Чудь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.).

Впервые чудь идентифицировал как «финландцев либо естландцев» в 1734 году профессор из Або Альгот Скарина (1684—1771) в диссертации «De originibus priscæ gentis Varegorum»[1]. Этноним употреблялся до конца XIX века в официальных документах Российской империи, но единообразия не было, слово «чудь» могло обозначать разные группы: финны и чудь могли быть синонимами, но могли и разбиваться на «чудь в пространном смысле» и «карелов», при этом первая группа делилась на «чудь/чухарей в тесном смысле» и водь/эстов — «чухну»[2].

Этимология

Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»[3], предполагается также, что одного корня с «чудь» прилагательное «чужой»[4]. Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже)[5]. В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов[4]. Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение[6].

Исторические упоминания

В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:

  • В «Повести временных лет» (859 год), летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары — полян, северян, вятичей»; здесь проводится различие между мерей и чудью[7].
  • В сообщении за 882 год, когда Олег отправился в поход, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе»[8]. Наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года[9].
  • В лето 6415 (907 г.) Чудь участвовала в походе Олега на Царьград (ПСРЛ т. XXXIII стр.16).
  • В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты. В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич).
  • Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, — не только весь и водь, но также ижору и корелу, предков ливвиков, одного из карельских субэтносов называли чудью олонецкой, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён[10]. Позже в оборот входит обозначение эстов — чухна.

В старорусской берестяной грамоте № 52[11] упоминается «у цюдина поло бѣ»[12].

Современность

«Чуди» (из серии графики художника-краеведа А. Г. Вороны), 2004 г.
Отражение подземного мира на найденных археологами медных и бронзовых украшениях связано с высоким качеством горных работ чудских племён и имеет реалистический характер: древняя чудь не только находила ископаемых ящеров, но и изображала человека стоящим на ящере или оседлавшим его[13]

У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков[14]. На территории расселения удмуртов и коми распространён топоним Шудья.

В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь (вепсы) численностью 13 250 человек (данные за 1865 год)[15]. В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года»[16], в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года»[17], а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года[18]. В 2002 году чудь внесена под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ»[19], а потом в аналогичный документ за 2010 год[20]. В 2010 году во время переписи ещё несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя, всего чуди в Пинежском районе около 200 человек[21]. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке. В переписи 2020-2021 года чудь не считалась отдельно, а входила составной частью в вепсов[22].

От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.

Фольклор

Иногда «чудью» называют мифологический персонаж («чудь белоглазая»), близкий по значению к европейским эльфам и гномам (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов)[23]. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

Топонимика

См. также

Примечания

  1. Scarin A. De originibus priscae gentis varegorum. Åbo. 1734 (цит. по Gräslund A.-S. Normannenproblemet. Uppsala. 1981, s. 2).
  2. Лескинен, Мария Войттовна. Финны и карелы на страницах российских этногеографических описаний второй половины XIX в. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 3 (2014).
  3. «Псковское чудо: 12 тайн Чудского озера» «Вокруг Света» от 10 января 2020 года: «Свое название озеро получило благодаря эстам и другим финно-угорским народностям, издревле населявшим северо-западные берега озера: славянские народы прозвали их чудью, потому что не могли разобрать странное наречие, на котором те общались».
  4. 4,0 4,1 См., напр., словарь Фасмера.
  5. Ср. норв. čutte, cuđđe, саам. шв. čute, čudе «преследователь, разбойник, название врага, притесняющего лопарей», саам. саам. čutte, čut.
  6. Ср. лит. tautà, латыш. tàuta, др.-прусск. tauto, ирл. tūath «народ», оск. touto.
  7. Меря и чудь в летописях никогда не смешиваются.
  8. Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, подг. текста, перев., статьи и коммент. Д. С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1996. — С. 150.
  9. Пименов В. В. Вепсы: очерк этн. истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965.
  10. Так, из «Слова о погибели Русской земли» известны тоймичи, жившие в волости Тойма к северу от Устюга. «Повесть о стране Вятской» сообщает, что новгородцы на реке Чепце, по которой они спустились к Вятке, нашли народ (народы?) чудь отяков
  11. Грамота №52 — Древнерусские берестяные грамоты
  12. Онлайн: берестяные грамоты 2021 года
  13. Баньковский Л. В., 2006, с. 28.
  14. Напольских В. В. Географическая привязка и этноязыковая идентификация летописной Югры.
  15. «Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи». — Демоскоп Weekly, 24 января - 6 февраля 2005. — № 187—188.
  16. СЛОВАРЬ НАРОДНОСТЕЙ для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года. — Демоскоп Weekly, 27 ноября - 10 декабря 2006. — № 267—268.
  17. СЛОВАРЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1959 ГОДА. Алфавитный словарь национальностей. Ч. — Демоскоп Weekly.
  18. Словари национальностей и языков Всесоюзной переписи населения 1989 г. Алфавитный словарь национальностей. — Демоскоп Weekly.
  19. АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЭТНИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ. Ч. Демоскоп Weekly.
  20. АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. Ч. Демоскоп Weekly.
  21. Еще чуть чудь. Коммерсантъ (16 января 2012).
  22. Федеральная служба государственной статистики. Всероссийская перепись населения 2020 года. Том 5: Национальный состав и владение языком. Таблица 1: Национальный состав населения
  23. Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.

Литература

Ссылки