Абу Муслим (просветитель)
Абу Муслим (араб. أبو مسلم) — полулегендарный мусульманский просветитель и военный деятель на Восточном Кавказе.
Биография
Все попытки утверждения ислама на Восточном Кавказе, представляемое ранее как единое событие, ещё со средневековья до XX века связывались с именем Абу Муслима[1].
Легенда, встречающаяся в различных древних хрониках, записях, эпитафиях и прочем существует в двух основных вариациях[1].
Наиболее полная версия встречается в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Согласно найденной безымянной арабской хронике, обозначенной в историографии как «История Абу Муслима», род Абд ар-Рахмана ибн Абд ал-Малика Абу Муслима происходит от пророка Мухаммада по линии Хамзы и Аббаса. Он родом из сирийского города Дамаск, где он построил большую мечеть и начал свои проповеди. Когда Абу Муслим был ещё ребёнком, его отец умер шахидом в битве за ал-Хусайна ибн Али ибн Аби Талиба против Марвана II. Достигнув совершеннолетия, Абу Муслим собрал армию в 5 000 солдат и убил Марвана, отомстив ему за отца. После ряда военных походов на территории Ближнего Востока, Малой и Средней Азии, возможно даже в Индии, начался его семилетний джихад с кавказскими неверующими. Один за другими покорил Ширван, Дербент и Горный Дагестан и Черкесию[1].
Абу Муслим возвёл первые мечети в Дербенте, Риче, Ахтах, Куруше, Кара-Кюре, Маке, Кала-Корейше, Цахуре, Кумухе, Кубачи, Хунзахе и других сёлах Дагестана. Там он утвердил исламских правителей из своих родственников и сподвижников. От этих наместников идут роды крупнейших позднесредневековых дагестанских правителей — шамхалов, уцмиев, табасаранских майсумом и кадиев. Аварских нуцалов же возводили к Суракату, который был последним немусульманским правителем Аварии и упорнейшим противником Абу Муслима. После утверждения ислама, Абу Муслим решил вернуться к себе на родину[2].
Другая версия легенды, встречающаяся в Северном Дагестане и Чечено-Ингушетии, представляет Абу Муслима уже как местного героя-исламизатора, являвшегося потомком шейха-курайшита, переселившегося на Кавказ из Сирии за несколько веков до рождения Абу Муслима. Он жил в Хунзахе, был правителем мусульман Аварии и вёл джихад против соседей-немусульман. Главным врагом Абу Муслима был Суракат (в другой версии, его потомок). Врагов Абу Муслим окончательно победил с помощью хитрости: он нарочно отступил, раскидав на поле боя отравленную еду, из-за чего погибли солдаты противника, самого Сураката убили, однако от ран скончался и Абу Муслим. После этого к власть в Аварии перехватили потомки Сураката , которые приняли ислам[2].
С Абу Муслимом, его родственниками и потомками связывали своё происхождение целые роды и селения[3].
Изучение личности
В историографии широко распространено мнение о том, что Абу Муслима на самом деле не существовало и что его существование — это либо искажение средневековых хронистов, либо случайная ошибка[4].
Исследователями Абу Муслим часто ассоциируется с другими существовавшими полководцами, например, с Масламой ибн Абд ал-Маликом[5].
Как считает современный историк Владимир Бобровников, нельзя прямолинейно отрицать существование Абу Муслима. По его заключению, Абу Муслим представляет из себя обобщённый образ героя-исламизатора, который возник из-за синтеза черт нескольких исламских просветителей арабского, тюркского, иранского, а также местного происхождения[6].
Литература
- Бартольд В. В. Абу Муслим // Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Том VII. М.: Наука, 1971.
- Бобровников В. О. Абу Муслим в культурной памяти мусульман Дагестана // Ислам в современном мире. — 2019. — 29 октября (т. 15, вып. 3). — С. 81–110. — ISSN 2618-7221.
- Шихсаидов А. Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Бобровников, 2019, с. 84.
- ↑ 2,0 2,1 Бобровников, 2019, с. 85.
- ↑ Бобровников, 2019, с. 91.
- ↑ Бартольд В.В. Абу Муслим // Сочинения. Т.VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. — М.: Наука, 1974. — 667 с.
- ↑ Бакиханов А. К.-А. Гюлистан-и Ирам / З. М. Буниятов. — Баку:: Эльм, 1991.
- ↑ Бобровников, 2019, с. 101.