Шопен, Фридерик

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Шопен»)
Фридерик Шопен
Fryderyk Chopin[прим. 1]
Frédéric Chopin
Шопен в 1849 году, одна из двух сохранившихся фотографий композитора.Шопен в 1849 году, одна из двух сохранившихся фотографий композитора.
Основная информация
Дата рождения 1 марта 1810(1810-03-01)
Место рождения Желязова-Воля, Варшавское герцогство
Дата смерти 17 октября 1849(1849-10-17) (39 лет)
Место смерти Париж, Франция
Страна  Варшавское герцогство Царство Польское
Флаг Франции Франция
Профессии композитор, пианист
Инструменты фортепиано
Жанры ноктюрн, баллада, этюд, мазурка, вальс, полонез, экспромт, прелюдия и др.
Портрет Фридерика Шопена в 25 лет. Мария Водзинская, 1835

Фридери́к Шопе́н[прим. 2][1][прим. 3] (1 марта[2][3][прим. 4] 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы, Варшавское герцогство[4] — 17 октября 1849, Париж, Франция) — польский композитор и пианист французско-польского происхождения.

В зрелые годы (с 1831 года) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Биография

Происхождение и семья

Отец композитора — Николя Шопен (1771[прим. 5]—1844), из простой семьи[5], во второй половине 1787 года переселился из Франции в Польшу и начал работать на табачной фабрике, принадлежавшей его соотечественнику[6]. В 1795 году он становится учителем в семье Лончиньских, а с 1802 года воспитывал детей графа Скарбека в его имении Желязова-Воля[7].

Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фридерик Шопен

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской[8] (1782—1861), служившей у графов экономкой[4]. Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века; его представители владели деревней Кшижаново около Косцяна. К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины.

По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям[4].

Желязова-Воля, где родился Шопен, и Варшава, где он жил с 1810 до 1830, во время Наполеоновских войн до 1813 были на территории Варшавского Герцогства, вассального Наполеоновской Империи, а после 3 мая 1815 года, по итогам Венского конгресса — на территории Царства Польского[9] (Królestwo Polskie), вассального Российской Империи[10].

Осенью 1810 года, спустя около семи месяцев после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место[11] после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков, а также французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея, который пользовался хорошей репутацией[11].

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме Фридерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая — Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие — Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия — выдающимся литературным талантом[12].

Детство

Существует анекдот о том, что ещё трёх лет от роду Шопена застали ночью за роялем, на котором он подбирал танцевальную мелодию, которую Юстина играла для пансионеров днём, и пояснил при этом, что хочет подменять мать, если она устанет. Первой учительницей Шопена стала его старшая сестра Людвика, которая была очень музыкальна. Позднее в письме от ноября 1825 года Шопен хвалит сочинённую ею мазурку[13].

Дворец Острожских — место расположения варшавского музея Шопена

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (17561842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Живный считал себя представителем школы Баха, с которым Шопен, таким образом, познакомился в самом раннем возрасте и пронёс почтение к лейпцигскому кантору через всю жизнь. Также он играл Моцарта, Гайдна, Бетховена, Гуммеля, Риса, Йировца и других современных пианистов. Восьми лет, в конце февраля 1818 года, Шопен впервые выступил на публике с концертом Йировца и с тех пор играл у друзей семьи и в аристократических салонах. Его сравнивают с Моцартом. В 1819 году певица Анджелика Каталани, восхищённая исполнением, дарит Шопену золотые часы с гравировкой[14].

Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его[15].

Также Живный, будучи, как свойственно эпохе, хорошим импровизатором, начал и композиторское образование Шопена. Его первое изданное произведение, полонез g-moll (1817), вероятно, было записано и отредактировано Живным, потому что сам Шопен ещё не владел нотной грамотой. Также от того времени дошли полонез B-dur и «Военный марш», исполнявшийся в Варшаве на парадах. Вероятно, тому же времени принадлежит мазурка D-dur. Наиболее ранний (датированный автором 23 апреля 1821 года) сохранившийся автограф Шопена — полонез As-dur. Эти произведения стоят в общем ряду своей эпохи и оригинальными, присущими стилю Шопена, чертами, разумеется, не обладают[16].

После домашнего обучения, обусловленного хрупким здоровьем, Шопен в 1823—1826 годах обучается в Варшавском лицее, не интересуясь математикой и естественными науками, но проявляя интерес к истории литературы и истории Польши. Историю Польши он по вечерам «рассказывал» при помощи рояля[17].

Юность

С двенадцати лет (1822) Шопен начал свои частные теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера, друга семьи Шопенов. В 1826 году Шопен перешёл к Эльснеру в Высшую школу музыки. Эльснер характеризовал его словами «Музыкальный гений» и не ограничивал какими-либо правилами или методами. В своём учебном курсе Эльснер опирался на материал польской народной песни[18].

Среди школьных друзей Шопена — Титус Войцеховский,[19] Юлиан Фонтана, Игнаций Добжиньский, Т. Нидецкий, А. Орловский, Ю. Новаковский, А. Рембелиньский и другие польские музыканты и композиторы. С пианистом Рембелиньским Шопен импровизирует на двух роялях. В сочинениях для оркестра и хора Шопен нередко уступает другим ученикам, но главенство его пианистического искусства неоспоримо[20].

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали его дальнейшему развитию.

Зрелые годы. За границей

Шопен на почтовой марке Казахстана, 2010

С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях[21]. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, Штутгарт, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, Шопен приобрёл множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Высоко оценил пианизм Шопена Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Впрочем, эти уроки быстро прекратились, но дружба между двумя великими пианистами продолжалась много лет. В Париже Шопен окружил себя молодыми талантливыми людьми, которые разделяли с ним преданную любовь к искусству. В его окружение входили пианист Фердинанд Гиллер, виолончелист Франкомм, гобоист Бродт, флейтист Тюлон, пианист Стамати, виолончелист Видаль, альтист Урбан. Также он поддерживал знакомство с крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман.

Со временем Шопен сам начал вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию фортепьянной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулёз). Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени (среди них Полина Виардо пела партию сопрано в Tuba Mirum) был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Творчество

Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Как отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Н. Ф. Соловьёв,

«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.

К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины».

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал [источник не указан 2930 дней] многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил [источник не указан 2930 дней] гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена: 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828—1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835—1842), 4 скерцо (1832—1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена[22].

Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte[23]. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте[24].)

Музыкальные инструменты

В период жизни в Варшаве Фридерик Шопен играл и создавал музыку на рояле польского мастера Буххольца[25]. Позже, во время жизни в Париже, он приобрел для себя инструмент от Плейеля, который Шопен оценил словами «нет ничего лучше!»[26]. Подружившись с композитором в Париже, Ференц Лист описывал звучание этого рояля Шопена как «союз хрусталя и воды»[27]. В своем доме в Лондоне Шопен хранил три инструмента, и об этом он писал в одном из своих писем: «У меня есть просторная гостиная с тремя роялями: Плейель, Бродвуд и Эрар»[28].

В 2010 году созданная Полом Макналти копия рояля Плейеля шопеновского времени, оригинал которого находится в Парижском музее музыкальных инструментов и датируется 1830 годом, впервые прозвучала в столице Польши на концертах варшавского ансамбля Musicae Antiquae Collegium Varsoviense[29]. В 2018 году реплика рояля Буххольца (подобного тому, который принадлежал когда-то семье Шопена), также созданная Полом Макналти, была впервые представлена публике в Театре Велки — Польской национальной опере[30] и была использована в Первом международном конкурсе Шопена на исторических инструментах[31]. В конкурсе участвовала и реплика рояля венского мастера Графа, а также восстановленные старинные рояли Плейеля, Эрара и Бродвуда[31].

Произведения

Для фортепиано с ансамблем или с оркестром

Мазурки (всего 58)

  • Op.6 — 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
  • Op.7 — 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830—1831)
  • Op.17 — 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832—1833)
  • Op.24 — 4 мазурки: g-moll, C-dur, As-dur, b-moll
  • Op.30 — 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836—1837)
  • Op.33 — 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837—1838)
  • Op.41 — 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
  • Op.50 — 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841—1842)
  • Op.56 — 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
  • Op.59 — 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
  • Op.63 — 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
  • Op.67 — 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
  • Op.68 — 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы

Всего 20[32], в том числе:

  • Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur (1830—1832)
  • Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll (1833—1835)
  • Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836—1839)
  • Op. 44 fis-moll (1840—1841)
  • Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
  • Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845—1846)
  • WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

Начало «Ноктюрна» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, Op.62 № 2. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты.
  • Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829—1830)
  • Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830—1831), g-moll (1833)
  • Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834—1835)
  • Op. 32 H-dur, As-dur (1836—1837)
  • Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
  • Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
  • Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
  • Op. 62 № 1 H-dur, № 2 E-dur (1846)
  • Op. 72 e-moll (1827)
  • Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (всего 17)

  • Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
  • Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
  • Op. 34 № 2 a-moll (1831)
  • Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
  • Op. 42 «Большой вальс» As-dur
  • Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
  • Op. 64 № 2 cis-moll (1846—1847)
  • Op. 64 № 3 As-dur
  • Op. 69 № 1 As-dur
  • Op. 69 № 2 h-moll
  • Op. 70 № 1 Ges-dur
  • Op. 70 № 2 f-moll
  • Op. 70 № 3 Des-dur
  • Op. posth. e-moll, E-dur, As-dur, Es-dur

Сонаты (всего 3)

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)

Прелюдии

(аудио)
Chopin Prelude Opus 28 n.4
Помощь по воспроизведению

Всего 26[32]:

  • 24 прелюдии Op. 28 (1836—1839) — во всех мажорных и минорных тональностях
  • Прелюдия cis-moll Op. 45 (1841)
  • Прелюдия As-dur B. 86 (1834)

Экспромты (всего 4)

  • Op. 29 As-dur (около 1837)
  • Op, 36 Fis-dur (1839)
  • Op. 51 Ges-dur (1842)
  • Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

  • Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828—1832)
  • Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831—1836)
  • WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)

Скерцо (всего 4)

  • Op. 20 h-moll (1831—1832)
  • Op. 31 b-moll (1837)
  • Op. 39 cis-moll (1838—1839)
  • Op. 54 E-dur (1841—1842)

Баллады (всего 4)

(аудио)
Баллада Op. 47 As-dur
Помощь по воспроизведению
  • Ор. 23 g-moll (1831—1835)
  • Op. 38 F-dur (1836—1839)
  • Op. 47 As-dur (1840—1841)
  • Op. 52 f-moll (1842—1843)

Другие

(аудио)
Соната для виолончели и фортепиано Op.65 g-moll, первая часть
Помощь по воспроизведению
  • Фантазия Op. 49 f-moll (1840—1841)
  • Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845—1846)
  • Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
  • Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840—1841)
  • Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
  • Болеро Op. 19 C-dur (1833)
  • Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
  • Песни Op. 74 (всего 19)(1829—1847)
  • Рондо (всего 4)

Обработки и переложения музыки Шопена

  • А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907)
  • Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969)
  • С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902—1903)
  • М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907)
  • М. А. Балакирев. Переложение для фортепиано соло Романса (II части) из Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910)
  • М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908)
  • Ф. Бузони. Девять вариаций на тему прелюдии Шопена до минор
  • Ф. Момпу. Вариации на тему Ф. Шопена
  • Ф. Лист. Транскрипции шести польских песен Шопена для фортепиано (Желание, Весна, Колечко, Пирушка, Моя баловница, Жених)
  • А. Корто. Фортепианная транскрипция Largo из Сонаты для фортепиано и виолончели

Записи, сделанные на инструментах эпохи Шопена

  • Алексей Любимов. Шопен, Бах, Моцарт, Бетховен. «На домашнем рояле Шопена». Записано на оригинальном рояле Плейель 1843 г.
  • Кшиштов Княжек. Фридерик Шопен, Кароль Курпински. «Piano Concerto No.2 f-moll (solo version). Mazurkas, Ballade; Fugue & Coda B-du». Записано на реплике рояля Буххольца (варшавский рояль Шопена) от Пола Макналти
  • Дина Йоффе. Фридерик Шопен. «Piano Concertos No. 1 & 2, version for one piano». Записано на оригинальных роялях Плейель 1848 г. и Эрар 1838 г.
  • Вивиана Софроницкая, Сергей Истомин. Фредерик Шопен. «Complete works for cello and piano». Записано на репликах роялей Плейель 1830 г. и Граф 1819 г. от Пола Макналти
  • Томаш Риттер. Фридерик Шопен. «Sonata in B Minor, Ballade in F minor, Polonaises, Mazurkas». Записано на оригинальных роялях Плейель 1842 г., Эрар 1837 г. и реплике рояля Буххольца от П.Макналти

Память

Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки на надгробном памятнике Шопена на кладбище Пер-Лашез в Париже (скульптор О. Клезингер, 1850)
  • Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.
  • В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество имени Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве[33].
  • В 1949—1962 годах польским музыковедом Людвиком Бронарским было опубликовано полное собрание сочинений Шопена — «Fr. Chopin, Dzieła wszystkie», PWM, Kraków[34].
  • В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Шопену.
  • В 1982 году в ПНР выпущена банкнота номиналом 5000 злотых с портретом композитора и нотной записью полонеза.
  • В 1998 году Московское государственное училище (ныне — колледж) музыкального исполнительства, а в 2011 году Иркутский музыкальный колледж стали носить имя Ф. Шопена.
  • В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена.[35]
  • Постановлением Сейма Польши 2010 год объявлен Годом Шопена[36].
  • 1 марта 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.
  • 2 декабря 2010 года в Алма-Ате в Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы посольством Польши в честь Года Шопена открыт концертный зал имени Фредерика Шопена[37], а «Казпочта» выпустила памятную почтовую марку, посвящённую 200-летию Фредерика Шопена.
  • В 2010 году в Бишкеке (Киргизия) установлена памятная доска и названа улица в честь Фредерика Шопена.
  • В 2010 году, также в честь 200-летия композитора, российский пианист Рэм Урасин исполнил все произведения Шопена в цикле из 11 концертов[38].
  • В 2018 году в Варшаве впервые был проведён Международный конкурс имени Шопена на исторических фортепиано.
  • Во многих городах Польши и мира установлены памятники в честь Шопена (в том числе Варшаве, Познани, Желязовой-Воле, Кракове, Париже, Шанхае, Тиране и другие).
  • В честь Шопена назван кратер на Меркурии[39].

Примечания

  1. Иногда в источниках, чаще всего польскоязычных, встречается транскрипция Szopen, см. напр. Sikorski J. Wspomnienie Szopena. / Biblioteka Warszawska t. 4, z. 108, 1849. s. 510-559; Przybyszewski S. Szopen a naród. — Kraków.: Spółka nakł. "Książka", 1910; Paderewski I. J. Szopen. — Warszawa: Muzyka, 1926; Gliński M. Szopen: monografja zbiorowa. — Warszawa: Muzyka, 1932 и др.
  2. Традиционная в русском языке транскрипция. См.: Музыкальная энциклопедия (том 6, 1983), Музыкальный энциклопедический словарь (1990), Большая российская энциклопедия (том 34, 2017) и др.
  3. Полное имя — Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также Szopen). В польском языке ударение падает на второй от конца слова слог — Фриде́рик Франци́шек Шо́пен. Полное имя во французской транскрипции — Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (фр. Frédéric François Chopin). Французское написание фамилии — Chopin — проистекает от фамилии его отца, француза по национальности (PSB, 1937).
  4. По другим данным, 22 февраля (Соловцов, 1960, с. 14, Chopin Complete Piano Sheet Music).
  5. Деревня Марэнвилль, департамент Вогезы (Соловцов, 1960, с. 9).

Источники

  1. А.О. Митина. Шопен Фридерик. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 18 февраля 2018.
  2. Институт славяноведения АН СССР. Краткие сообщения. — Наука, 1952. — 662 с.
  3. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. Т.3. — ОЛМА Медиа Групп, 2001. — 800 с. — ISBN 978-5-224-03123-8.
  4. 4,0 4,1 4,2 Соловцов, 1960, с. 13.
  5. Институт Фредерика Шопена
  6. Соловцов, 1960, с. 8—9.
  7. Соловцов, 1960, с. 12—13.
  8. Fryderyk Chopin - Information Centre - Justyna Chopin - Biography. en.chopin.nifc.pl. Дата обращения: 7 ноября 2021.
  9. По Конституции, принятой Венским конгрессом под угрозой войны с Россией — Королевство Польское, в 1829 году Николай I короновался в Варшаве как Король Польский, см. Коронация Николая I в Варшаве однако в России общепринятое название, утвердившееся после подавления восстания 1830 года — Царство Польское
  10. По Конституции, Королём Польским короновался Император Всероссийский, назначавший Наместника
  11. 11,0 11,1 Соловцов, 1960, с. 14.
  12. Соловцов, 1960, с. 13—16.
  13. Соловцов, 1960, с. 15.
  14. Соловцов, 1960, с. 17—19.
  15. Соловцов, 1960, с. 20.
  16. Соловцов, 1960, с. 21.
  17. Соловцов, 1960, с. 23.
  18. Соловцов, 1960, с. 21—22.
  19. Late Outing - Chopin was Homosexual – and Nobody should Know - Kultur - SRF. www.srf.ch. Дата обращения: 22 апреля 2022.
  20. Соловцов, 1960, с. 30—31.
  21. Армен Казарян. Шопен и польское восстание 1830. Дата обращения: 6 апреля 2018.
  22. Хитрик, 2001.
  23. William Mason. Memories of a musical life — NY: The Century Co., 1901. — P. 75-76. (англ.)
  24. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. // Государственное музыкальное издательство. Москва. 1958 г.
  25. Vogel, "Fortepiany i idiofony klawiszowe w Królestwie Polskim w latach młodości Chopina, " 64.
  26. Chopin’s letters. By Chopin, Frédéric, 1810—1849; Voynich, E. L. (Ethel Lillian), 1864—1960; Opienski, Henryk, 1870—1942
  27. Franz Liszt. Life of Chopin. Translated by Martha Walker Cook. Dover Publications Inc., 2005.
  28. Chopin’s letters. By Chopin, Frédéric, 1810—1849; Voynich, E. L. (Ethel Lillian), 1864—1960; Opienski, Henryk, 1870—1942
  29. Овчинников И. Ближе к оригиналу. Piano Forum. Дата обращения: 24 июня 2021.
  30. Fortepiany Chopina. Wyjątkowa wystawa instrumentów z kolekcji Narodowego Instytutu Fryderyka Chopina.
  31. 31,0 31,1 Moran, Michael (2018-01-31). «1st International Chopin Competition on Period Instruments. 2-14 September 2018». Classical Music Festivals and Competitions in Poland and Germany — with occasional unrelated detours.
  32. 32,0 32,1 Соловцов, 1960, с. 458—463.
  33. Организации, занимающиеся популяризацией творчества Шопена (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  34. Людвиг Бронарский
  35. Аэропорт Варшавы Окенче/Окенче/Port lotniczy Warszawa-Okęcie. WAW/EPWA :: Аэропорты
  36. 2010 — The Year of Fryderyk Chopin (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2010. Архивировано 23 марта 2010 года.
  37. Концертный зал имени Шопена имеет 140 посадочных мест и общую площадь 137 м². В начале декабря, во время прохождения встречи ОБСЕ, посольством Польши в честь Года Шопена в Казахстане, Малому концертному залу официально присвоено имя великого польского композитора Архивная копия от 21 апреля 2012 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3997 дней] — история)
  38. Рэм Урасин: Мне удалось воплотить мечту – сыграть всего Шопена. Музыкальный Клондайк (01.12.2015). Дата обращения: 16 ноября 2017.
  39. Planetary Names: Crater, craters: Chopin on Mercury // Gazetteer of Planetary Nomenclature / International Astronomical Union (IAU) Working Group for Planetary System Nomenclature (WGPSN)

Литература

Дополнительная литература

  • Асафьев Б. В. Шопен (1810—1849). Опыт характеристики. — Москва, 1922 год.
  • Богданов-Березовский В. М. Шопен. Краткий очерк жизни и творчества. — Л.: Тритон, 1935. — 46 с.
  • Бэлза И. Ф. Фридерик Францишек Шопен / Академия наук СССР ; Институт истории искусств. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1960. — 463 с.
  • Вахранёв Ю., Сладковская Г. Этюды Ор. 10 Ф. Шопена. — Харьков, 1996.
  • Венок Шопену. — М. 1989.
  • Давыдова Л. К. Фр. Шопен: Его жизнь и музыкальная деятельность. — СПб.: Тип. С. Н. Худекова, 1892. — 76 с. — (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Егорова М. Сонаты Шопена. — М., 1986.
  • Ежевская З. Фридерик Шопен. — Варшава, 1969.
  • Зенкин К. В.' Система жанров фортепианной миниатюры Шопена. — М., 1985.
  • Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена. — М., 1995.
  • Ивашкевич Я. Шопен. — М., 1963.
  • Кремлев Ю. А. Фредерик Шопен. — М., 1960.
  • Лист Ф. Ф. Шопен. — М., 1956.
  • Мазель Л. А. Исследования о Шопене. — М., 1971.
  • Мильштейн М. И. Очерки о Шопене. — М., 1987.
  • Николаев В. Шопен-педагог. — М., 1980.
  • Раковец Т. Этюды Шопена. — М., 1956.
  • Синявер Л. Жизнь Шопена. — М., 1966.
  • Тюлин Ю. Н. О программности в произведениях Шопена. — М., 1968.
  • Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. — М., 1960.
  • Фридерик Шопен: Збірка статей / Ред.-упорядник Я. Якубяк. — Львів: Сполом, 2000. ISBN 966-7445-57-7
  • Цыпин Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция. — М., 1990.
  • Шопен Ф. Письма: в 2-х т. / Сост. Г. С. Кухарский.— 4-е изд.— М.: Музыка. 1990.
  • Шопен, каким мы его слышим / Сост. С. М. Хентова. — М., 1970.
  • Отзвуки Шопена в русской культуре / Отв. ред. Н. М. Филатова. — М.: Индрик, 2012. ISBN 978-5-91674-173-5

Ссылки