Аварийная посадка A321 под Жуковским

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 178 Уральских авиалиний
Чудо в кукурузе
Последствия аварииПоследствия аварии
Общие сведения
Дата 15 августа 2019 года
Время 06:15 MSK
Характер Столкновение с птицами,
аварийная посадка
Причина Столкновение со стаей чаек, отказ обоих двигателей
Место Россия в 4 км от ВПП аэропорта Жуковский, Москва (Россия)
Координаты 55°30′37″ с. ш. 38°15′12″ в. д.HGЯO
Погибшие 0
Раненые 74
Воздушное судно
Пострадавший самолёт за 9 дней до аварииПострадавший самолёт за 9 дней до аварии
Модель Airbus A321-211
Авиакомпания Россия Уральские авиалинии
Принадлежность Ирландия Royal Flight Limited
Пункт вылета Россия Жуковский, Москва (Россия)
Пункт назначения Россия Симферополь (Россия/Украина)
Рейс U6 178
Бортовой номер Бермудские Острова VQ-BOZ
Дата выпуска 16 декабря 2003 года (первый полёт)
Пассажиры 226
Экипаж 7

Аварийная посадка A321 под Жуковским (также известная как Чудо в кукурузе и Кукурузная посадка) — авиационная авария, произошедшая рано утром в четверг 15 августа 2019 года. Авиалайнер Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» выполнял плановый рейс U6 178 по маршруту МоскваСимферополь, но вскоре после вылета из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек, и у него отказали оба двигателя. Экипаж сумел благополучно посадить самолёт на кукурузное поле. Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести[1].

Самолёт

Airbus A321-211 (серийный номер 2117)[2] был выпущен в 2003 году, первый полёт совершил 16 декабря под тестовым бортовым номером D-AVZB. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56-5B3/P. Изначальным заказчиком была авиакомпания MyTravel Airways (он уже был зарегистрирован в ней под номером G-OMYA), но вместо этого 23 апреля 2004 года был передан авиакомпании Cyprus Turkish Airlines (KTHY), в которой получил бортовой номер TC-KTD и имя İskele. 28 июля 2010 года был взят в лизинг авиакомпанией Atlasjet (борт TC-ETR). В январе 2011 года самолёт был возвращён компании Aviation Capital Group (ACG) и получил бортовой номер N117CG. 2 мая 2011 года перешёл в авиакомпанию Solaris Airlines (борт EI-ERU), но 10 ноября того же года был взят в лизинг авиакомпанией «Уральские авиалинии» и его бортовой номер сменился на VQ-BOZ[3]. Авиационный регистрационный префикс VQ-B означает, что самолёт был зарегистрирован на Бермудских островах. Владелец самолёта — лизинговая компания «Royal Flight Limited» (Ирландия)[4].

25 января 2013 года при выполнении рейса Шарм-эш-ШейхКазань при уходе на второй круг при посадке в аэропорту Казани самолёт задел курсовой маяк. У лайнера были повреждены фюзеляж, гондола двигателя № 2 (правого), часть правого закрылка, трубопровод гидросистемы стойки шасси и щиток одной из стоек шасси. Ремонт лайнера был проведён в Новосибирске[5][6].

6 декабря 2016 года при вылете из аэропорта Казани в самолёте начались проблемы с кондиционированием воздуха, из-за чего экипаж был вынужден вернуться в аэропорт[6].

По сообщению сотрудника пресс-службы «Уральских авиалиний», самолёт после аварии 15 августа 2019 года не подлежит восстановлению[7]. Для вывоза самолёта с места аварийной посадки его разрезали на части[8].

Экипаж

Внешние изображения
КВС Дамир Юсупов
Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин
Экипаж (слева направо): Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Георгий Мурзин, Яна Ягодина, Дмитрий Гончаренко, Дамир Юсупов, Надежда Вершинина

Состав экипажа рейса U6 178 был таким:

В салоне самолёта работали пять бортпроводников:

  • Орден Мужества (РФ).png Дмитрий Николаевич Ивлицкий, 31 год — старший бортпроводник.
  • Орден Мужества (РФ).png Алия Маратовна Слякаева, 27 лет.
  • Орден Мужества (РФ).png Надежда Павловна Вершинина, 24 года.
  • Орден Мужества (РФ).png Яна Игоревна Ягодина, 24 года.
  • Орден Мужества (РФ).png Дмитрий Николаевич Гончаренко, 27 лет.

Хронология событий

Взлёт, столкновение с чайками, посадка

Внешние видеофайлы
Логотип YouTube Взлёт
Логотип YouTube Приземление
Логотип YouTube Место посадки
Логотип YouTube После посадки
Логотип YouTube Пресс-конференция экипажа
Рейс 178 после аварийной посадки

В 06:12:28—06:12:51[* 1] КВС получил разрешение диспетчера на взлёт.

Во время взлёта самолёт столкнулся со стаей чаек.

В 06:14:10—06:14:21 КВС подал сигнал об аварийной ситуации на борту в связи с отказом одного двигателя. Получен ответ диспетчера, что решение (о дальнейших действиях) за пилотом.

В 06:14:55—06:15:09 КВС запросил обратный заход и получил разрешение диспетчера. После этого пилотами был зафиксирован отказ двигателя № 2 и принято решение посадить самолёт на кукурузное поле, находившееся прямо по курсу.

В 06:15:49—06:15:57 КВС сообщил диспетчеру о посадке за пределами ВПП[12].

Самолёт совершил вынужденную жёсткую посадку с выключенными двигателями без выпуска шасси в Раменском районе приблизительно в 5 километрах от торца взлётной полосы[13].

Во время посадки при скольжении по полю произошёл отрыв двигателя № 2 (правого)[14].

Все люди из самолёта были эвакуированы по надувным трапам.

В 06:40 по прибытии первого пожарно-спасательного подразделения было установлено отсутствие открытого горения, задымление двигателя № 2, подан ствол для охлаждения двигателя и пеногенератор ГПС-600 для создания противопожарной пенной «подушки», отмечен разлив авиатоплива до 1 тонны.

В 07:47 все пассажиры были размещены в автобусах и отправлены в аэропорт Жуковский.

В 08:20 был развёрнут оперативный штаб. Обследование показало, что борозда торможения самолёта составила 200 метров[15].

23 августа 2019 года начаты работы по вывозу разбитого самолёта с места аварии[16].

24 августа 2019 года было заявлено, что последние части лайнера были вывезены с кукурузного поля[17].

По заявлению некоторых СМИ в 2021 году значительная часть обломков всё ещё находилась неподалёку от места посадки, без присмотра и охраны[18].

Раненые

Во время вынужденной посадки самолёта 74 пассажира получили повреждения различной степени тяжести, не представляющие опасности для жизни. Наиболее серьёзную травму (ушиб поясничного отдела позвоночника) получила 69-летняя женщина, госпитализированная в Раменскую центральную районную больницу[15][19].

16 августа 2019 года второй пилот Георгий Мурзин был госпитализирован в связи с полученными им ушибами грудной клетки[20].

В счёт возмещения вреда, в том числе морального, всем пассажирам рейса U6 178 15 августа 2019 года авиакомпания предложила денежную компенсацию в сумме 100 000 рублей[21].

Кукурузное поле

В результате аварийной посадки и последующих мероприятий по эвакуации пассажиров, пострадали посевы кукурузы на силос на нескольких гектарах поля, а также произошло загрязнение почвы авиационным керосином. Поле было арендовано подразделением «Русмолоко». Вопрос о компенсации за рекультивацию почвы и затоптанные посевы не решён, сельхозпредприятие претензии не предъявляло[22].

Реакция

Дамир Юсупов и Георгий Мурзин на церемонии награждения в Кремле. 21 ноября 2019 года

16 августа 2019 года, ещё до завершения расследования, президент России В. Путин подписал указ о награждении членов экипажа самолёта — пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину присвоено звание Герой России, остальные члены экипажа (пятеро бортпроводников) награждены орденом Мужества[23][24].

Мнения

Заслуженный лётчик-испытатель России и кандидат экономических наук Александр Гарнаев провел свое расследование. «Я тут же поехал, походил по кукурузе и посмотрел. Шасси у самолета не были убраны, а двигатели не были выключены. И правый, и левый двигатели остановились только потому, что нажрались кукурузы и земли. Бортовые регистраторы, и речевой, и параметрический, были совершенно целы, их тут же сняли и провели экспресс-анализ. И неограниченный круг людей в первый же день увидел: самолет никто не сажал, экипаж действовал абсолютно безграмотно... Экипаж тогда... действовал панически и несуразно. Пилот двигал рулями, как сумасшедший, а разговаривали они исключительно матом. Но самолет сам умный, он имеет защиту от дурака. Он включил механизм Angle of Attack Protection, который не позволил ему грохнуться о планету, и смягчил вертикальную скорость в момент падения... Но экипаж не сделал ничего из того, что должен был отрабатывать на тренажерах».[25] Продолжительность времени, бывшего в распоряжении летчиков с момента отказа обоих двигателей и до момента приземления, при этом Гарнаев не уточнил.

Расследование

Внешние изображения
Бортовые самописцы. Параметрический и речевой самописцы Airbus A321 VQ-BOZ.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) для расследования причин происшествия образовал комиссию, которая приступила к работе[4].

Следственными органами Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по факту жёсткой посадки пассажирского самолёта по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»)[26].

По сообщению МАК от 14.08.2020, окончательный отчёт не был опубликован по прошествии 12 месяцев. Завершены полевое расследование, расшифровка и анализ данных, анализ обеспечения полета и технической эксплуатации. Предварительный отчёт о расследовании был направлен в Росавиацию. Продолжается анализ орнитологического обеспечения полета, затянувшийся из-за пандемии коронавируса[27].

В августе 2020 года РИА Новости представило свое журналистское расследование «Чудо на кукурузном поле» и реконструировали аварию с участием самолета с помощью технологий виртуальной реальности. Журналисты высказали мнение, что им, вероятнее всего, удалось восстановить полную картину событий инцидента начиная со взлета и заканчивая моментом, когда пассажиры покинули воздушное судно. В качестве источников информации об авиационном происшествии были использованы расшифровка переговоров с диспетчером, данные из открытых источников, а также комментарии анонимных экспертов. Более того, у пользователей при помощи виртуальной реальности появилась возможность самим увидеть, как развивались события от лица командира экипажа Дамира Юсупова[28][29].

Системы противодействия птицам

Озвучивалось несколько возможных причин обилия птиц в районе аэропорта Жуковский: нелегальные свалки бытовых отходов, озёра и Москва-река, перелётные птицы из северных регионов[30][31][32]. При этом используемые системы орнитологического обеспечения безопасности полётов не справляются со своей задачей[33].

В 2012 году на одну из свалок рядом с аэропортом подавался иск в Жуковский городской суд в связи с тем, что «объекты по сортировке бытовых отходов привлекают массовое скопление птиц в связи с содержанием в отходах остатков пищи, и, поскольку земельный участок расположен на расстоянии 2 километров от взлётно-посадочной полосы аэродрома ФГУП „ЛИИ им. М. М. Громова“, это может привести к столкновению птиц с воздушными судами, что, в свою очередь, может угрожать жизни и здоровью людей». Однако тогда суд не нашёл достаточных оснований для удовлетворения требования истца о запрещении ответчику производить сортировку бытовых отходов на указанном земельном участке и использовать эту территорию для размещения бытовых отходов[34].

По состоянию на 2019 год в 2 километрах от аэропорта Жуковский расположена станция по перегрузке мусора, где бытовой мусор уплотняют и отправляют на переработку, однако все операции проводятся на открытом воздухе[35].

Мы обязательно предупреждаем каждый экипаж перед вылетом. Птицы летают греться на полосу — там речка и свалка, они тут вообще постоянно[33].Неназванные диспетчеры аэропорта Жуковский

По словам лётчика-испытателя Магомеда Толбоева, решение о взлёте после предупреждения диспетчера о возможных помехах от птиц принимают пилоты. Также он отметил, что предсказывать движение птиц невозможно, и поэтому нет смысла отказываться от полёта даже после такого предупреждения[36].

Руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов отметил, что документ, описывающий основные мероприятия по орнитологической безопасности полётов, был принят в 1989 году и требует обновления, так как «изменились хозяйственные отношения, наука и практика»[37].

В культуре

В 2023 году на экраны выйдет художественный фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы», рассказывающий об аварийной посадке под Жуковским. Юсупова в нём сыграет Егор Бероев.

Примечания

Комментарии

  1. Здесь и далее указано московское время — МСК (UTC+3)

Источники

  1. Число пострадавших при посадке A321 в поле возросло до 74 человек. Дата обращения: 15 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  2. Ural Airlines VQ-BOZ (Airbus A321 — MSN 2117) (Ex TC-ETR TC-KTD). Дата обращения: 15 августа 2019. Архивировано 15 августа 2019 года.
  3. VQ-BOZ URAL AIRLINES AIRBUS A321-200. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  4. 4,0 4,1 Расследования авиационных происшествий и инцидентов - "Airbus A-321-211 VQ-BOZ 15.08.2019". Межгосударственный авиационный комитет. Дата обращения: 22 августа 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.
  5. Севший в поле борт «Уральских авиалиний» попадал в аварию в Казани. MR7.ru. Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Пилот Дамир Юсупов, посадивший самолёт в кукурузное поле, возил команды «Ак Барс» и «Рубин» (англ.). kazanfirst.ru. Дата обращения: 20 августа 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.
  7. Самолёт «Уральских авиалиний», аварийно севший в Подмосковье, не подлежит восстановлению — авиакомпания. Interfax-УРАЛ (15 августа 2019). Дата обращения: 15 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  8. Совершивший жёсткую посадку в Подмосковье самолёт А321 начали разрезать на части. Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
  9. 9,0 9,1 "Они каждый у меня — гранёный бриллиант". Об экипаже, сумевшем спасти сотни жизней. ТАСС. Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано 15 августа 2019 года.
  10. Нордвик В. Аварийный выход: беседа в пилотом Дамиром Юсуповым, посадившим лайнер в 226 пассажирами на кукурузное поле. // «Родина». — 2020. — № 2. — С.28-38.
  11. Выпускники Бугурусланского лётного училища стали героями «второго чуда на Гудзоне». Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано 18 августа 2019 года.
  12. Расшифровка переговоров пилотов самолёта А321, севшего в поле с кукурузой. Baza. Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  13. Что пережили пассажиры самолёта, экстренно приземлившегося в поле (недоступная ссылка)
  14. Загоревшийся двигатель аварийно севшего Airbus A321 отвалился при посадке. Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  15. 15,0 15,1 http://50.mchs.gov.ru/operationalpage/digest/item/8295025/. 50.mchs.gov.ru. Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  16. «Уральские авиалинии» разбирают севший в поле самолёт A321. Авиатранспортное обозрение (23 августа 2019). Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
  17. Части аварийного А321 полностью вывезены с кукурузного поля близ Раменского (рус.), ТАСС (24 августа 2019). Архивировано 24 августа 2019 года. Дата обращения 24 августа 2019.
  18. Блогеры нашли в Подмосковье самолет «Уральских авиалиний», севший в 2019 году в поле. Лайнер лежит распиленный и без охраны, хотя его обещали утилизировать. novayagazeta.ru (4 августа 2021). Дата обращения: 5 августа 2021. Архивировано 4 августа 2021 года.
  19. Пассажирский Airbus совершил посадку на кукурузное поле в Подмосковье (15 августа 2019). Архивировано 17 августа 2019 года. Дата обращения 17 августа 2019.
  20. Второго пилота аварийно севшего в Подмосковье А321 госпитализировали. РИА Новости (20190816T1218+0300Z). Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  21. Новости компании: Заявление на получение компенсации пассажирам рейса U6 178 Жуковский-Симферополь – авиакомпания «Уральские авиалинии» (недоступная ссылка). www.uralairlines.ru. Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  22. Кто возместит ущерб, причиненный полю в результате аварийной посадки самолёта «Уральских авиалиний»? Архивная копия от 16 августа 2019 на Wayback Machine // Статья от 16.08.2019 г. «BFM.RU». М. Задорожный.
  23. Путин присвоил звания героев пилотам аварийно севшего в Подмосковье самолёта. Ведомости (16 августа 2019). Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2019 № 390 «О награждении государственными наградами Российской Федерации членов экипажа воздушного судна открытого акционерного общества Авиакомпания „Уральские авиалинии“ (Свердловская область)»
  25. «Начались санкции — и фиг вам, а не двигатели». Почему падают самолеты и что будет дальше с российской авиацией — рассказывает летчик-испытатель Александр Гарнаев, «Новая газета - Европа», 1.12.2022
  26. Новости - Следственный комитет Российской Федерации. sledcom.ru. Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 15 августа 2019 года.
  27. Расследования авиационных происшествий и инцидентов | МАК. Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 15 августа 2019 года.
  28. Чудо на кукурузном поле: VR-расследование год спустя. РИА Новости (20200814T1100). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  29. Молодцова Анна. Год посадки A321 в кукурузном поле: Реконструкция ЧП в виртуальной реальности. Пятый канал. Дата обращения: 10 ноября 2020.
  30. « Много местных чаек, озерные .. сказал орнитолог, сотрудник орнитологической службы в Жуковском.». Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  31. Виктория Микиша. Чайки, конечно, виноваты. Но не те. Новая газета (15 августа 2019). Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 31 августа 2019 года.
  32. "Там рядом свалка – столовая для чаек": заслуженный лётчик-испытатель о причинах аварии самолёта "Уральских авиалиний". Настоящее время (телеканал) (15 августа 2019). Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 29 августа 2019 года.
  33. 33,0 33,1 Как владельцы свалок у аэропорта Жуковский связаны с губернатором Подмосковья Архивная копия от 15 августа 2019 на Wayback Machine // Baza
  34. Ирек Муртазин. Лёгкая мишень для чаек. Новая газета (17 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  35. Свалки и стаи птиц: что показала проверка территории вокруг аэродрома Жуковского. Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  36. Эксперт не увидел смысла отказываться пилотам от полёта из-за птиц. Интерфакс (17 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  37. Эксперт оценил рекомендации по орнитологической безопасности полётов. РИА Новости (16 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.

Ссылки