Эдем

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Эде́м, или Еде́м[1] (др.-евр.עדן‏‎, Eden; Э́ден[2] — райский сад в древнееврейских религиозных текстах[3], место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения. В еврейских религиозных текстах (Мишна)[4], а также в других религиях Эдем это еще и загробный мир, в который возвращаются праведники после своей смерти, в отличие от ада, в который попадают грешники.

Как подчёркивает религиовед Мирча Элиаде, слово «Эдем» израэлиты сближали со словом е’den — «наслаждение». Географическое местоположение Эдема описано в Книге Бытия как источник четырех притоков рек и трактуется Армянским нагорьем (около истоков рек Тигр и Евфрат)[5], Месопотамией (Вавилонией)[6][7] и Индией[8][9].

Подобно повествованию о потопе в Книге Бытия, повествованию о сотворении Бытия и рассказу о Вавилонской башне, история Эдема перекликается с месопотамским мифом о царе как о первобытном человеке, помещенном в божественный сад для охраны древа жизни[10]. Тора изображает Адама и Еву гуляющими обнаженными по Эдемскому саду из-за их безгрешности[11].

В Торе

Согласно книге Бытия Эдем располагался «на востоке» (Быт. 2:8).

Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассирией. Четвёртая река Евфрат (Прат )

Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны (в то же время Быт. 3:22 указывает, что бессмертие было им доступно в виде Дерева жизни) и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего утратили доступ к Дереву жизни и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом (Быт. 3:24).

В Коране

Сады Эдема (араб. جَنَّاتُ عَدْنٍ) — прекрасное место возвращения, уготованное потомкам Адама. За воротами праведников ожидает прекрасный сад, в тени которого протекают реки. Обитатели Эдема окажутся там в компании сверстниц с потупленными взорами, будут украшены золотыми и жемчужными браслетами, облачены в одеяния из атласа, парчи и шёлка, их будут угощать фруктами и изысканными напитками. Праведники войдут в Эдем вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. (Коран 20:75-76, 38:49-54, 13:19-23, 35:32-53).

В садах Эдема не будет пустословия. Вокруг будет царить радость и полное умиротворение. (Коран 19:61-63)

Версии о местонахождении Эдема

Как это ни странно, относительно вопроса достоверного местонахождения Эдема учёные-библеисты к единому мнению прийти не могут и по сей день, хотя более чем приемлемое и даже однозначное определение географического расположения Эдема представляется задачей вполне себе разрешимой, ибо достаточно точные географические ориентиры, по которым определяется топографическое местоположение Эдема, вполне конкретно и ясно указаны уже в первой книге Библии.

Пьер Мулляр-Сансон — представитель династии картографов в третьем поколении, внук основоположника французской картографии Николя Сансона — создал свою «Карту Земного рая по Моисею» («Carte du paradis terrestre selon Moyse») в 1724 году. Приняв точку зрения Калыме, он поместил Рай в исторической Армении. Наиболее наглядной картой с изображением Эдема является карта англичанина Эммануэля Боуэна, напечатанная около 1780 года. На карте Рай представлен на территории исторической Армении. Карта называется «A Map of the Terrestrial Paradise according to the author’s scheme» («Карта Земного Рая согласно схеме автора»). Варианты различных карт «Земного рая» в ХVII—XVIII веках в разных странах издавали также Вугонди, Бюаш, Моксон, Стокхауз и другие картографы.

Древнее Междуречье. Города Шумера и Аккада в 3-м тысячелетии до н. э. Указаны современные очертания русел рек Тигр и Евфрат.

По поводу отождествления рек Фисон и Гихон мнения исследователей расходятся. Среди возможных вариантов упоминаются такие реки, как Кура, Аракс, Ганг, Керхе, КарунЭламе), Дияла, Вади ар-Рума и даже Нил. Еврейская религиозная традиция отождествляет реку Гихон с одноимённым источником в Иерусалиме.

Поскольку Персидский залив в древности считался местом, куда впадали эти реки, то его иногда отождествляли с большой рекой, разделяющейся на четыре. Такое отождествление залива с рекой подкрепляет основанное на библейском тексте (Быт. 2:10—14) мнение, что Сад Эдемский был расположен к востоку от «Шинара» (возможно, Шумера). Этимология слова «Эдем» выводится сторонниками этой гипотезы от шумерского слова эдин (`равнина`) — географического термина, которым часто обозначается равнина между Тигром и Евфратом в южной Месопотамии. Другие исследователи полагают, что единая река-исток находилась на севере у начала Тигра и Евфрата; в этом случае, однако, возникает проблема идентификации рек Пишон и Гихон. О местонахождении Эдема и его рек до сих пор ведутся споры.

Профессор археологии Юрис Заринс помещает Эдем и райский сад на дно Персидского залива. Его исследование основывалось на многочисленных источниках, в том числе космических съёмках LANDSAT. Согласно этой теории, река Гихон могла соответствовать реке Карун в Иране, а река Фисон — высохшей реке Вади-эль-Батин, ранее орошавшей плодородную центральную часть Аравии. Около шести тысячелетий назад обильная плодородная земля была затоплена, и её жителям пришлось бежать от стихии. В поддержку его гипотезы о реке Фисон высказался Джеймс А. Зауэр[12]

Британский историк, бывший директор Института по изучению междисциплинарных наук Дэвид Рол утверждает, что установил местонахождение легендарного Эдемского сада в иранской провинции Азербайджан в окрестностях Тебриза, на основании которого базировалась традиция книги Бытия. Согласно Дэвиду Ролу, райский сад находился в длинной долине к северу от вулкана Сехенд, близ Тебриза. Он приводит несколько географических сходств и топонимов, которые, как он считает, соответствуют библейскому описанию. Эти сходства включают близлежащие истоки четырёх рек Эдема: Тигр, Евфрат, Джейхун (евр. Гихон) и Фисон[13].

Эдем в литературе

Земной рай в «Божественной комедии» Данте

Земной рай у Данте находится на вершине горы Чистилища (гора Чистилища и Иерусалим у Данте расположены на противоположных концах земного диаметра).

Эдем в романе «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита»

В романе Чарльза Диккенса «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» Эдемом называлось американское поселение, в котором Мартин и его компаньон Марк Тэпли купили участок земли. По заверениям агента земельной компании мистера Скэддера, Эдем представлял собой цветущий город, в котором были банки, церкви, фабрики, гостиницы, биржа, редакция ежедневной газеты и т. д. В действительности в Эдеме оказалось несколько полуразрушенных домов, жители которых уехали либо умерли от лихорадки, а местность оказалось заболоченной и чрезвычайно нездоровой.

В романе Станислава Лема

В романе Станислава Лема «Эдем» 1959 года прекрасная издали планета названа космолётчиками Эдемом, но когда они терпят крушение — чрезмерно приблизившись к ней на облёте, чтобы получше её рассмотреть, и врезавшись в атмосферу по ошибке, — то находят на ней цивилизацию, поработившую собственное население с помощью тотального контроля над информационными потоками.

Эдем в музыке

Фредерик Шопен — Сад Едема.

Примечания

  1. Сейчас более распространённый вариант — Эдем, но раньше, в том числе и во многих переводах Библии на русский язык, использовался вариант написания Едем.
  2. Эден // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Быт. 2:8
  4. Мишна, Пиркей авот, Глава 5
  5. Thomas Nelson. Nelson's Complete Book of Bible Maps and Charts, 3rd Edition. — Thomas Nelson, 2010. — P. 8
  6. Eden // International Standard Bible Encyclopedia
  7. The Garden of Eden: A Modern Landscape
  8. Диакон Александр Филиппов. Гипотеза о местонахождении Рая в свете теории дрейфа материков // Церковный вестник Санкт-Петербургской митрополии, 2003, № 3.
  9. Content of Chapter 1 Jerusalem — The Center of the Garden of Eden
  10. Davidson, Robert (1973). Genesis 1-11 (commentary by Davidson, R. 1987 [Reprint] ed.). Cambridge, Eng.: Cambridge University Press. ISBN 9780521097604.
  11. Дональд Миллер (2007) Миллер 3-в-1: Синий, как джаз, Через раскрашенные пустыни, В поисках Бога , Thomas Nelson Inc, ISBN 978-1418551179 , с. PT207
  12. James A. Sauer, "The River Runs Dry, " Biblical Archaeology Review, Vol. 22, No. 4, July/August 1996, pp. 52-54, 57, 64
  13. Cline, Eric H. (2007). From Eden to Exile: Unraveling Mysteries of the Bible. National Geographic. p. 10. ISBN 978-1-4262-0084-7.

Ссылки