Мазурка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мазурка
Мазурка в 1845 годуМазурка в 1845 году
Направление парный народный
Размер 3/4 или 3/8
Истоки мазуры
Время и место возникновения Мазовия
Родственные
Оберек, Куявяк, Полька, Рейдовак
См. также
Народные гулянья

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.

Внешние видеофайлы
Мазурка из оперы Станислава Манюшко «Галька», хореография Януша Юзефовича, Варшавская опера.

Название танца произошло от прежнего наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец[1]. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца[2]. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Фредерика Шопена, написавшего около 60 мазурок. Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские («блестящие») и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.

Под влиянием Шопена мазурки писали и другие польские композиторы: Кароль Шимановский, Александр Тансман, Болеслав Войтович[2]. Народная мазурка лежит в основе национального гимна Польши.

В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.

В мазурке, написанной Александром Гречаниновым, — два колена, из которых первое напоминает звон колоколов, а второе — проигрыш песни «Мы с тобой два берега».

Композитор Цезарь Пуни при написании музыки к балету «Конёк-горбунок» (1864 год) для своей мазурки в последнем действии использовал известную песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Примечания

  1. [slovar.cc/muz/term/2479412.html Мазурка]. Cловарь музыкальных терминов. Дата обращения: 18 июня 2017.
  2. 2,0 2,1 Мазурки Шопена.

Ссылки

  • Мазурка. Танцевальный словарь. Дата обращения: 18 июня 2017.
  • Фредерик Шопен, мазурки. Culture.pl. Польский центр музыкальной информации. Дата обращения: 18 июня 2017.
  • Anna Legierska. Wywiń mazurka! (польск.). Culture.pl. Дата обращения: 18 июня 2017.
  • Mazurek (youtube.com)