Танковое — Оборонное (автодорога)
Автодорога | |
Танковое — Оборонное | |
---|---|
67К-5 35К-010 | |
Основная информация | |
Страны | Россия |
Регион | Республика Крым |
Длина | 23,0 |
Начало | Танковое |
Через | Терновка |
Конец | Оборонное |
Дорожное покрытие | асфальт |
Автодорога Танковое — Оборонное — автомобильная дорога в Крыму, проходит по территории Бахчисарайского района Крыма и Балаклавского района Севастополя. Имеет статус автомобильной дороги регионального значения и обозначения 35К-010[1] (в Республике Крым) и 67К-5[2] (в Севастополе). Общая протяжённость дороги — 23,0 км.
Начинается в селе Танковом, Бахчисарайского района, ответвляясь на 6-м километре от автодороги 35К-020 Бахчисарай — Ялта (автодорога). Проходит по Каралезской долине, затем, через первал Текиль-Таш (Стоячий Камень)[3], спускается в Ай-Тодорскую, пересекает реки Бельбек и Чёрную и заканчивается на 5-м километре автодороги Севастополь — Ялта у села Оборонного.
История
Путь из бельбекской долины в чернореченскую и к Балаклаве существовал с древнейших времён, в средние века соединяя столицу княжества Феодоро Мангуп (в эпоху Крымского ханства — Бахчисарай) с южными районами. В труде Петра Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства» есть замечание
Дорога, ведущая из Ай-Тодорской долины на Манкуп, доступна и для татарских арб.
Изначально это были горные просёлки, не имеющие магистрального значения и соединяющие соседние сёла: только участок Оборонное — Терновка совпадал с современном шоссе[4]. Далее дорога разветвлялась — межселенный просёлок шёл на восток, по долине Айтодорки к одноимённому селению, далее, через водораздел с Ураус-Дереси пролегал на большую деревню Адым-Чокрак, выходя мимо Мангупа на Каралез. Основной путь, более короткий, уходил на запад, мимо пещерного монастыря Чилтер-Мармара по Кара-кобинской долине и, далее, опять же через водораздел с Ураус-Дереси, выходил в село Черкез-Кермен и на Каралез[4]. Шарль Монтандон в своём «Путеводителе путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами…» 1833 года писал, что дорога от Чоргуня, «…не столь хорошая и пригодная в основном для небольших экипажей, идет через Шули и Каралез»[5]. Эти два пути, со всеми лежащими на ней деревнями, описаны в«Списке населённых мест Таврической губернии по состоянию на 1864 год» записан, как просёлочные дороги из г. Бахчисарая в Ялтинский уезд[6]. В путеводителе 1911 года Григория Москвича дорога описана, как, в общем, совпадающая с современной
…новая шоссейная дорога из Бахчисарая в Балаклаву. Она начинается в нескольких верстах от Бахчисарая по дороге на Севастополь и идёт правее деревни Ташбасты через Юхары-Каралез и далее — через дер. Шули, Чоргунь (Карловка) и, мимо Итальянского кладбища…[7]
Такой вид дорога имела, как миинимум, до времени Великой Отечественной войны[8]. Время постройки современного спрямлённого асфальтированного шоссе пока не установлено — на карте 1985 года покрытие ещё щебёночное[9].
В литературе впервые упоминается во время Крымской войны 1853—1856 годов — в связи с Битвой у Трактирного моста[10], описана также Сергеевым-Ценским в Севастопольской страде[11]. Строительство современного шоссе и моста через реку Чёрную было начато в 1926 году и закончено в 1929[12].
Достопримечательности
Дорога, как никакая другая, богата историческими и природными памятниками. У села Красный Мак — памятник природы регионального значения Каралезские сфинксы (Узун-Тарла), далее пещерный город Мангуп, за Айтодорским перевалом — пещерные монастыри Шулдан и Челтер. В селе Черноречье Чоргунская башня, памятник Чернореченскому сражению, далее — Федюхины высоты и гора Гасфорта с итальянским кладбищем времён Крымской войны.
Примечания
- ↑ Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования… Республики Крым. (недоступная ссылка). Правительство Республики Крым (11 марта 2015). Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 27 января 2018 года.
- ↑ Постановление Правительства Севастополя от 30.04.2015 N 347-ПП«Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя» . Правительство Севастополя. Дата обращения: 25 апреля 2020. Архивировано 19 мая 2021 года.
- ↑ Белянский, И. Л. По ничейным землям таврическим // Известия Крымского республиканского краеведческого музея : научно-популярный журнал. — 1993. — № 4. — С. 51—55. Архивировано 14 сентября 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 Топографическая карта полуострова Крым. Военно-топографическое депо. . ЭтоМесто.ru (1842). Дата обращения: 19 июля 2018.
- ↑ Монтандон, Шарль Генри. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым = Guide du voyageur en Crimée Odessa. — Киев: Стилос, 2011. — С. 167. — 413 с. — ISBN 978-966-193-057-4. Архивная копия от 8 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г / М. Раевский (составитель). — Санкт-Петербург: Типография Карла Вульфа, 1865. — Т. XLI. — С. 44. — (Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел).
- ↑ Григорий Москвич. Бахчисарай — Ялта // Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. — 22. — Санкт-Петербург: редакция "Путеводителей", 1911. — С. 136. — 288 с. — (Путеводители). Архивная копия от 28 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Крым на двухкилометровке РККА. . ЭтоМесто.ru (1942). Дата обращения: 19 июля 2018.
- ↑ L-36 карты СССР. Одесса, Симферополь, Севастополь, Херсон, Николаев. . ЭтоМесто.ru (1985). Дата обращения: 22 января 2021.
- ↑ EdwART. ТРАКТИРНЫЙ МОСТ, историческое название местности // Топонимический словарь Севастополя . — 2011.
- ↑ Сергеев-Ценский С. Н. — Севастопольская страда — страница 532 Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Хронология исторической летописи Балаклавы (недоступная ссылка). Иванов Валерий Борисович. Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано 25 июля 2013 года.
Ссылки
- Симферополь Севастополь Ялта: карта автодороги.
- Лист карты L-36-128 Севастополь. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1984 год. Издание 1989 г.
- Лист карты L-36-128 Севастополь. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1984 год. Издание 1989 г.
- Пещерные города Крыма