Уцмий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Уцмий — наследственный титул правителей Кайтагского уцмийства. Точное значение и происхождение титула неизвестны. В источниках титул упоминается с XIV века. В 1820 году титул был ликвидирован.

Версии происхождения титула

Происхождение термина точно не установлено, но выдвинуто несколько предположений. Как и некоторые другие титулы средневекового Дагестана, в исторической литературе часто связываются с арабскими походами VIII-IX вв., однако версий выдвигается множество.

Арабская версия

Как писал С.М. Броневский:

«Достоинство Усмия есть второе по старшинству, поставленное в Дагестане аравитянами. Усмей на арабском языке означает начальника, повелителя»[1].

Версию о происхождении должности и звания уцмия и по судьбе кратко охарактеризовал ученый-историк, Е. И. Козубский:

«Владетель Кайтага, поставленный арабами, носил титул исми (именитый), откуда — уцмий, власть и достоинство которого уничтожены в 1820 г»[2].

Дагестанская версия

Версия об арабском происхождении правителей Кайтага была широко распространена среди исследователей. Однако, по мнению ряда исследователей (Б. К. Малачиханова, Р. М. Магомедова, М. -С. Д. Саидова, А. Р. Шихсаидова и других), термин уцмий не связан с арабским языком и возник ещё до прихода арабов в Дагестан. Как отмечал Расул Магомедов:

«Термин уцмий угодливо подводится под арабскую основу и происходит от слова «исми» (имя), что должно означать, якобы, «именитый»[3].

Дагестанские учёные Расул Магомедов и Хаджи-Мурад Хашаев предполагают местное, дагестанское происхождение звания уцмий. Магомедов пишет:

«Шамхал, уцмий, майсум — титулы правителей Дагестана, ставшие известными в более поздние времена, видимо, существовали в народе в иной интерпретации и являются названиями местного происхождения»[4].

Он также отмечал, что «уцмий» — самый крупный землевладелец Кайтага. Звание это также древнее, как и наименование шамхал[5].

Даргинская версия

Лингвист Сергей Старостин предполагал даргинское происхождение титула уцмий[6].

В 2021 году историк Мисрихан Маммаев выдвинул гипотезу, согласно которой название титула произошло от местного названия древней столицы Кайтага — Кала-Корейша. Даргинцы называли село Урцlмуц, что восходит к словосочетанию «Урга муза», что значит «срединная гора», это соответствует географическому положению столицы. Таким образом, название места пребывания уцмия и столицы его владений могло отразиться на названии его титула[7].

Иудейская версия

Б. К. Малачиханов писал:

«В загадочном термине, интересующем нас, мы склонны видеть иудейское слово „оцум“ (мн. число — „ацацим“), означающее „сильный, мощный“»[8].

Мисрихан Маммаев критиковал данное мнение Малачиханова, утверждая, что такое объяснение происхождения титула выглядит неубедительно[7].

Тюркская версия

По мнению филолога Гарун-Рашида Гуcейнова, название титула произошло от булгаризированного имени правителя Западнотюрского Каганата Истеми.[9]

Древность титула

Мнение о происхождении и времени появлении титула приводит Амри Шихсаидов. Анализируя существующие разные версии о происхождении титула, а также делая разбор исторического труда Махмуда из Хиналуга «События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв.», Шихсаидов пришёл к выводу, что это сочинение является первым в дагестанской исторической литературе сочинением, где встречается термин уцмий. Он пишет, что этот термин «связан с именем Султан-Мухаммедхана, уцмия Кайтага в конце XIV в. О более раннем времени хроника не сообщает, но можно уверенно предположить, что термин уцмий был известен и в более раннее время. Хроника косвенным образом подтверждает существование звания уцмия до XIV в: „Илчав Ахмадхан - сын Уллубекхан-усуми из рода в род наследственно, вплоть до сегодняшнего дня управляют вилайатом Кайтаг в Дагестане“. В „Родословной книге эмиров“ сказано, что „... слово уцмий (усми) взято от слова «самави», по-арабски в смысле высокий (али). Слово это означает „высокий“, в смысле высший по чину и должности. По отношению к уцмию этот титул употребляется в смысле высокий по своему родству и до сих пор их называют уцмиями»[10].

Между тем в историческом сочинении «Дербенд-наме» правитель Кайтага дан под термином «газанфар» что значит «отважный», «храбрый». В тексте другого дагестанского исторического сочинения «Тарих Дагестан» правитель Кайтага Газанфар даётся как имя одного из храбрых и сильных правителей «неверных из вилайата Кайтаг - султан по имени Газанфар ал-Гаррар», то есть обманутый лев[11].

По мнению Б. К. Малачиханова, автор сочинения «Тарих Дагестан», Мухаммед-Рафи заменил слово «усама» (уцмий, титул кайтагского правителя), означавшего по-арабски «лев», другим синонимичным ему словом — «газанфар». Далее он пишет, что «в таком случае, мы имели бы основание утверждать и о большой древности титул «уцуми», имевшее применение своё в Хайдаке ещё значительно ранее проникновения ислама за стены Дербента»[8].

Избрание уцмия

Существовал институт наследования власти и порядок избрания уцмия. В уцмийстве право наследования опиралось на систему майората. Согласно этой системе, наследовал старший в роде и звание уцмия переходило к нему. Церемония провозглашения нового уцмия в Кайтаге проходила при большом стечении народа в селении Башлы, являвшемся с 1640 года до начала 19-го века резидинцией уцмиев. Согласно старинному обычаю, старший из тухума Гасанбека возлагал на голову нового уцмия специальный головной убор, как знак власти[12]. Одновременно с уцмием избирался и его преемник («гаттым»). Этот традиционный головной убор хранился у тухума из общества Ирчамул. После церемонии старшины крупных узденских обществ получали крупные подарки. Власть уцмия во многом, а иногда всецело зависела от воли узденской верхушки. Раяты в этом церемониале почти не играли никакой роли или вовсе не допускались к выбору[13].

Военную и политическую силу уцмия составляли верхнекайтагские даргинские вольные общества Уцми-Дарго, Муйра, Гапш и другие. Уцмий, дорожа их лояльностью, отправлял новорожденного сына к ним, где женщины по очереди прикладывали его к груди. Таким образом, уцмии, будучи усыновлёнными многими семьями, были связаны с жителями даргинских горных районов уцмийства кровными узами[14][15][16].

Список уцмиев с XIV века

Генеалогия

Генеалогия уцмиев, согласно Муртазаеву[17].

 
 
 
Султан-Мухаммадхан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Султан-Алибек
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Амир-Чупан Гази
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уцмий Сураки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мухаммад (не уцмий)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Амир-Чупан II
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Султан-Мухаммад
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алильбек
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Амир-Шамхал
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хасан-Али
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Султан-Ахмад
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хан-Мухаммад
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Амир-Хамза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рустам-хан
 
Амирхан-Султан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Улуг (Уллубий)
 
Али-Султан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гусейн-хан Кубинский
 
Амир-Хамза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ахмед-хан Кубинский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ахмед-хан Большой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хан-Мухаммад (не уцмий)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
? (не уцмий)
 
 
Амир-Хамза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Устар-хан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Али-бек
 
 
 
Рустам-хан II
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рази-бек
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Али-хан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Адиль-хан


Примечания

  1. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. — 1823. — С. 310, Ч-2.
  2. Козубский Е.И. Дагестанский сборник. — Темир-Хан-Шура., 1902. — С. 18..
  3. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX веков.. — Махачкала, 1957. — С. 202.
  4. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана. — С. 145.
  5. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана. — С. 222.
  6. North Caucasian etymology : Query result. starlingdb.org. Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 10 мая 2022 года.
  7. 7,0 7,1 Misrikhan M. Mammaev, Маммаев Мисрихан Мамаевич. THE ORIGIN OF THE TITLE “UTSMYI” OF KAYTAG RULERS AND THE ETYMOLOGY OF THE OECONYM “URTSMUTS” // History, Archeology and Ethnography of the Caucasus. — 2021-12-29. — Т. 17, вып. 4. — С. 796–805. — ISSN 2618-849X. — doi:10.32653/CH174796-805. Архивировано 4 июня 2022 года.
  8. 8,0 8,1 Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане. — Махачкала., 1965. — С. 179, 180.
  9. Гусейнов Г-Р. А-К. Шавхал // КНКО: Вести. — Махачкала, 2001. — № 6-7.
  10. Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване. — С. 97.
  11. 11,0 11,1 Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. — С. 101.
  12. Гидулянов И. В. Сословно-поземельный вопрос и раятская зависимость в Дагестане//ЭО. Номер 1. — 1901. — С. 20.
  13. Хашаев Х.-М. Феодальные отношения в Дагестане. — 1969. — С. 183.
  14. Народы Кавказа / Под ред. М.О. Косвена, Л.И. Лаврова, Г.А. Нерсесова, Х.О. Хашаева. М. — Изд-во Академии наук СССР, 1960.
  15. В М. Алимова. Кайтаги ХIХ— начало XX в. Историко-Этнографическое исследование. — Махачкала: Юпитер, 1998. — С. 20.
  16. Р. Магомедов. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в ХVII - Начале ХIХ Веков. — 1957.
  17. Муртазаев, 2015.

Литература