Шесть миров

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Буддизм

Шесть миров (тиб. rigs drug gi skye gnas), также «шесть лок», «шесть реальностей», «шесть путей» — в буддизме шесть возможных перерождений в сансаре. Шесть миров называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями».

Выделяются следующие шесть миров (от высшего к низшему):[1]

  1. Мир дэвов (богов) — дэва-лока.
  2. Мир асуров (полубогов, титанов, или демонов) — асура-лока.
  3. Мир людей — манака-лока.
  4. Мир животных — тирьяка-лока.
  5. Мир претов (голодных духов) — прета-лока.
  6. Мир нараков (адских существ), ад — нарака-лока.

Миры представляют шесть возможных путей жизни разного качества, попадание в тот или иной мир зависит от деяний (кармы) и состояния сознания на момент смерти. Буддийская психология рассматривает шесть миров не только как места, куда попадают после смерти, но как и состояния сознания, меняющиеся в течение жизни: наслаждение — мир богов; власть — мир асуров; страстное желание — мир претов; злоба, ревность, зависть, агрессия — ад; невежество, постоянная жизнь сиюминутными потребностями (неустроенность, голод) — животные. Люди отличаются возможностью принимать решения сознательно.

Одним из важных положений буддизма является утверждение о том, что «человеческое перерождение получить нелегко». Смысл этого утверждения в том, что существа во всех других состояниях не способны сознательно принимать решения и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств. Даже боги пребывают в постоянном наслаждении и, хоть и способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары, полностью увлечены удовольствиями. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.

При этом все миры сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая шесть миров, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и ущербность сансары в целом (см. Четыре Благородные Истины).

Различные школы буддизма описывают шесть миров с небольшими расхождениями. Некоторые школы ставят асуров выше людей, а некоторые — ниже. Асуры были специально выделены в отдельный мир ламой Цонкапой[источник не указан 4789 дней]. В старейшей школе Тхераваде, описывается 31 мир[2], который делится на 5 уделов, что согласуется со словами Будды в Палийском Каноне:

Сарипутта, есть эти пять уделов. Какие пять?

  • ад,
  • мир животных,
  • мир духов,
  • человеческие существа,
  • боги.[3]

Существует легенда о том, что асуры жили когда-то в мире богов на небе Траястринса, но были изгнаны главой этого неба Шакрой. С тех пор они обитают в пещере горы Меру, ведут ожесточенные бои с богами и всегда терпят поражение[4].

Мир богов

Мир богов (дэвов), который называется дэвалока — мир блаженства и гордости.

Понятие дэ’вы (боги) несколько отличается от принятого в римской или греческой мифологии. Боги не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго. Боги не являются всемогущими и как правило не являются творцами (демиургами), боги не решают проблемы жизни и смерти. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.

Обитателей дэвалоки делят на богов сферы чувственного, богов сферы форм и богов сферы отсутствия форм (см. Три сферы), в каждой из этих сфер имеется много местопребываний, которые детально описаны.

Мир асуров

Мир асуров — мир демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти, борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться ревностью и завистью. Это перерождение возникает у тех, кто имел добрые намерения, но действовал неправильно и приносил вред другим. Хотя иногда говорят, что асуры живут лучше чем люди, они несчастны, потому что завидуют богам.

Асуров называют также титанами, завистливыми богами, антибогами, демонами, борющимися демонами. В мифологии ваджраяны асуры символизируют зависть[4].

Мир людей

Мир людей характеризуется желаниями, эмоциями и сомнениями. Вероятность достижения нирваны, становления на путь бодхисаттвы или возможность стать Буддой в мире людей наиболее высокая, поскольку считается, что в этом мире наравне можно познать как радости, так и страдания, вследствие чего можно наиболее полно анализировать явления, что является необходимым в практике. Поэтому рождение в этом мире считается особой удачей.

Мир животных

Мир животных (Тирьяг-йони) ассоциируется с фундаментальным невежеством и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание.

Мир претов

Мир претов (голодных духов) — преталока, связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу.

Мир адских существ

Мир адских существ (нарака) называется наракалока — место, где превалирует злоба и ненависть.

В буддийском представлении наказание в аду длится не вечно. Существа пребывают там до тех пор, пока не очистится их негативная карма, а после этого они перерождаются в более высоких реальностях. Выделяются восемь горячих и восемь холодных адов, есть ещё и дополнительные ады.

См. также

Примечания

  1. Уолтер Й. Ивэнс-Вентц (Предисловие). Тибетская книга мёртвых. Бардо Тхёдол / под ред.Т. Савиловой, Ю. Кулишенко, И. Осипова, пер. А Боченкова. — М.: Издательство АСТ, 2018. — С. 383. — 416 с. — (Мудрость великих). — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-112036-8.
  2. Тхеравада.ру // Понятия и термины // Мир (Лока)
  3. Тхеравада.ру // Маха сиханада сутта // Пять уделов и ниббана
  4. 4,0 4,1 Мялль Л. Э. Асуры // Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. [70] (стб. 2). — 672 с. — 115 000 экз. — ISBN 5-85270-032-0.

Ссылки