Абу Муслим (просветитель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Абу Муслим (араб. أبو مسلم‎) — полулегендарный мусульманский просветитель и военный деятель на Восточном Кавказе.

Биография

Все попытки утверждения ислама на Восточном Кавказе, представляемое ранее как единое событие, ещё со средневековья до XX века связывались с именем Абу Муслима[1].

Легенда, встречающаяся в различных древних хрониках, записях, эпитафиях и прочем существует в двух основных вариациях[1].

Наиболее полная версия встречается в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Согласно найденной безымянной арабской хронике, обозначенной в историографии как «История Абу Муслима», род Абд ар-Рахмана ибн Абд ал-Малика Абу Муслима происходит от пророка Мухаммада по линии Хамзы и Аббаса. Он родом из сирийского города Дамаск, где он построил большую мечеть и начал свои проповеди. Когда Абу Муслим был ещё ребёнком, его отец умер шахидом в битве за ал-Хусайна ибн Али ибн Аби Талиба против Марвана II. Достигнув совершеннолетия, Абу Муслим собрал армию в 5 000 солдат и убил Марвана, отомстив ему за отца. После ряда военных походов на территории Ближнего Востока, Малой и Средней Азии, возможно даже в Индии, начался его семилетний джихад с кавказскими неверующими. Один за другими покорил Ширван, Дербент и Горный Дагестан и Черкесию[1].

Абу Муслим возвёл первые мечети в Дербенте, Риче, Ахтах, Куруше, Кара-Кюре, Маке, Кала-Корейше, Цахуре, Кумухе, Кубачи, Хунзахе и других сёлах Дагестана. Там он утвердил исламских правителей из своих родственников и сподвижников. От этих наместников идут роды крупнейших позднесредневековых дагестанских правителей — шамхалов, уцмиев, табасаранских майсумом и кадиев. Аварских нуцалов же возводили к Суракату, который был последним немусульманским правителем Аварии и упорнейшим противником Абу Муслима. После утверждения ислама, Абу Муслим решил вернуться к себе на родину[2].

Другая версия легенды, встречающаяся в Северном Дагестане и Чечено-Ингушетии, представляет Абу Муслима уже как местного героя-исламизатора, являвшегося потомком шейха-курайшита, переселившегося на Кавказ из Сирии за несколько веков до рождения Абу Муслима. Он жил в Хунзахе, был правителем мусульман Аварии и вёл джихад против соседей-немусульман. Главным врагом Абу Муслима был Суракат (в другой версии, его потомок). Врагов Абу Муслим окончательно победил с помощью хитрости: он нарочно отступил, раскидав на поле боя отравленную еду, из-за чего погибли солдаты противника, самого Сураката убили, однако от ран скончался и Абу Муслим. После этого к власть в Аварии перехватили потомки Сураката , которые приняли ислам[2].

С Абу Муслимом, его родственниками и потомками связывали своё происхождение целые роды и селения[3].

Изучение личности

В историографии широко распространено мнение о том, что Абу Муслима на самом деле не существовало и что его существование — это либо искажение средневековых хронистов, либо случайная ошибка[4].

Исследователями Абу Муслим часто ассоциируется с другими существовавшими полководцами, например, с Масламой ибн Абд ал-Маликом[5].

Как считает современный историк Владимир Бобровников, нельзя прямолинейно отрицать существование Абу Муслима. По его заключению, Абу Муслим представляет из себя обобщённый образ героя-исламизатора, который возник из-за синтеза черт нескольких исламских просветителей арабского, тюркского, иранского, а также местного происхождения[6].

Литература

  • Бартольд В. В. Абу Муслим // Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Том VII. М.: Наука, 1971.
  • Бобровников В. О. Абу Муслим в культурной памяти мусульман Дагестана // Ислам в современном мире. — 2019. — 29 октября (т. 15, вып. 3). — С. 81–110. — ISSN 2618-7221.
  • Шихсаидов А. Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бобровников, 2019, с. 84.
  2. 2,0 2,1 Бобровников, 2019, с. 85.
  3. Бобровников, 2019, с. 91.
  4. Бартольд В.В. Абу Муслим // Сочинения. Т.VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. — М.: Наука, 1974. — 667 с.
  5. Бакиханов А. К.-А. Гюлистан-и Ирам / З. М. Буниятов. — Баку:: Эльм, 1991.
  6. Бобровников, 2019, с. 101.