1 (документальный фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
1
1
Постер фильма
Жанр документальный
Режиссёр Пол Краудер
Продюсер Найджел Синклер
Тобин Армруст
Автор
сценария
Марк Монро
В главных
ролях
Майкл Фассбендер (рассказчик)
Композитор Мэттер
Кинокомпания Diamond Docs
Exclusive Media Group
Flat-Out Films
Spitfire Pictures
Страна  США
Год 2013
Ссылки
IMDb ID 2518788

«1» (также известный «1: Жизнь на пределе»; англ. 1: Life On The Limit) — документальный фильм 2013 года режиссёра Пола Краудера[en] об эволюции систем безопасности в автогонках класса Формула-1, которые когда-то были печально известны катастрофически высоким уровнем смертности[1][2]. В фильме широко использованы архивные материалы[3][4].

Сюжет

Фильм начинается с Гран-при Австралии 1996 года, во время которого Мартин Брандл после ужасающей аварии пересел в запасной автомобиль и сумел закончить гонку. Затем фильм возвращает зрителя к ранним годам Формулы-1 и повествует о первом вручении Кубка конструкторов в 1958 году.

После того, как в 1966 году Международная автомобильная федерация (FIA) удвоила допустимый рабочий объём двигателей (с 1,5 литров до 3), тем самым заметно увеличив скорости на трассах и зрелищность соревнований, без существенных конструктивных изменений конструкции автомобилей и требований к гоночным трассам с довоенных времён, произошло несколько тяжёлых происшествий со смертельным исходом. Первым переломным моментом стала гибель выдающегося гонщика Джима Кларка[5] в 1968 году на трассе Хоккенхаймринг: некоторые пилоты начали беспокоиться за свою безопасность. Один из них, Йохен Риндт, погиб во время практики Гран-при Италии 1970 года. В 1970 году во время испытаний нового автомобиля погиб Брюс Макларен, долгое время считавшийся самым молодым пилотом-победителем Гран-при Формулы-1.

Джеки Стюарт, трёхкратный чемпион Формулы-1 и председатель профсоюза гонщиков[en], тоже пережил серьёзную аварию: на Гран-при Бельгии 1966 года он получил переломы рук и рёбер, врезавшись на своём BRM в сельский дом. Теперь он использовал своё служебное положение для того, чтобы на гоночных трассах появились барьеры безопасности, а пилотов обязали пристёгивать ремни безопасности. Однако это вызвало недовольство некоторых гонщиков, в первую очередь Жаки Икса, соперника Стюарта на трассе в то время. Новые правила привели к отмене некоторых гонок, например, Гран-При Бельгии 1971 года. Несмотря на усилия Стюарта, количество смертей на трассах оставалось высоким. После того, как на Гран-при США 1973 года погиб его напарник и близкий друг Франсуа Север, Стюарт завершил гоночную карьеру.

На Гран-при Нидерландов 1973 года болид Роджера Уильямсона врезался в отбойник и, перевернувшись, загорелся. Уильямсон не был серьёзно ранен в результате удара, но оказался в ловушке под охваченным пламенем автомобилем. Маршалы гоночной трассы, имевшие при себе огнетушители, были плохо обучены, не имели огнезащитных комбинезонов и не рискнули приближаться к болиду, чей бензобак мог взорваться. 25-летний гонщик задохнулся от дыма.

В сезоне 1976 года уверенно шёл к своему второму чемпионскому званию Ники Лауда. Это было бы достижением, которого никто не добивался с 1960 года. Но на Гран-при Германии машина Лауды, предположительно из-за дефекта задней подвески, ударилась в ограждение, загорелась и вылетела обратно на трассу, где в неё на высокой скорости врезалось несколько других автомобилей. Хотя Лауда был в сознании, его не сразу смогли достать из горящих обломков. Он получил обширные ожоги головы и некоторое время был вынужден вдыхать токсичные продукты горения. Несмотря на то, что в больнице он впал в кому, и врачи сомневались в том, что Лауда выживет, он не только выжил, но и вернулся в гонки спустя 42 дня, сохранив лидерство в чемпионате. Однако решающая последняя гонка сезона, Гран-при Японии, началась при очень сильном дожде. После двух кругов Лауда остановился и выбыл из гонки, заявив, что продолжать её в таких условиях слишком опасно. Это решение испортило его отношения с командой, и в следующем сезоне он покинул её, всё-таки сумев стать чемпионом второй раз.

В 1978 году Берни Экклстоун, глава Ассоциации конструкторов Формулы-1, пригласил профессора Уоткинса на должность главы медицинской команды Формулы-1. Первоначально Уоткинс вызывал недоверие у некоторых должностных лиц Формулы-1. Его влияние начало расти после смерти Ронни Петерсона, оперативно оказать помощь которому на Гран-при Италии 1978 года помешали карабинеры.

Вторым, решающим переломным моментом стали сразу две трагедии на Гран-при Сан-Марино 1994 года — погибли Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна. Президент FIA Макс Мосли, в своё время участвовавший в гонке, в которой погиб Джим Кларк, сформировал консультативную группу экспертов во главе с профессором Уоткинсом. Была поставлена задача исследовать и найти решения проблемы повышения безопасности в автоспорте. В результате масштабных нововведений после гибели Сенны не было зафиксировано ни одного смертельного случая на трассах Формулы-1 (на момент производства фильма; уже после его выхода на экраны, на Гран-при Японии 2014 года получил тяжёлые травмы, от которых спустя 9 месяцев скончался, Жюль Бьянки[6]).

В ролях

Производство

У Краудера была идея создать «документальное кино о безопасности» на гонках «Формулы-1» ещё в 1980-х годах, но производство началось лишь в 2008 году[7]. В дополнение к тексту, озвученному Майклом Фассбендером, были показаны интервью с Марио Андретти, Дженсона Баттона, Льюиса Хэмилтона, Деймона Хилла, Жаки Икса и другими людьми, имевшими отношение к Формуле-1 в разные годы[3][8][9].

Премьера

Мировая премьера состоялась 10 января 2014 года в Лондоне[10][11][12].

1 был выпущен на DVD и Blu-ray 28 января 2014 в США и Канаде[13]; 17 марта в Великобритании[14].

Отзывы

Майкл МакКахилл из The Guardian дал фильму 4 звезды из 5, заявив: «это кино о Формуле-1 сочетает в себе скорость, компромисс между толпой и выживание водителей»[15]. Марк Кермод из того же издания похвалил фильм за «захватывающее» сочетание архивных видеоматериалов и современных интервью. Дэниел Джонсон из The Telegraph посчитал фильм хорошим, отметив, что гонки «Формулы-1» вышли за пределы спорта и стали «театром с высокими ставками», который длится уже в течение 15 лет (с 1967 года)[16]. Шарлотта О’Салливан из издания London Evening Standard описала фильм как «чистое блаженство для фанатов Формулы-1». The Independent отмечает, что фильм «графически документирует улучшение безопасности в автоспорте»[17][4].

Примечания

  1. Johnson, Daniel. Life On The Limit: Formula One's deadliest crashes (англ.). The Telegraph (January 10, 2014). Дата обращения: 4 июня 2014. Архивировано 26 мая 2018 года.
  2. Kermode, Mark. 1 – Life on the Limit – review (англ.). The Guardian (January 11, 2014). Дата обращения: 4 июня 2014. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Cline, Rich 1: Life on the Limit Movie Review (англ.). Contactmusic.com (2014). Дата обращения: 6 сентября 2014. Архивировано 19 декабря 2014 года.
  4. 4,0 4,1 1: Life On The Limit (12A) – film review (англ.). The Independent (January 9, 2014). Дата обращения: 2 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  5. BBC On This Day 7 April (англ.). bbc.co.uk. Дата обращения: 5 июня 2016. Архивировано 11 мая 2017 года.
  6. Jules Bianchi dies nine months after crash in Japanese F1 GP (англ.). AUTOSPORT.com (July 18, 2015). Дата обращения: 18 июля 2015. Архивировано 24 марта 2017 года.
  7. Kew, Ollie '1: Life On The Limit' (2014) CAR film review (англ.). Car Magazine (January 20, 2014). Дата обращения: 6 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  8. One: Life On The Limit – Acting Credits (англ.) (недоступная ссылка). The New York Times (2010). Дата обращения: 6 сентября 2014. Архивировано 7 сентября 2014 года.
  9. Cox, Rebecca. Survival of the fastest (англ.) (недоступная ссылка). British GQ (January 16, 2014). Дата обращения: 2 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  10. '1' documentary set for London opening (англ.). Formula One (January 11, 2014). Дата обращения: 4 июня 2014. Архивировано 17 января 2015 года.
  11. Jules Bianchi dies from injuries suffered in 2014 Japanese GP crash (англ.). Associated Press. ESPN (July 18, 2015). Дата обращения: 29 июля 2015. Архивировано 11 мая 2016 года.
  12. Jules Bianchi: F1 driver dies from Suzuka crash injuries (англ.). BBC.com (July 18, 2015). Дата обращения: 29 июля 2015. Архивировано 25 октября 2015 года.
  13. 1 (2013) (англ.). DVDReleaseDates.com. Дата обращения: 29 августа 2014. Архивировано 23 августа 2017 года.
  14. 1: Life On The Limit Blu-ray (англ.). Blu-ray.com (December 20, 2013). Дата обращения: 29 августа 2014. Архивировано 23 августа 2017 года.
  15. McCahill, Mike. 1: Life on the Limit – review (англ.). The Guardian (January 9, 2014). Дата обращения: 30 июля 2014. Архивировано 27 февраля 2018 года.
  16. Freer, Ian. 1: Life On The Limit: Formula 1 documentary (англ.). Empire. Дата обращения: 2 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  17. Walthert, Matthew. '1: Life on the Limit': A Review of the New Formula 1 Documentary (англ.). Bleacher Report (January 13, 2014). Дата обращения: 2 сентября 2014. Архивировано 12 ноября 2014 года.

Ссылки