Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования в Ульяновске. С 1992 по 2015 год[1] — Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации(УВАУ ГА).
Безопасность технологических процессов и производств.
Организация и обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ.
Магистратура
Управление авиационной безопасности.
Управление поиском и спасанием.
Аспирантура
Эксплуатация воздушного транспорта
История училища
УИ ГА является старейшим в России учебным заведением по подготовке лётного состава для гражданской авиации.
Училище ведёт свою историю с 19 сентября1935 года, когда в Батайске — небольшом городке близ Ростова-на-Дону — при 1-й объединённой школе пилотов и авиатехников ГВФ были организованы Курсы высшей лётной подготовки (КВЛП), основной целью которых была «переподготовка пилотов по самолётовождению, по приборам, по радио, ночью и в затруднительных метеорологических условиях, а также переподготовка пилотов в высший класс и на тяжёлые самолёты» (из приказа по Главному управлению ГВФ от 19.09.35 № 270).
В то время первоначальная подготовка пилотов велась на самолётах Р-1, У-2, а высшую подготовку проводили на самолётах АНТ-9, АНТ-4, СБ, ПС-84.
Летом 1939 года в связи с обострением международной обстановки Батайская объединённая школа была передана ВВСРККА, а КВЛП переведены в город Минеральные Воды.
В октябре 1941 года в связи с приближением линии фронта к Ростов-на-Дону КВЛП были перебазированы в Ташкент. Главной задачей КВЛП стала подготовка экипажей на самолёты Ил-2.
В мае 1944 года КВЛП вернулись в Минеральные Воды, где продолжали эту работу, а с 1947 года началась подготовка экипажей ГВФ на новый самолёт Ил-12.
В том же 1947 году КВЛП были реорганизованы в Школу высшей лётной подготовки (ШВЛП), которая была перебазирована в БугурусланОренбургской области (БЛУГА), а в 1950 году — в Ульяновск.
В 1955 году была начата подготовка лётного состава на самолёты Ил-14, а в 1958 году — на самолёты с газотурбинными двигателямиАн-10 и Ил-18. В начале 1960-х годов в ШВЛП начали освоение первого реактивного гражданского самолёта Ту-104.
В ноябре 1955 в Ульяновской ШВЛП стали заниматься подготовкой иностранных экипажей, когда прибыли авиационные специалисты из Восточной Германии. А с 1957 года начиналась массовая подготовка экипажей из ряда стран. Пилоты, бортмеханики, радисты из ГДР осваивали Ил-14, на этом же самолёте учились летать экипажи из Болгарии, Румынии, Венгрии. А когда в первый авиаотряд поступили турбовинтовые Ил-18 и Ан-10, началось обучение пилотов из Гвинеи, Мали, Ганы и других стран Азии и Африки.
В 1973 году за большие успехи в развитии воздушного транспорта, значительный вклад в выполнение планов по подготовке высококвалифицированных лётных кадров и освоение новой техники Ульяновская ШВЛП была награждена орденом Ленина.
В декабре 1974 года было принято решение на базе ШВЛП создать Центр совместного обучения лётного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран — членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), получивший название Центр гражданской авиации стран участниц СЭВ (Центр ГА стран СЭВ).
Первая очередь строительства включала учебно-лабораторный и тренажерный комплексы, гостиницу на 700 мест, во вторую очередь планировалось построить медико-санитарную часть, клубно-спортивный комплекс, бассейн и другие объекты. Строительство важнейших объектов Центра было завершено к 8 февраля 1983 года, и тогда состоялось его открытие, хотя подготовка специалистов для стран СЭВ проводилась с 1980 года. Председателем методического совета избран начальник Центра ГА СЭВ П. П. Муштатов. В этот период была начата подготовка лётного состава на самолёты Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-42.
Одно из зданий института.
9 февраля 1983 года на торжественное открытие первой очереди ордена Ленина Центра совместного обучения Летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации-стран участниц СЭВ (Центр ГА СЭВ) прибыли делегации — Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии, во главе с первым заместителем министра гражданской авиации СССР Назаров А. И.[8]
За период с 1980 по 1985 год было подготовлено более 15 тысяч авиационных специалистов из 40 стран мира.
В 1983 году при Центре был организован Музей истории гражданской авиации СССР, в котором кроме четырёх залов, где собраны около 7000 экспонатов и документов, на открытых стоянках представлены 28 самолётов и вертолётов, в том числе первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 и первый сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.
20 сентября 1985 года Центр, который тогда праздновал свой полувековой юбилей, был награждён орденом Дружбы народов.
В связи с распадом СССР высшие лётные училища гражданской авиации, базировавшиеся в Актюбинске и Кировограде, оказались за пределами России. В результате возникла проблема подготовки лётного состава с высшим образованием для авиапредприятий Российской Федерации, для решения которой в 1992 году было предложено на базе Центра создать высшее авиационное училище. Результатом работы, проведённой под руководством ректора училища заслуженного пилота СССРВ. М. Ржевского стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.10.92 № 1931-р «О создании Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации» (УВАУ ГА), и летом 1993 года был произведён первый набор курсантов — по специализации «лётная эксплуатация воздушных судов».
В дальнейшем сфера деятельности училища по подготовке авиационных специалистов с высшим образованием непрерывно расширялась:
8 мая 2011 года состоялось открытие памятника Героям Советского Союза — работникам училища, участникам Великой Отечественной войны[9].
8 мая 2012 года на территории Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации торжественно был открыт памятник самолету-герою, самолету первоначальной подготовки Як-18[10].
В 2013 году был построен Храм во имя преподобного Сергия Радонежского при Ульяновском институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева[11].
По состоянию на февраль 2013 года в училище обучалось 1030 курсантов-пилотов. В том же году училищем было выпущено 137 пилотов[12].
22 сентября 2017 года Ульяновский институт гражданской авиации имени Б. П. Бугаева посетил министр транспорта России Максим Соколов[13].
Руководители
Титов Василий Сергеевич — начальник КВЛП — ШВЛП, 1943—1953 гг.[14]
Шубин Кузьма Иванович (1901—1966)[15], начальник ШВЛП, 1953—1961 гг.
Банный Михаил Афанасьевич (1922—1996), начальник ШВЛП, 1961—1964 гг.
20 октября 1989 года при подлёте к Ленинакану потерпел катастрофу Ил-76 Центра ГА стран СЭВ, погибло 10 членов экипажа и 5 пассажиров.
Галерея
Аншлаг "УИ ГА".
Аншлаг "Ордена УИ ГА".
Здание УИ ГА.
Памятник на территории УИ ГА.
Литература
Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации: Очерки истории / Автор текста Г. М. Медведовский. — Ульяновск: Симбирская книга, 1995. — 224 с.
Статистические материалы об образовательной деятельности училища с 1993 по 2003 годы / Сост. А. Г. Антипова, К. А. Суслина. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2004.
Ульяновская — Симбирская энциклопедия: в 2 т. / ред. и сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск : Симбирская книга, 2004. — 590 с. — 2500 экз. — ISBN 5-8426-0035-8.
«Учебные заведения Ульяновска. История возникновения» / О. М. Репьев. — Приволжское книжное изд-во, 1969 г. — 441 с.