Чумаки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Айвазовский И. К. Чумаки в Малороссии, 1885

Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы[1]) — категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI—XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.

Чумаки отправлялись на телегах, запряжённых волами, к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. Чумаки играли важную роль в торговле Гетманщины и Слободской Украины. Позднее чумаками стали называть торговцев, привозивших соль и с других месторождений, например с озёр Эльтон и Баскунчак.

Этимология

Исследователи объясняют слово как заимствованное из тюркских языков: от турецкого čоmak (булава, длинная палка), уйгурского čоmak (сильный) или турецкого čumakdar (тот, что носит булаву)[2].

В «Древнетюркском словаре» слово «чомаг» (çomaq) означает посох, или палку с загнутым концом, на которую опирались при ходьбе[3]

Согласно «Словарю тюркизмов в русском языке»[4] в древнетюркских языках слово «чомак» (чomaq), наряду со значением «деревянная подпорка», обозначало дубинку с металлическим или каменным набалдашником[5].

Менее убедительна версия, согласно которой название происходит от крымскотатарского слова «чюм», то есть ковш для питья; также утверждается, что этим словом у татар обозначали извозчиков[6].

Деятельность

Юзеф Брандт. Чумаки на привале перед корчмою, 1865
Чумацкий воз. Львовский исторический музей.

До проведения железных дорог это был обширный промысел, занимавший много людей. Кроме крупной торговли с турками, поляками, украинцами, новосербами, крымскими татарами, чумаки вели мелкую торговлю внутри Сечи, предметом которой были епанчи, седла, стрелы, луки, стремена, сабли, удила и прочее. Кроме Сечи, торговля производилась и в паланках — в сёлах на Кальмиусе, Буге, Днепре и других.

По степям Северного Причерноморья и Приазовья были проложены несколько чумацких шляхов — Черный, Муравский, Молдавский, Бакаев.

Перевозка осуществлялась большими деревянными возами (мажами), в которые запрягались пара или четверо волов. На такой воз могли загружать более 60 пудов соли. Чаще всего использовали так называемых бессарабских волов половой масти с длинными рогами.

Походы чумаков были весьма рискованными мероприятиями: часто торговцы подвергались нападениям со стороны гайдамаков и татар. По этой причине чумаки редко отправлялись в путь в одиночку. Их часто сопровождали конвойные, нанятые за особый «ралец». В случае набега грабителей чумаки для защиты строили из возов так называемый табор. Всякая группа или валка имела своего выборного атамана, избиравшегося из опытных чумаков: он указывал путь, определял дневных и ночных сторожей для скота, распоряжался временем езды и отдыха, разбирал ссоры между ватажанами и тому подобное. Кроме атамана, каждая валка имела ещё кухаря, то есть кашевара, на возу которого находились съестные припасы, а также казан и таганы. Позднее, особенно в первой половине XIX века, чумачество приобрело более мирный характер.

Обычно чумаки нагружали на воз около 50 пудов (820 кг); соли клали до 60 и 65 пудов (1 000 кг). В дорогу отправлялось несколько хозяев, по предварительному взаимному уговору. Общее число пар волов доходило тогда до 40. С хозяевами шли наймиты, по одному человеку на четыре-пять волов. Срок найма начинался Светлым Христовым Воскресением и кончался зимним Николаем, и за всё это время наймит получал от хозяина рублей 8 или 10 серебром. В XIX веке чумацкая валка уже не выбирала атамана и кашевара; старшим считался тот, кто уже ходил в дорогу и знал чумацкие тракты и обычаи. Варили пищу и стерегли волов в ночное время чумаки поочерёдно.

Присоединение причерноморских земель к Российской империи способствовало расцвету чумацкого промысла. В это время чумацкие шляхи проходили через Богополь, Кривое Озеро, Вознесенск. Учитывая высокий спрос на лес и стройматериалы в южном регионе, чумаки скупали лес и лесоматериалы на днепровских пристанях в Черкассах, Новогригорьевске, Кременчуге, Каховке, а затем распродавали в Херсоне, Николаеве и Одессе. Часть этого леса и разные изделия из дерева выменивались на зерно в окружающих селах. С Киевщины в Николаев доставлялся хлеб; часть его покупалась для нужд флота морским ведомством, остальной доставлялся в Одессу каботажным флотом. Чумаки также доставляли на юг различные овощи, особенно картофель и лук, продавая их, в основном, в Херсоне и Николаеве. С юга традиционно доставляли соль, рыбу и разные товары из Одесского, Херсонского портов, а начиная с 1860-х годов и из Николаевского коммерческого порта. Одним из центров чумацкого промысла на Юге Украины был Ольвиополь. Чумаки из этого города специализировались на доставке зерна в Одессу, Николаев. Вознесенск. Более состоятельные закупали рыбу и соль, которую продавали в Каменце-Подольском и Старконстантинове.

Главным недостатком чумацкого транспорта была малая скорость транспортировки; при этом он считался достаточно надёжным.

Роль чумаков

Айвазовский И. К. Чумаки на отдыхе, 1885

Чумаки представляли собой прототип национального украинского купечества, основанный на началах товарищества и взаимовыручки. Однако первые чумаки были не только торговцами, но и промышленниками, и воинами. Чумацкая торговля была популярна и уважаема, так как была честна и сопряжена с опасностями для жизни. В Запорожье чумаки объединялись в «артели», как воины входили в состав низового казачества, платили всю прибыль от промысла в войсковой скарб и возмещали свои убытки войсковой казной.

См. также

Примечания

  1. Словарь русских синонимов
  2. Фасмер, 1987, с. 382.
  3. Боровкова Т. А., Дмитриева Л. В., Зырин А. А., Кормушин И. В., Летягина Н. И., Насилов Д. М., Наделяев В. М., Тенишев Э. Р., Тугушева Л. Ю., Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Издание второе, пересмотренное / Под ред. Д. М. Насилова, И. В. Кормушина, А. В. Дыбо, У. К. Исабековой. — Астана: Ғылым, 2016. — 760 с. — 1000 экз. — ISBN 978-601-7793-32-6.
  4. Шипова Е. Н. Словарь тюркизмов в русском языке / Е. Н. Шипова (составитель); Отв. ред. акад. А. Н. Кононов; Институт языкознания АН КазССР. — Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1976. — 444 с. — 3550 экз.
  5. Иманов Камран. Об этимологии слова «Човкaн» // Бакинский рабочий. — 2013, 17 декабря. — С. 8.
  6. Супруненко В. П. Чумацким шляхом // Вокруг Света. — 1996, март. — № 3. — С. 19.

Литература


Ссылки