑ Закон Белгородской области от 15 декабря 2008 года № 248 «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области»
- ↑ Постановление Белгородской областной Думы от 8 ноября 2007 года № П/21-21-4 «О перечнях населённых пунктов Белгородской области»
- ↑ Закон Брянской области от 5 июня 1997 года № 13-З «Об административно-территориальном устройстве Брянской области»
- ↑ Постановление Правительства Брянской области от 31 июля 2023 года № 347-п «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц, городских административных округов, поселковых административных округов, сельских административных округов, населенных пунктов Брянской области»
- ↑ Закон Владимирской области от 10 декабря 2001 года № 130-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Владимирской области и порядке его изменения»
- ↑ Постановление Губернатора Владимирской области от 13 июня 2007 года № 433 «О Реестре административно-территориальных образований и единиц Владимирской области»
- ↑ Закон Волгоградской области от 7 октября 1997 года № 139-ОД «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области»
- ↑ Приказ Комитета по делам территориальных образований Волгоградской области от 19 сентября 2016 года № 19 «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Волгоградской области»
- ↑ Закон Вологодской области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области»
- ↑ Постановление Правительства Вологодской области от 1 марта 2010 года № 178 «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц Вологодской области»
- ↑ Закон Воронежской области от 27 октября 2006 года № 87-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения»
- ↑ Указ врио Губернатора Запорожской области от 3.03.2023 № 21-у «Об административно-территориальном устройстве Запорожской области»
- ↑ Указ врио Губернатора Запорожской области от 3.03.2023 № 20-у «О статусе и границах муниципальных образований Запорожской области»
- ↑ Закон Ивановской области от 14 декабря 2010 года № 145-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ивановской области»
- ↑ Закон Иркутской области от 21 июня 2010 года № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области»
- ↑ Устав Иркутской области
- ↑ Реестр административно-территориальных образований Иркутской области
- ↑ Закон Калининградской области от 10 июня 2010 года № 463 «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области»
- ↑ Постановление Правительства Калининградской области от 30 августа 2011 года № 640 «Об утверждении реестра объектов административно-территориального деления Калининградской области»
- ↑ Закон Калужской области от 5 июля 2006 года № 229-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Калужской области»
- ↑ Административно-территориальное устройство Калужской области (КО)
- ↑ Устав Калужской области
- ↑ Закон Калужской области от 30 сентября 2010 года № 51-ОЗ «Об отнесении населённых пунктов, расположенных на территории Калужской области, к категории городских и сельских населённых пунктов»
- ↑ Закон Кемеровской области — Кузбасса от 27 декабря 2007 года № 215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области»
- ↑ Закон Кировской области от 2 декабря 2005 года № 387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области»
- ↑ Закон Кировской области от 4 декабря 2007 года № 203-ЗО «О Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области»
- ↑ Закон Костромской области от 9 февраля 2007 года № 112-4-ЗКО «Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
- ↑ Реестр населённых пунктов Костромской области
- ↑ Закон Курганской области от 27 декабря 2007 года № 316 «Об административно-территориальном устройстве Курганской области»
- ↑ Устав Курской области
- ↑ Закон Курской области от 5 декабря 2005 года № 80-ЗКО «Об административно-территориальном устройстве Курской области»
- ↑ Постановление Губернатора Курской области от 6 ноября 2008 года «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и населённых пунктов Курской области»
- ↑ Закон Ленинградской области от 15 июня 2010 года № 32-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Магаданской области от 9 июня 2010 года № 1292-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Магаданской области»
- ↑ Постановление Администрации Магаданской области от 11 апреля 2013 года № 305-па «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц Магаданской области»
- ↑ Закон Московской области от 31 января 2013 года № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области»
- ↑ Постановление Губернатора Московской области от 15 июля 2020 года № 329-ПГ «Об Учётных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области»
- ↑ Закон Мурманской области от 6 января 1998 года № 96-01-ЗМО «Об административно-территориальном устройстве Мурманской области»
- ↑ Административно-территориальное устройство Мурманской области
- ↑ Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 184-З «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области»
- ↑ Приказ государственно-правового департамента Нижегородской области от 19.01.2024 № 3-од «Об утверждении Реестра административно-территориальных образований, городских и сельских населённых пунктов Нижегородской области»
- ↑ Закон Новгородской области от 11 ноября 2005 года № 559-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»
- ↑ Постановление Администрации Новгородской области от 8 апреля 2008 года № 121 «О Реестре административно-территориального устройства области»
- ↑ Закон Новосибирской области от 16 марта 2006 года № 4-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области»
- ↑ Устав Новосибирской области
- ↑ Закон Новосибирской области от 2 июня 2004 года № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области»
- ↑ Закон Омской области от 15 октября 2003 года № 467-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Оренбургской области от 11 июля 2007 года № 1370/276-IV-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Оренбургской области»
- ↑ Закон Орловской области от 25 декабря 2013 года № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области»
- ↑ Закон Пензенской области от 9 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
- ↑ Реестр административно-территориального устройства Пензенской области
- ↑ Закон Псковской области от 5 февраля 2009 года № 833-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Псковской области»
- ↑ Закон Ростовской области от 25 июля 2005 года № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области»
- ↑ Устав Ростовской области
- ↑ Закон Рязанской области от 12 сентября 2007 года № 128-оз «Об административно-территориальном устройстве Рязанской области»
- ↑ Постановление Министерства по делам территорий и информационной политике Рязанской области от 6 сентября 2023 года № 7 «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и населённых пунктов Рязанской области»
- ↑ Устав Самарской области
- ↑ Закон Саратовской области от 3 апреля 2000 года № 21-ЗСО «Об административно-территориальном устройстве Саратовской области»
- ↑ Постановление Правительства Саратовской области от 29 октября 2015 года № 545-П «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
- ↑ Закон Сахалинской области от 23 марта 2011 года № 25-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области»
- ↑ Постановление Правительства Сахалинской области от 15 августа 2019 года № 359 «Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области»
- ↑ Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 34-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области»
- ↑ Закон Смоленской области от 19 декабря 2019 года № 139-з «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области»
- ↑ Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года № 72-з «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области»
- ↑ Закон Тверской области от 17 апреля 2006 года № 34-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Тверской области»
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц и территориальных единиц Тверской области
- ↑ Устав Тверской области
- ↑ Закон Томской области от 22 декабря 2009 года № 271-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Томской области»
- ↑ Томская область. Административное деление
- ↑ Закон Тульской области от 27 декабря 2007 года № 954-ЗТО «Об административно-территориальном устройстве Тульской области»
- ↑ Закон Тюменской области от 4 ноября 1996 года № 53 «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области»
- ↑ Закон Ульяновской области от 3 октября 2006 года № 126-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области»
- ↑ Указ временно исполняющего обязанности губернатора Херсонской области № 52/1-у от 27 марта 2023 года «Об административно-территориальном устройстве Херсонской области»
- ↑ Закон Челябинской области от 26 октября 2006 года № 66-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области»
- ↑ Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25 мая 2006 года № 161 «Об утверждении перечня муниципальных образований (административно-территориальных единиц) Челябинской области и населённых пунктов, входящих в их состав»
- ↑ Закон Ярославской области от 7 февраля 2002 года № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Ярославской области от 21 декабря 2004 года № 65-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области»
- ↑ Закон города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 «О территориальном делении города Москвы»
- ↑ Закон Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 года № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга»
- ↑ Закон города Севастополя от 3 июня 2014 года № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя»
- ↑ Закон Еврейской автономной области от 20 июля 2011 года № 982-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области»
- ↑ Закон Ненецкого автономного округа от 24 февраля 2005 года № 557-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ненецкого автономного округа»
- ↑ Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и порядке его изменения»
- ↑ Закон Чукотского автономного округа от 30 июня 1998 года № 33-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Чукотского автономного округа»
- ↑ Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа «Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных образований Чукотского автономного округа»
- ↑ Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 года № 42-ЗАО «Об административно-территориальном устройстве Ямало-Ненецкого автономного округа»